Search

Как и во что веруют атеисты

Что можно сказать о "вероучении" А.И. Осипова? Лишь то, что вера в отличие от неверия должна быть верой в Истину и в истины, возвещенные Богом в Откровении. А также то, что "вера" А.И. Осипова ничем не отличается от "веры" атеизма, как сам он и признает.

Среди прочих подрывных модернистских лозунгов один получил особую известность и – не побоюсь сказать – историческое значение. Я подразумеваю знаменитую формулу А. И. Осипова по виду направленную против атеизма. Так, он утверждал еще в советские годы, что атеизм это тоже вера, вера в то, что Бога нет. Тогда в церковных кругах считалось, что острие этого парадокса направлено против атеизма.

Сегодня очевидно, что А. И. Осипов гораздо более враждует против церковного Христианства, нежели маргинальных сообществ атеистов, как это видно из его книги 2009 г. “Бог” (см.: Книга А. И. Осипова «Бог»). И в ней мы обнаруживаем все тот же парадокс, предназначенный теперь для внутреннего употребления.

А. И. Осипов пишет:

Атеизм – это вера, в полном смысле данного слова, не имеющая никаких аргументов, кроме одного – желания, чтобы Бога не было.

Атеизм,- продолжает он,- призывает просто слепо верить, что нет Бога, нет души, нет вечной жизни личности — ничего нет, кроме этого материального мира, и потому каждого человека, и всё человечество ожидает окончательное уничтожение, вечная смерть. Он говорит также о вере одних ученых в небытие Бога, других — в Его бытие.

Если брать это рассуждение, как оно есть, то оно просто не соответствует никакой действительности. Невозможно доказать, что атеисты веруют в несуществование Бога в том же самом религиозном смысле, в каком христиане веруют в то, что Бог есть.

Следует признавать, что неверующий именно не верит в Бога, в противном случае мы не выберемся из цепи парадоксов. Если принять формулу А. И. Осипова, то всякое незнание автоматически приобретало бы религиозный смысл. Тогда вся жизнь человека превратится в поток бесконечных религиозных актов, таких как “вера” в то, что не существуют центавры, люди с песьими головами, инопланетяне и т. п. Причем, эти акты происходили бы одновременно и без всякого участия ума и совести человека, поскольку мы одновременно без всяких усилий не веруем в мифы всех народов и заблуждения всех веков, и в бесконечное множество всевозможных глупостей.

Однако А. И. Осипов делает, как кажется, разумное уточнение: материалисты верят в существование материального мира. При рассмотрении этого тезиса мы, впрочем, наталкиваемся на большие трудности. Материалист учит, что есть лишь одна – материальная – сущность мира, это так. Но назвать это учение верой было бы неправильно. Как говорит св. Григорий Богослов: Не одно и то же значит веровать во что, и верить чему. Веруем мы в Божество, а верим всякой вещи.  Согласно Апостолу, видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4:18), и поэтому только невидимое может быть предметом веры, но не видимая природа.

“Материя” в материализме – это внутренне противоречивое понятие, и таким образом является все-таки предметом интеллектуального знания, но не веры. Понятно, в чем состоит эта противоречивость: материя фигурирует в материализме, с одной стороны, как понятие, а с другой, представляется как “вот эта материя”, “вот этот” непосредственно данный человеческому историческому опыту предмет. То есть нам предложено понятие, которое выступает и как понятие, и как реальность одновременно.

Исследование материалистических учений показывает, что в них присутствует религиозная составляющая, но она не совпадает с “верой в материю”. Марксист верит в марксово “царство свободы”, либерал – в “открытое общество”, последователь Спинозы – в “единую субстанцию”, с акцентом на слове “единую”, модернист верует во всеединство В. С. Соловьева, и так далее. Вот где следует искать религиозную составляющую этих гностических учений, и тогда, в частности, станет ясно, что атеизм существует не сам по себе, а лишь как часть того или иного мировоззрения.

Посмотрим, наконец, на определение веры из Апостола Павла: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1).

Какое “осуществление ожидаемого” существует в ложной вере? А в неверии? Разумеется, никакого. В каком смысле атеизм дает своим последователям “уверенность в невидимом”? Ложь тоже “невидима”, поскольку не существует, но здесь ведь разумеется невидимое вечное и истинное. Как “вера” атеистов или иноверцев соотносится с излюбленным модернистским понятием “опыт”? Какой опыт соответствует вере в то, что Бога нет? По сути никакой.

Но мы, вероятно, поторопились, сказав, что вере в ничто, вере без содержания не соответствует никакой опыт. В самом деле: а богоборческий опыт освобождения от оков веры и Истины, опыт свободы верить или не верить, верить во все, что угодно!

Так почему все-таки А. И. Осипов приписывает атеизму бессодержательную и мнимую веру в ничто? Ровно потому, что он и сам обладает извращенным понятием о вере, как лишенной всякого конкретного содержания. Здесь все становится верой, независимо от того, каких взглядов придерживается человек.

А. И. Осипов говорит, что он верит в Бога. Но знает ли он что-нибудь достоверное о Предмете своей веры? Верует ли он Бога-Творца, Бога-Судию, Богочеловека-Искупителя? Как он пишет сам – нет:

Хотя в Священном Писании и у святых отцов находим немало выражений о Боге наказывающем и милующем, все они носят исключительно педагогический характер.

Бессодержательная вера А. И. Осипова прекрасно соответствует апофатическому модернистскому богословию, с его верой в “Божественное Ничто”. По учению А. И. Осипова, о Боге ничего нельзя достоверного сказать, и Христианство не требует веры ни в какое конкретное доктринальное положение.

Неудивительно, что для него нет никаких ложных вер. Он утверждает: Хотя Бог и один, но каждая религия, имея свой Его образ, исповедует в этом смысле своего Бога. Наряду с таким интуитивным путем возникновения различных образов Бога имело место и другое — непосредственное Откровение Бога о Себе отдельным людям: пророкам, святым. Такие религии относятся к категории сверхъестественных. Их, фактически, три: ветхозаветная иудейская, христианская и мусульманская. Все они монотеистичны, но каждая из них имеет свой образ Бога.

Что можно сказать о “вероучении” А. И. Осипова? Лишь то, что вера, в отличие от неверия, должна быть верой в Истину и в истины, возвещенные Богом в Откровении.

А также то, что “вера” А. И. Осипова ничем не отличается от “веры” атеизма, как сам он и признает.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

2 Responses

  1. Спасибо за статью!
    Сразу почему-то вспоминается фраза из произв. Горького “На дне”: “Человек – это звучит гордо”. А что, кажется, может связывать горьковского алкаша Сатина, который произнес эту фразу, с маститым богословом?..
    Как-то все это очень грустно(((

  2. Этим летом Осипов, среди прочих лекторов, читал лекции для преподавателей православных школ в Троице-Сергиевской Лавре, не бесплатно. Перед поездкой на недельный курс лекции, духовник одной из гимназий сказал: “Вы там поосторожнее с лекциями Осипова. Всему, что он говорит не верьте”. После его лекции бедные православные преподаватели ужасались: “Какой кошмар!” На вопрос: “Зачем они вообще туда поехали?”, они отвечают: “К Сергию Радонежскому”. А Осипов там очень удобно пристроился.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.