Search

Как и зачем думать, желать, действовать

За каждым вопросом «Как?», словно тень, следует вопрос «Как не?».

В своих последних статьях я рассматриваю темы, которые можно свести к трем основным:

  • Как мыслить и как не надо мыслить?
  • Что чувствовать и чего не следует чувствовать?
  • Что делать и чего делать не нужно?

Прежде всего обращает на себя внимание то, что за каждым вопросом «Как?», словно тень, следует вопрос «Как не?». Мы узнаем, как надо, и одновременно понимаем, как не надо, и наоборот. Поэтому в статьях на «Антимодернизме» собраны по большей части примеры отрицательные, из которых мы узнаем нечто положительное и важное.

Вопросы теоретические

Перечисленные три вопроса – теоретические, а не практические. В них мы спрашиваем о знании, а не об умении и образе действий.

Эти вопросы звучат в эпоху судов Божиих над человечеством, и мы тоже говорим о судьбе человека, то есть воле Божией о нас. Мы постигаем время, в которое живем, и приобретаем горькое знание о непоправимом отпадении человечества от Бога.

Даже обладая таким знанием, мы не можем сочинить план выживания в эпоху Апокалипсиса. Все, что нам доступно, это узнать, какова эта эпоха и рассказать о том, что мы видим прямо сейчас.

Научиться и научить мыслить

Вот в какое время мы пытаемся научиться мыслить и понимать, да еще и научить этому читателей.

Сформулируем нашу цель более частным образом: мы хотим слышать речь и понимать ее, читать и понимать написанное. Такая задача поражает своей сложностью и простотой. Это одновременно слишком просто: тут нечему учиться. И это чрезмерно сложно: научиться на самом деле невозможно.

Ведь как люди учатся родному языку? В младенчестве они должны его слышать от родителей, это верно. Но как происходит усвоение грамматики, и к тому же в возрасте до 3-х лет? Никто не объясняет младенцу, что такое слово, и не учит складывать слова в предложения, и все же он знает это и делает не хуже любого взрослого.

Подобным же образом – зная заранее и слушая голос Истины – мы учимся мыслить, и мыслить правильно.

Богооткровенные истины постигаемы только верой и они не имеют в человеке никаких оснований. Но для научения истинам порядка мы от рождения имеем все необходимые понятия и способности. Нам врождено самое главное знание – о том, что Бог существует. Мы знаем предварительным образом все самое существенное о человеке и мире. От нас требуется лишь внимание к этим понятиям и рассуждение о них и о понятиях, из них вытекающих.

Итак, научить мыслить невозможно. Это одна проблема. И учить мыслить не нужно. Это другая проблема.

Следовательно, существуют непреодолимые препятствия для исправления умов, и это довольно обидно слышать проповеднику или публицисту. Но, с другой стороны, то же самое свойство ума – иметь врожденные понятия и уметь их мыслить – делает человека неуязвимым для лжи.

Две указанные проблемы приводят нас к таким выводам:

  • Человек учится понимать сам.
  • У него для этого все есть.
  • Когда он не мыслит, он неуязвим для истины.
  • Если он мыслит, то неуязвим для лжи.

Как учимся

И все-таки мы так или иначе учимся правильно мыслить. Как это происходит? Мы садимся рядом с мастером, смотрим, что и как он делает. Мы пытаемся повторить за ним то, что он делает, и у нас это либо получается, либо нет.

Вот, например, мы читаем Священное Писание и Святых отцов и пытаемся понять написанное. Здесь непонимание или неверное понимание – грозит вечной гибелью.

В уповании на вечное спасение и под угрозой вечного осуждения, мы пробуем понять священные слова, то есть установить соответствие между словом и реальностью. Как удивительно это превращение мыслей в слова, а слов – в мысли, и не в какие попало, а в слова соответствующие мыслям, а мысли – словам!

Как понимаем

Присмотримся к тому, что происходит в момент чтения. Текст мы понимаем с помощью понятий, и другого способа понимать не существует. Значит, мы должны сначала образовать правильные понятия, и потом с их помощью понимать написанное.

Человеческие понятия обычно несовершенны, но они верны, и поэтому не являются мнениями. С другой стороны, из-за их несовершенства невозможно все додумать до конца. Мы как бы догадываемся о результате, угадываем по некоторым признакам, что верно, а что неверно. И если у человека есть любовь к истине, то Бог – Этот внутренний Учитель – верное, но несовершенное понимание делает совершенным.

Речь разумная

За правыми мыслями необходимо следует разумная речь, то есть такая, когда человек понимает то, что он говорит.

Следует употреблять только те слова, богословские и философские термины, смысл которых тебе известен. Поэтому если профессор МДА говорит, что не знает определения Православия, то он не должен употреблять это слово и называть себя православным.

