Search

Как исследовать концепты?

Факты патологического сознания не могут быть подвергнуты систематизации, как и любые страсти.

Как видно из нашего изложения, факты патологического сознания не так-то легко исследовать. «Концепты», как мы обозначили для себя факты ПС, не могут быть подвергнуты систематизации, как и любые страсти.

В безумных страстях нет порядка или разума, но всякое бесчиние и неустройство (св. Иоанн Лествичник).

Не нужно пытаться понять их больше, чем это возможно. Надо помнить, что проникнуть в демонически закрытое сознание принципиально невозможно. Как мы уже говорили, для нас закрыт метод интроспекции, и, следовательно, нужны особые подходы к изучению концептов.

В общем, мы сталкиваемся с той трудностью, что мыслимые человеком концепты не говорят ничего о нем самом. Они в самом прямом смысле не принадлежат ему, он мыслит чужие мысли, за которые субъективно не несет ответственности.

исследовать концепты
Сеятель. Агитационный фарфор. Художник: Вениамин Белкин, 1920 г.

Допустим, мы начинаем исследовать концепт «практика». Он присущ коммунистам, фашистам, анархо-синдикалистам, православным модернистам. Понятно, что это характеризует их как духовно больных людей, но объединение получается слишком широкое, чтобы могло служить для анализа. Тем более ускользает от исследования отдельная личность, ведь для каждого модерниста «практика», «опытное познание» означает что-то свое, отдельное в его демонической закрытости, защищенное от проверки опытом, такое, которое невозможно обсудить на разумном языке.

Нужно ли исследовать концепты?

Перед лицом этих трудностей стоит задать себе вопрос: нужно ли исследовать концепты вообще?

Мы ответим на этот вопрос следующее. Если мы не можем уловить частное, случайное, попробуем понять общее. Исследовать концепты нужно для разметки всей символической вселенной Нового времени. Тут анализ концептов показывает существенное единство воззрений всех идеологий, всех направлений Нового времени: массовой культуры, религии, массовой политики. Здесь сливаются друг с другом такие концепты, как «Церковь (в модернизме)» и «партия», или же «миссия» у православных лжемиссионеров и «светская миссия» идеологий. Приходится принять как аксиому, что все концепты присущи всем духовно больным людям.

Только кажется, что духовно больные люди свободно выбирают свои заблуждения. Все идеологии являются структурами сознания, то есть вариантами и комбинациями нескольких основных духовных болезней. Вот, кстати, отчего мы наблюдаем такое единство в концептах. Ведь основные духовные болезни немногочисленны и у всех одинаковы.

Изучение концептов затруднено еще и тем, что эти «понятия» связаны с другими «понятиями» не как идеи с идеями, а как вещи с вещами. Концепты просто лежат рядом друг с другом в одном континууме, и в этом их «связь», и весь «порядок», какой в них есть. Не мешают же друг другу лежащие рядом книга и нож! Вот и здесь, в мировоззрении носителя ПС, «антиюридизм» не мешает концепту «прав человека».

Все концепты поливалентны. Они притягивают к себе другие концепты, причем как про принципу сходства, так и по принципу различия, то есть без всякого порядка. Любой концепт сочетается с любым другим по мотивам практической пользы. Пафос «против христиан» может идти в паре с «анонимным христианством», пропаганда «мировой революции» – с «борьбой за мир».

Например, что значит характерное для православного модернизма сочетание «антиномизма» и «апофатики»? Оба концепта означают гностическую тайну, но по своему содержанию и даже типу они должны быть несовместимы. Можно мыслить только что-нибудь одно: либо «апофатику», либо «антиномизм».

Наконец, концепты входят друг в друга как матрешки, помещаясь как меньшее в большем. Например, «равенство» – «равенство в Церкви» – «равноправие женщин» – «равноправие женщин в Церкви».

Основные мотивы

В этой символической вселенной, как в духовно-рациональном океане, есть два водоворота, в которых тонут все отличия концептов. Я снова говорю о двух основных мотивах ПС: овладении своим существованием и отказе отвечать на страшные вопросы.

Стремление овладеть своим существованием рождает мифы: «всемогущество», «творчество» и многие другие.

Отказ отвечать на Божественные вопросы в истории производит «иррационализм», «полемику против суда», «витание над противоположностями». Этим мотивом одушевлены вообще все концепты успокаивающие, мысли, которые якобы лечат, и, с другой стороны, концепты, которые лишают разума, производя аффект.

Классификация концептов

Как мы сказали, концепты непостижимы, если к ним подходить как к мыслям, но все же некоторая классификация остается возможной. Мы выстроим ее от простого и внутреннего к более сложному и социальному, и при этом будем иметь в виду, что простое здесь разделено на две части, внутреннее является радикально внешним, а сложность – это просто другое название беспорядка. Общество же имеется в виду развращенное, а не упорядоченное.

  • Моментальные «боги». Самые «простые» и «внутренние» концепты. У них нет имени и словесного выражения.
  • B-понятия – мнения, контекстуальные выводы. Избегают формализации и защищены от нее авторитетной частью сознания, которая, как мы знаем, непреклонно полемизирует с «формализмом».
  • Случайные концепты – встречаются у одного автора и сочинены им по случаю. Не годятся для воспроизведения в любой другой обстановке.

