Мы говорим о Паскале и о его понятиях, которые он составил, чтобы разобраться в таком явлении как иезуитизм. И он в нем разобрался, а заодно и в проблемах Нового времени, нового человека и нового христианства.
Итак, новое христианство, наконец, в меру ослаблено. Через безумный расчет оно сделалось приспособленным к Новому времени и новому миру.
Новый человек приспособился к самому себе. Теперь он гностически знает, как избегать всяческих бедствий, естественных: бедности, болезни и смерти, – и греховных: греха, проклятия и вечной смерти. Если при всем этом он еще и христианин, то его Христианство, разумеется, будет радостным, положительным, сильным.
Паскаль все это видел на примере иезуитов. Они радовались тому, что научились управлять своим и чужим сознанием.
Чему радо радостное христианство
Вплоть до сего дня новые христиане представляются себе хозяевами положения, открывшими «способы достаточно легкие, достаточно надежные и в достаточном количестве, чтобы обеспечить себе спасение». Как и современные нам миссионеры, иезуиты радовались рассчитанному успеху своей миссии, действительному или прогнозируемому.
Новые христиане радуются от своего мнимого знания: иррационального, жизненного, адогматического и апофатического. Они испытывают восторг и прилив веры в себя, потому что овладели христианским богословием. Они уже не подчиняются истине, а властвуют над Ней.
Набожность, как мир с Богом, приносит радость, мирный плод праведности, но не иначе как наученным через наказание (Евр. 12:11). В новой набожности нет ни наказания, ни даже страха наказания. Человек хочет, и получает все, что хочет. Стремится к цели, и достигает ее.
Легкая набожность отца Лемуана
У людей, даже светских, сохраняется страх перед трудностью быть христианином. Надо убедить их в обратном. Иезуит у Паскаля рассказывает:
Так как люди светские обыкновенно отвращаются от благочестия вследствие странного представления об этом предмете, которое внушено им, то мы признали в высшей степени важным устранить это первое препятствие, и здесь о. Лемуан достиг большой славы своей книгой о Легкой набожности, написанной с этой целью. Этот автор представляет в ней совершенно очаровательное описание набожности.
Никогда никто не был знаком с указанной темой так, как он. Вы можете заметить это из первых же слов его сочинения: «Добродетель еще никому не открывалась; еще никто не изобразил ее так, чтобы получилось сходство. Нет ничего удивительного, что так мало было стремления подняться на ее скалу. Из нее сделали угрюмую особу, которая любит лишь уединение; к ней присоединили скорбь и труд и, наконец, ее сделали врагом развлечений и игр, которые суть цвет радости и приправа жизни».
Паскаль, конечно, знает, что добродетель и в самом деле любит уединение, достигается через скорбь и труд, чуждается развлечений и игр. Он замечает иезуиту, что великие святые вели необычайно строгий и прямо страшный образ жизни:
– Но, отец мой, я, по крайней мере, прекрасно знаю, что есть великие святые, жизнь которых была крайне строгая.
На это готов ответ, в котором лукавое рассуждение сочетается с разбором темпераментов:
– Это правда,– сказал он,– но также «всегда можно было видеть приветливых святых и образованных набожных людей», по словам этого отца (стр. 191); и вы увидите (стр. 86), что различие их нравов происходит от различия их телосложения.
Послушайте дальше. «Я не отрицаю, что можно видеть набожных людей, которые бледны и меланхоличны по комплекции, которые любят молчание и уединение и у которых одна вода в жилах и земля на лице. Но можно также видеть и других, с более счастливой комплекцией, у которых изобилие нежных и теплых соков и той крови, спокойной и чистой, которая производит жизнерадостность».
Вы видите отсюда, что любовь к уединению и молчанию не есть общее свойство всех набожных людей и что, как я вам сказал, это, скорее, следствие их комплекции, чем благочестия.
