Катехизация и власть второй реальности
Власть второй реальности, строго говоря, огромна. Обман подстерегает каждого.
Возьмем современный лозунг «катехизации». Неужели кто-то против? Дело выглядит настолько очевидным, что человек переспрашивает: «Неужели вы против просвещения народа основами веры?» Ему кажется, что он ослышался.
Видимо, этот вопрос задает прекрасный человек, христианин, но отравленный лозунгами массовой религии. Он слышал про «святоотеческую катехизацию», а также: длительную, полную, регулярную, современную, полноценную… И эта патологическая речь пробила-таки дорогу в его сознание.
А между тем лозунг «катехизации» содержит несколько ложных понятий, исходит из ложных посылок и завернут в лживый, нечестный язык, краткостью напоминающий пропаганду. Да это она и есть.
Попробуем разобраться по порядку.
Катехизис
Катехизация прежде всего требует катехизиса, а его нет. Нет единого обязательного для всех катехизиса как изложения общей всем веры.
Хуже того. На самом деле катехизис у Русской Церкви есть – это Катехизис свт. Филарета, и он открыто отвергается по разным мотивам. Также опорочена сама идея символических книг, таких, как Православное исповедание и Катехизис.
Все эти ужасные события возникают от того, что умолкло учительство Церкви. Церковь давно (примерно с 1930-х гг.) безвластна в области вероучения. Она властна менять вероучение или дополнять ненужными «концепциями», но более не в силах охранить его от изменений. С тех же пор невозможно, как я заключаю, и православное богословие, потому что оно вытекает из иерархической власти учить и преследовать тех, кто отступает от вероучения.
Как мы видим, проблема не только в отсутствии единого катехизиса, и ее нельзя решить, выбрав из существующих руководств то, которое наиболее симпатично данному катехизатору. Проблем гораздо больше, они глубже, и не могут быть решены на уровне приходских катехизаторов. Они не решаются ни на каком уровне, потому что сама проблема считается давно решенной архиеп. Василием (Кривошеиным) в его революционном сочинении «О символических книгах».
Но это еще не все. Возникает, так сказать, естественное препятствие: катехизис свт. Филарета или Православное исповедание трудно понять, а без руководства катехизисом невозможно правильно читать Писание и Святых отцов. Нет умения читать, а есть, напротив, неумение, которому специально учат в светских и православных учебных заведениях.
Нет даже желания читать и понимать. Принять веру по катехизису: давно ли вы встречались с чем-либо таким? А ведь это единственный способ православно веровать.
Помимо Катехизиса для катехизации нужны:
катехизаторы и катехизируемые
Трудно обобщить и подвести к одному разряду всех катехизаторов. Среди них есть люди разных взглядов и, возможно, встречаются православные. Это само по себе составляет проблему, потому что таким образом догматы преподаются как мнения.
С другой стороны, нетрудно установить, что катехизаторов сегодня повсюду готовят модернисты, в разной степени радикальные или консервативные. Не говоря о таких специалистах в области катехизации как секта о. Кочеткова, можно указать для примера Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации (Санкт-Петербург), Курсы катехизаторов во имя сщмч. Фаддея (Москва) и им подобные, где действуют отборные деятели Церковной реформы.
Теперь обратим внимание на катехизируемых.
Начнем с того, что катехизация неслучайно требует вопросно-ответной формы. Сегодня, как и в прошлом, у людей возникают разные вопросы к Церкви, но, в отличие от прошлых веков, на них нет ответа в катехизисе.
Катехизис свт. Филарета самым вопиющим образом не отвечает на вопросы современности. И слава Богу за то, что не отвечает, потому что это не вопросы религиозные, а вопросы по поводу религии, и это большая разница. Религия – это преподобный Серафим, святитель Филарет, а Достоевский, Толстой и Розанов – это только разговоры по поводу.
Данный пункт важнее, чем кажется на первый взгляд. Смотрите сами: у православных или еще только приходящих к вере людей появились вопросы, на которые не отвечает главная символическая книга Православной Церкви. При этом нельзя сказать, что на эти вопросы сегодня никто не отвечает. Напротив, на них способен ответить кто попало, и это с неприличной легкостью делают оо. Ткачев, Кухта, Федосов и т.п.