Пример: «Антиномистический монодуализм» Семена Франка.

  • Концепт-ощущение, пафос

Пример: Боязнь технологии, Дух упрощения, Волюнтаристский пафос, Искусственный оптимизм.

  • Символы – Примеры: Свет, Уроборос.
  • Пустые концепты – Примеры: Связь, Сходство.
  • Семы – семантические примитивы, элементарные идеи. Примеры: Движение, Единство, Неподвижность, Новый человек, Разделение, Уровни.
  • Метаконцепты – концепты о концептах, которые оформляют патологическую теорию концептов. Примеры: Мыследействие, Практика.
  • Общие концепты – общие для всех направлений патологической мысли. Пример: Аморализм, Иррационализм, Свобода.
  • Патологическая речь – теория патологической речи. Примеры: Анонимное авторство, Выражение невыразимого, Недостаточность языка.
  • Штампы – Словесно-мысленные клише. Примеры: Борьба, Светлое будущее.
    • Концепты-ругательства – Примеры: Антиавгустинизм, Антиинтеллектуализм.
  • Химера – концепты из двух концептов: Демократический централизм, Универсальная индивидуальность.
  • Темы – ни к чему не обязывающие разговоры, обсуждение примерного круга вопросов. См. выше темы, интересующие больное сознание.
    • Бессюжетные – «Выборы», «Завод».
    • Сюжетные – «Освоение Арктики», «Освоение космоса».
  • Мифы – басни. От разговоров на тему мифы отличает сюжетность.
    • Основной миф Нового времени – овладение человеком своим существованием.
    • Формирование героя – комплекс антропологических мифов.
    • Формирование мира – комплекс космогонических мифов.
    • Мифы о разрыве – например, «Разделение на мужское и женское начало», «Разрыв человека с природой».
    • Мифы заботы – Пример: «культура».
  • Диалектика – обсуждение противоположных тезисов, жонглирование фразами с целью обмана. Пример: диалектика «Средство – цель», где цель оправдывает средства, а цель может быть любой.
  • Искусственная традиция – Примеры: «сионизм», новые республиканские ритуалы и символы, гимн, флаг национального государства.
  • Утопии – Пример: Коммунизм, Новое Средневековье.

Классификация по типу смешения, психиатрическая классификация и по функциям

Еще одна возможная классификация: по типу смешения. Согласно этому принципу можно разделить концепты следующим образом:

  • Смешение предметов, планов бытия (онтология): Теократия (смешение земной Церкви и государства), Андрогин.
  • Смешение добра и зла: Аморализм, Чем хуже, тем лучше.
  • Смешение категорий (метафизика) – Примеры: Душа мира, Смешение ипостаси и природы.

Для классификации концептов подходит психиатрическая классификация.

  • Галлюцинации – концепт «София».
  • Парейдолии – «Церковь» по о. Александру Шмеману.
  • Функциональные галлюцинации – «Богослужение» по учению того же о. Александра Шмемана.
  • Иллюзии – «светская мистика» и все, что с ней связано.

Классификация по функциям:

  • ПС и мысль – концепты, останавливающие мысль.
  • ПС и мир – концепты, описывающие нарушение миропорядка как норму.
  • ПС и общество – планы разрушения общества и сохранения его в беспорядочном виде.
  • ПС и разумное сознание – полемика с разумным сознанием, защита от аргументов разума и укоров совести.
  • ПС и ПС – приемы выживания носителя ПС в обществе таких же, как он, новых людей.
  • Управляющая часть ПС и управляемая часть ПС – A-сознание заботится о B-сознании, внедряя в него концепты, ограждающие его от обращения к реальности. В свою очередь, B-сознание рождает свои концепты, неуверенно стремясь уйти от ответственности за те концепты, которые ему внушает A-сознание.

История концептов

Отдельной и очень интересной темой является история концептов, которую специально изучает история идей.

Концепты – это непрестанные заблуждения разума. У них нет точки приземления. Они не обладают внутренним единством и внешним постоянством.

Они всегда блуждают:

  • внутри истории,
  • внутри искусственной и ложной традиции,
  • неточно, нечестно и корыстно передаются от учителя к ученикам,
  • переходят от идеолога к частному человеку и обратно,
  • кочуют из одной эпохи в другую.

Концепты постоянно меняют свой вес в обществе, входят в моду и выходят из моды, потому что служат орудиями в борьбе мнений, участвуют в диалектике «Раб – Господин».

Как мы уже обозначили в нашей классификации, есть концепты вездесущие: общие, пустые, метаконцепты. Они встречаются во все эпохи: связь, смешение, сходство.

Есть концепты, которые появляются в определенную эпоху, становясь центральными в умонастроении века. Например, концепт «личность» в его значении «самооткровения личности» возникает не раньше XVII века, но с тех пор буквально пропитывает собой все патологическое созерцание.

В содержании концептов можно различить исторические пласты. Например, в дарвиновской теории эволюции содержатся предшествующие идеи: древняя гностическая идея «эволюции», затем концепт «самосовершенствования человека» (Тюрго, XVIII век), сциентизм романтиков и, наконец, социальная эволюция, «выживание сильнейших» в либерализме XIX века.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.