Радостное христианство и строгие нравы Святых
Понятно, что приветливые святые, если они и были, не устраняют из истории Церкви святых необычайно строгих и нелюдимых. Тогда строгие нравы следует прямо опорочить. Иезуит продолжает:
Строгие нравы, о которых вы говорите, присущи собственно характеру дикому и необузданному. Поэтому вы и увидите, что о. Лемуан причисляет их к смешным и грубым нравам помешанного меланхолика в описании его, в 7-й книге Морали в картинках. Вот несколько строк из данного описания:
«У него нет глаз для красоты искусства и природы. Он счел бы, что обременил себя неудобной тяжестью, позволив себе какое-нибудь удовольствие. В праздничные дни он удаляется среди мертвых. Он предпочитает пребывать в дупле дерева или в пещере, чем во дворце или на престоле. Что касается издевательств и оскорблений, он к ним так же нечувствителен, как если бы у него были глаза и уши статуи. Честь и слава – идолы, которых он не знает и для которых у него не приготовлено фимиама. Красивая женщина для него привидение. И эти лица, повелительные и властные, эти привлекательные тираны, которые повсюду создают вольных и незаконных рабов, производят на его глаза то же действие, как солнце на глаза совы», и т. д.
Паскаль резонно отвечает:
– Уверяю вас, ваше преподобие, что, если бы вы не сказали мне, что о. Лемуан – автор этого описания, я сказал бы, что это какой-нибудь нечестивец сочинил его, с намерением выставить святых в смешном свете. Ведь если это не есть изображение человека, вполне отрешившегося от страстей, от которых Евангелие обязывает нас отказываться, тогда, сознаюсь, я ничего тут не понимаю.
И вот каков результат величайшей снисходительности в руководительстве. Иезуит заключает:
Набожность, которая отпугивала всех, «так мудро разработана нашими отцами, что, низвергнув страшилище, поставленное демонами у врат ее, они сделали ее теперь легче греха и приятнее сластолюбия, так что просто жить стало несравненно неудобнее, чем жить хорошо», как выражается отец Лемуан на стр. 244 и 291 своей Легкой набожности.
Раньше набожность пугала, а грех привлекал. Теперь жить праведно становится приятнее и легче, чем грешить. А значит, создана та форма беспорядка, в которой может жить только новый человек.
Вершина приспособления
Паскаль отмечает, что такие нечестивые оценки подлинного благочестия скорее отпугнут истинно верующих. Паскаль особо выделяет пропагандистов литургического обновления:
– Боюсь, что вы приняли плохие меры и что подобное снисхождение скорее послужит к отдалению людей, чем к их привлечению. Ибо литургия, например, такой великий и такой священный предмет, что достаточно было бы показать то, как выражаются о ней ваши авторы, чтобы навсегда вполне лишить их всякого доверия в душе многих.
– Это верно, – сказал патер, – относительно некоторых людей: но разве вы не знаете, что мы приспосабливаемся ко всяким людям. Кажется, будто вы позабыли все, что я говорил так часто по данному предмету.[9, С. 198]
И в этом, пожалуй, вершина приспособления:
Мы приспосабливаемся ко всяким людям.
И это не пустые слова. Иезуитизм, а в наши дни – модернизм, приспосабливается к моде современной и к моде на старину, к любителям разврата и монашества, к длинным и коротким богослужениям, на русском, греческом, английском и церковнославянском.
В конце укажем на одну небольшую деталь. Всемогущие руководители сознания могут сеять вокруг себя радость. Но совершенно с тем же успехом они могут сеять ужас и отчаяние.
Значит, сами эти вещи: мир, покой, радость и отчаяние, ужас, война, – становятся лишь именами, только маниями и депрессиями больного сознания.