Разумеется, нужно избегать патологической речи, но подчеркнем еще раз, что это задача не техническая. Невозможно просто исключить ряд слов и вместо них предложить другие. Лукавая душа (Прем. Сол. 1:4) превратит любые слова в патологические, просто произнося их без понятия.

Как не мыслить

Мы не зря говорили о том, что наши вопросы связаны с судьбой человека. Мы как бы проходим по минному полю, где нужна не только абсолютная точность, но и некоторая догадка, нужны врожденные понятия и внимание к ним, нужно слушать внутреннего Учителя и нужен наставник и умение у него учиться.

Обстоятельства нашей жизни нам не помогают на этом пути.

Сегодня невозможно сесть за письменный стол и начать мыслить истинные понятия. Начинаешь писать, и тут же вспоминаешь, что твой читатель, скорее всего, не имеет основных понятий. Возможно, он не знает, что понимает с помощью понятий. Ему никто не сказал, что он должен образовать их в своем уме, и не осведомлен о том, какие именно понятия ему нужны.

Православный читатель, зачастую, считает ненужной и даже неправославной работу по образованию понятий. Он не знает, как это делать, и путает эту работу, например, с запоминанием. И все это полбеды. Если бы у нашего читателя вообще не было понятий и знания о них, то его можно было бы научить, и у него бы наши объяснения не вызвали недоверия.

Самое дурное то, что современный человек

образует ложные понятия.

Современный православный читатель (безразлично: модернист или антимодернист) образует понятия, но делает это бессознательно и случайно. Он не понимает, что усваивает ложные понятия под влиянием интеллектуальной моды, обмана или насилия со стороны идеологов. Модернисты внушают ему ложноосмысленные понятия, и уже с их помощью человек все понимает неправильно.

Как и зачем думать, желать, действовать
На уроке музыки в Яснополянской сельской школе, 1953 год / Фото: РИА Новости (Василий Малышев).

Видите, сколько трудностей возникает на пути понимания? А ведь мы рассмотрели чуть ли не невинные заблуждения. Надо говорить также о том, что люди сознательно искажают понятия, что они научены в гностических вузах злоупотреблять понятиями, извлекать из них выгоду, владеть ими, не подчиняясь им.

Все эти проблемы с пониманием я по мере сил рассматриваю в своих статьях, начиная со статьи о частном человеке «Частный человек. Социальная роль бытового мага».

Мысль, действие, чувство

Если я объявил главную тему: «Как мыслить», то зачем нужны вопросы о правильном действии и чувстве?

Как мы знаем из Десяти Синайских заповедей, христианину предписано Самим Богом, во что верить и во что не верить, что делать и чего не делать, чего желать и чего не желать.

В модернизме, напротив, есть свой неписаный закон, который требует ложной веры, заповедует желать недолжного и поступать безнравственно в мысли , речи и действии.

Из этих двух законов вытекает, что невозможно верно мыслить без праводелания, без усилий по поддержанию порядка в душе и в обществе, а поступать по правде невозможно без сочувствия правде (Евр. 5:14).

В праводелании скрываются свои опасности, и я считаю нужным перечислить,

что не является нашей целью:

  • Завоевание власти в обществе и в Церкви,
  • Исправление ситуации, гражданской и Церковной,
  • Пробуждение народного негодования против светских и духовных властей,
  • Исправление душ и, в частности, превращение модернистов в антимодернистов.

Что же остается мыслить, делать и желать православному человеку?

Он должен быть внимателен к себе и к тому времени, в которое живет. Конкретно он должен противостоять развлечению, прежде всего в религии и политике.

Он должен всеми силами удерживаться от участия в реформе Церкви и в политической революции, и он должен всей душой ненавидеть такое участие.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

6 Responses

    1. Дорогой отец Владимир, а почему вы не пишете статьи, вам же тоже есть что написать… Напишите что вы думаете про закрытие храмов во время пандемии. Что вы можете сказать о статье Александра Люльки ИНТЕРДИКТ https://vk.com/@185289082-interdikt

      1. По трём причинам.
        1. Я хотел бы понять это, но Бог не даёт. Это выше моего ума.
        2. Писать, потому что “есть что сказать” неправильно. Говорить надо лишь то, что обязан сказать и не можешь не сказать. Если этого нет, обязан молчать.
        3. Оттого, что православные люди, “которым есть что сказать”, выплескивают все это наружу, создаётся невыносимая, непристойная атмосфера морального разложения во время трагедии.
        4. По сути эти ответы есть в статье Р. Вершилло, за это я его и поблагодарил.

  1. Роман, спасибо за статью. А не являются ли реформой санитарные нормы на Богослужениях?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.