Касталия

О жанре романа "Игра в бисер".

Гессе закончил свой роман в 1942 году, в середине войны, начав его за одиннадцать лет до этого. Роман представляет собой биографию магистра «игры в бисер» Иозефа Кнехта. Жизнь Кнехта протекает в отдаленном будущем (примерно в XXII веке) в вымышленной провинции «Касталия». В Касталии избранные и специально подготовленные люди предаются высоко абстрактной эстетически-интеллектуальной «игре в бисер». Они образуют светский орден, по образцу романтических патеров из «Кота Мурра» Гофмана и Общества башни из романа Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера».

Касталия
Клод Лоррен. 1664.

Неназванный составитель биографии – один из граждан той же «педагогической провинции» и также член Ордена. Он смотрит на жизнь Кнехта из будущего, еще более отдаленного от нас – с точки зрения следующего поколения касталийцев.

Биография Иозефа Кнехта сложно построена. Она состоит из резко отдельного по стилю и по точке зрения Введения в историю Касталии и игры в бисер. Затем следует основная часть: жизнеописание Кнехта. В нем особенно пространно описаны детство и годы учения. Деятельность Кнехта в роли «магистра игры» описана значительно короче, и наконец, с уже нарочитой краткостью описаны уход Кнехта из Касталии и его неожиданная смерть, когда он тонет в горном озере.

В качестве приложений в конце романа расположены три автобиографических «жизнеописания», якобы написанных Кнехтом в качестве дипломных работ.

Игра в бисер
Игра в бисер. 1943. Первое издание.

Жанр романа

Итак, в романе «Игра в бисер» Кнехт предстает перед нами с разных сторон: объективно-исторической, психологической, аналитической и в его самооценке.

Эта многосторонность заставляет нас потрудиться над тем, чтобы более точно определить жанр романа.

  • С одной стороны, это программный роман, последовательно излагающий и доказывающий определенный тезис (несколько тезисов).
  • С другой стороны, это роман политический, трактующий о природе власти и безвластия.
  • Касталия, описываемая в романе, представляет собой очевидную утопию, то есть «Игру в бисер» можно понимать как утопию или, если угодно, как антиутопию.
  • С наиболее очевидной стороны «Игра в бисер» предстает как роман воспитания.
  • Наконец, это роман с ключом, где угадываются конкретные обстоятельства и лица, например, Томас Манн.

Такая многогранная структура построена Гессе не случайно, а представляет, на мой взгляд, разные способы решения основной проблемы. Некоторые способы задуманы как обманчивые, тупиковые. Другие – подталкивают к верному решению, но и те, и другие дают читателю обильную пищу для размышлений.

Касталия. Предыстория

Роман начинается как чисто утопический.

Больше того, эпиграфом к роману: «Паломникам в Страну Востока», – Гессе направляет нас к созерцанию восточного типа, а, точнее, всечеловеческому, глобалистскому. Касталия предстает как западный вариант Шангри-ла, вымышленной страны, популярной в высокой и массовой культуре в начале 1930-х. Например, действие популярного романа «Потерянный горизонт» (1933) происходит в вымышленном городе Шангри-ла в Тибете (см. также фильм Капры 1937 года).

Потерянный горизонт
Потерянный горизонт. Обложка романа Джеймса Хилтона (1934).

Во введении к роману, которое Гессе написал еще в 1934 году, представлена совершенно беспроблемная картина Касталии, как оплота культуры. Здесь все решено, все цели достигнуты, всё находится на своих местах. При этом введение в историю Касталии написано Гессе как бы нехотя, ради исполнения какой-то повинности, как это отметил Э.Р. Курциус (Curtius E. R.).1

Здесь надо заметить, что, как и введение, все жизнеописание Кнехта страдает некоторой сухостью, возможно, чисто немецкой. Гессе как будто не очень интересно описывать Касталию и ее обитателей в подробностях, а читателю не очень занимательно это читать. Детали нужны автору по большей части для того, чтобы оттенить ряд своих публицистических заявлений.

Следует указать, что во введении рассказчик излагает только официальную версию истории, а в основном повествовании Касталия во многом описана иначе, как отмечали некоторые исследователи творчества Гессе.