16 Responses
Спаси Господь, уважаемый Роман Алексеевич! Точное замечание про приспособление ко всяким людям. Так, замечал, что строгое и длинное богослужение со знаменным распевом прекрасно может сочетаться с богословием иконы или почитанием Григория Распутина. И, наоборот, короткое и нестрогое — с чтением преп. Исаака Сирина, свят. Григория Паламы, Добротолюбия и их обсуждением на круглом столе. Но Примечательно кстати, что свят. Иоанна Златоуста, как правило, на таких собраниях не читают.
Да, св. Иоанн Златоуст пока не обезврежен модернистами. На это есть причины, над которыми хорошо бы подумать.
Св. Иоан Златоуст не нравится им потому что очень напоминает Суда Христова и вечних мук.
У Андрея Конаноса откровенно лукавый вид. и даже бровь одна приподнята, как у лукавого (физиогномики никто не отменял).
Фотогалерея ниже – ну, просто парад массмедийных персон (поп-идолы на фотографиях, как правило, всегда “сияют от щастья”!)
Я как-то спросила человека, разбирающегося в этих вопросах: Почему “поп-звезды” все время широко улыбаются?
– Они под контролем разума, – был ответ.
“Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательными пути туда!” Святитель Василий Великий.
Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого!
Я что-то не верю, что у этих уродов вообще есть сознание.
Да люди ли они?
Человек ведь устроен не так.
Это миражи людей, клоны. И поэтому сии радостные вызывают у челрвека леденящий душу ужас.
Христиане радуются с радующимися и плачут с плачущими.
Эти наоборот.
Плач о грехах и о смерти они топят в смехе.
Радость о истине они ненавидят, слово истины, догмат, заповедь – вдруг срывают с них личину их тупой “радости” , они мгновенно обнажают звериный оскал. Они ненавидят все подлинное. Фальшивые люди.
Всюду, где у Христиан нет, у них – да. Все, что любят Христиане, они ненавидят.
Бесовский нрав.
Златоуст слишком универсален.
Не оставляет никакой возможности укрыться никому.
Он же “всем вся был”.
Поэтому Златоуста нельзя использовать для ухода от преследования: он обличает и преследователей и преследуемых, говоря сразу о разном.
Ещё этим отличается Иоанн Кронштадский. Он, например, великий литургист, но его не могут использовать представители “евхаристического возрождения”, так как он при этом монархист и враг революции, и т д. Слишком универсален.
Златоуст, например, одновременно говорит и о любви к ближнему и о ненависти к иудеям. Не спрячешься.
Особленно св. Златоуст не нравится им потому что очень часто напоминает Суда Господня и геену.
Спасибо, дорогие, за разъяснения. Да, как можно чаще читать Златоуста, чтобы не допускать к себе даже приближения подобной “радости” – жизненно необходимо.
фальшивая радость для соблазна простодушных(
НО: По плодам их узнаете их.
>Раньше набожность пугала, а грех привлекал. Теперь жить праведно становится приятнее и легче, чем грешить.
Но цель религии спасения можно теми же словами описать. Для того Христос и совершил дело спасения, чтобы очистить человеческую природу от закона греха, чтобы грех был противен и омерзителен, а закон Господень вожделеннее золота чистого, слаще меда и капель сота. И если человек начинает жить верой, по внутреннему человеку находит удовольствие в законе Божием – тогда становится понятно, чему нужно радоваться и о чем печалиться. Правда, предстоит еще долгая борьба против враждебного закона, из-за которого доброе, что хотим, не делаем, а злое делаем. Победить его можно только благодатью Христовой.
У религии самоспасения иной путь, основанный только на человеческих ухищрениях: обмануть человека и представить под видом добродетели что-то иное, ослабленное.
С праздниками святых апостолов Петра и Павла!
Что такое счастье в Христианском понимании? Или слово “счастье” неприменимо вообще в отношении высшего блага – пребывания с Богом (“Ныне же будешь со Мною в раю”)?
Существует общая трактовка счастья как состояния причастности к целому (быть частью), но корректно ли так считать, что для человека высшее благо – быть частью Бога? Счастье и причащение (причастие) это тоже самое?