Конечно, и до революции люди задумывались: купить сушеные грибы на Красной площади или поехать в другое место. Но они почему-то не горевали, что не находят на эти вопросы ответы в Катехизисе.
Теперь не то. Откуда же появились вопросы не религиозные, а только «по поводу» религии? Почему люди обращают их к Церкви, а не в справочное бюро? Как людям избавиться от страсти задавать такие вопросы, и кто им в этом поможет?
Лозунг катехизации предполагает, что где-то есть лица, которые очень хотят узнать о вере, но никак не могут этого сделать, если им не помогут оо. Кочетков, Усатов, Геннадий (Войтишко) и им подобные.
А ведь это не так. Люди, которые хотят узнать о вере, разумеется, существуют. Но такое их желание является благодатным, то есть не бесплодной и неосновательной надеждой на неизвестное. Это желание чего-то определенного: узнать, что такое спасение, кто их Спаситель. И это желание появляется сразу вместе со средствами его исполнить.
У того, кто действительно хочет научиться истинам веры, уже есть внутренний Учитель, и если он его слушается, то, возможно, не без ошибок, но найдет Священное Писание и св. Иоанна Златоуста. В этом можно не сомневаться. В это нужно верить.
И вот этот благодатно просвещенный человек пойдет к современным катехизаторам? Да он сбежит от них как от огня.
Итак, мы взяли современный лозунг катехизации и разобрали его существенные стороны, которыми он соприкасается с действительностью или от нее отталкивается. Благодаря этому мы примерно оценили масштабы реформы Церкви.
Уже одно то, что в Церкви нет власти учительства, является катастрофой. Но и это еще не все:
- истинный катехизис прямо отвергнут или опорочен;
- катехизацию, как правило, проводят люди не православные;
- катехизируемые подбираются из тех, кто не имеет интереса к религиозным вопросам и по этой причине не может в них разобраться.
Катехизация во второй реальности
И вот мы попытались вникнуть в лозунг катехизации и отчасти увидели, в чем тут проблема. Такой лозунг отсылает нас ко второй реальности, то есть выдуманной человеком.
Легко теперь увидеть, что человек, который задавал вопрос: «Неужели вы против просвещения народа основами веры?», – завернут в несколько слоев второй реальности. Он не может оттуда выпутаться, не видит необходимости освободиться от неясности и способен только впутать в эту вторую реальность других.
Мы видим воочию элементы этой второй реальности. Мы видим, что человек не видит картину мира целиком. От него ускользает нечто важное в этой картине.
Он не видит центральных вещей. Он не видит их, потому что ими не интересуется. А не интересуется он ими тоже не без причины, а потому что не знает, что они важны.
Каких же важных вещей он не знает? Он не знает и не интересуется знать, как устроена Святая Православная Церковь, и, во-вторых, он не знает, что в ней насильственным образом производится реформа.
Итак, из истинной картины мира изъята важная истина (что есть Церковь) и устранен важный факт (Церковная реформа). Такая картина уже не является истинной.
Что происходит дальше? Человек начинает действовать так, как будто существует мнимая вторая реальность, а настоящая реальность не существует.
Он будет готовиться к катехизации, как если бы она была нужна, возможна и существовала. Он пройдет курсы подготовки катехизаторов, как если бы они были православными. Наконец, он станет проводить катехизацию, как если бы перед ним были люди, ищущие узнать истину.
Здесь работает воля, как неразумное желание действовать, не сообразя всех обстоятельств. Человек преодолевает препятствия, которые существуют на самом деле и которые мы перечислили.
Нет Катехизиса? Составим свой или выберем тот, какой сочтем наилучшим. Методики катехизации разработаны модернистами и сектантами? Не имеет значения. «Кирпичи пали – построим из тесаного камня; сикоморы вырублены – заменим их кедрами» (Ис. 9:10).
Если наш гипотетический катехизатор понимает, что вторая реальность сотворена им самим, он уже возвышается до ранга идеолога. Он способен смотреть лжи в лицо, сознательно готов к ужасной жизни. Если же он не понимает и не готов, то он частный человек, то есть субъективно честный, а на деле – участник страшных дел.
Роман Вершилло
Добавить комментарий