Фельетонная эпоха

Введение содержит в себе резкую критику культуры XIX-XX веков. Этот современный для Гессе период фигурирует у него под именем «фельетонной эпохи», о которой он пишет: «Примеры унижения, продажности, добровольной капитуляции духа в то время… отчасти и впрямь поразительны».

Для Гессе современная ему культура – продукт более широкого процесса разложения. Начало упадка западной науки и культуры Гессе относит уже ко временам Реформации и эпохе Возрождения:

В развитии духовной жизни Европы было с конца средневековья, кажется, две важные тенденции: освобождение мысли и веры от какого-либо авторитарного влияния, то есть борьба разума, чувствующего свою суверенность и зрелость, против господства Римской церкви, и – с другой стороны – тайные, но страстные поиски узаконения этой его свободы, поиски нового авторитета, вытекающего из него самого и ему адекватного… Эти бои за «свободу» духа свершились и как раз в эту позднюю, фельетонную эпоху привели к тому, что дух действительно обрел неслыханную и невыносимую уже для него самого свободу, преодолев церковную опеку полностью, а государственную частично, но все еще не найдя настоящего закона, сформулированного и чтимого им самим, настоящего нового авторитета и законопорядка.

Касталия как раз и возникает из неформального союза людей, противящихся беспорядку и безвластию в духовной области. Честные, бедные и неподкупные ученые и музыканты образовали орден, который ко времени рассказа о Кнехте установился как духовный авторитет в Европе наряду с католической церковью.

Отказ от творчества

В касталийском ордене нет творчества. Здесь не пишут сонаты, а только их изучают и исполняют. Здесь не сочиняют стихи и не пишут картины, а только изучают прошлую культуру, используя свои знания в игре в бисер:

Настоящее, серьезное поэтическое творчество на протяжении нескольких поколений осуждалось и заменялось отчасти науками, отчасти игрой в бисер.

Кнехт говорит, то ли восхищаясь. то ли иронически:

Великое счастье, что у нас есть эти произведения, и мы, касталийцы, живем почти целиком на их счет, ведь наше творческое начало уже ни в чем, кроме воспроизведения, не проявляется, мы постоянно живем в той потусторонней, не знающей ни борьбы, ни времени сфере, которая как раз и состоит из этих произведений и не была бы нам известна, если бы не они.

Центром жизни Касталии и ее уникальным предназначением является элитарная и полностью абстрактная «игра в бисер». Ежегодно устраивается большая игра, которая празднуется как государственный торжественный ритуал, но следить за ее ходом способны лишь немногие: только жители Касталии, а из мирских людей – те, кто прошел обучение в ее школах.

Игра в бисер выступает как источник интеллектуальной и эстетической власти за счет ее непонятности для профанов и утонченности ее приемов. Может показаться, что здесь мы встречаемся с утопией, то есть с ситуацией, завидной с точки зрения интеллектуалов, когда они могут автономно предаваться своим эстетическим ощущениям. Но в той же самой утонченности и автономии состоит безжизненность и уязвимость игры в бисер. Эта игра ценна и одновременно не нужна. Она апрактична, и в ней это свойство искусств (поэзии и музыки, прежде всего) достигает своего наивысшего развития.

Всё это – и Касталия, и орден, и игра в бисер – было бы только мечтой интеллектуала о хорошем времяпрепровождении, если бы не надвигающаяся и уже совершающаяся катастрофа: в случае Гессе – самая настоящая гибель старой Европы во время Второй Мировой войны. Такая же гибель, политическая и культурная, угрожает в будущем и Касталии. Прекрасный дворец искусств стоит над пропастью варварства.

«Если игра в бисер погибнет, гибель ее будет для Касталии и мира потерей, которую они, однако, вряд ли сразу заметят, настолько они будут в годы великого кризиса заняты тем, чтобы спасти все, что еще можно спасти», – признает Кнехт в своем прощальном «Письме администрации Педагогического ведомства».

Роман Вершилло

Примечания

  1. Curtius E. R. Hermann Hesse. // Hermann Hesse / H. Bloom. Philadelphia: Chelsea House Publishers, 2002. P. 15–16. ↩︎

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Письмо сорок второе

св. Тихон Задонский. Письма келейные Что-де мудрость христианская есть? вопрошаешь.- Ответ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.