Католическое присутствие в России

Католическая миссия в России – попытка провести подготовительный этап к столь желанному для Рима объединения с Православием, а в итоге – его поглощению и конечной ассимиляции с католичеством.

Мария Никифорова

Рим сфокусирован на Москве. Это больше половины православного мира. Они думают, что если у них не будет Москвы, то у них останутся только куски и осколки. Среди остального православного мира есть великие люди, такие как Вселенский Патриарх Варфоломей, и живые Церкви, как в Румынии. Но никто из них не имеет такого количества ресурсов, как Московский патриархат.
Антуан Нивер, издатель Service orthodoxe de presse

Говоря о присутствии в России католической церкви, нужно сразу отметить, что оно началось не в прошлом, и даже не в позапрошлом веке, а со времен Киевской Руси, которая, как отмечает А.В. Карташев, отличалась сравнительной веротерпимостью [1]. Это отношение распространялось не только на католицизм, но и на другие религии: на Русь приходило много “заморских гостей”, и с ними нужно было поддерживать хорошие отношения. И хотя на Руси были и католические храмы и даже несколько монастырей, русское население контактировало и с католиками-мирянами, и с духовенством, это общение не привело к каким-то прокатолическим настроениям. В конце домонголского времени, – пишет А.В. Карташев, – под влиянием религиозного разделения с Западной Европой, все подобные следы прошлой близости к ней русских людей почти совершенно исчезают и, после катастрофы монгольского нашествия, становятся невозможными [2].

Ради исторической справедливости нужно отметить, что, начиная с Андрусовского перемирия 1667 г., в состав Российской Империи начинают входить территории с католическим населением. Поэтому в 1773 г. Екатерина II основала Белорусское римско-католическое епископство, а в 1793 г. по второму разделу Речи Посполитой к России перешла Беларусь со старейшей в Европе Минско-Могилевской архиепископской кафедрой. И хотя на землях Польши, Прибалтики, Финляндии, Западных Украине и Беларуси католичество было укоренено исторически, в центральной части Российской империи оно стало популярным только в XVIII–XIX вв. среди русской аристократии и интеллигенции. Народ же, в своей массе, католичеством не интересовался и оставался православным. Территории, где католичество исторически сосуществовало с православием, присоединялись к России на протяжении нескольких веков. Но сегодня все они находятся в составе других государств.

Католическое присутствие в России
Еп. Нифон и о. Всеволод Чаплин на архиерейской хиротонии Пецци в 2007

После распада СССР Российская Федерация стала полем битвы представителей различный религиозный деноминаций. Они должны были выдержать конкурентную борьбу не только с Русской Православной Церковью, но и друг с другом. И Рим, чей взгляд был обращен в сторону России много веков подряд, конечно, не мог оставаться в стороне от “духовной колонизации” России Америкой и Европой в “лихие девяностые”. Поэтому 13 апреля 1991 г. папа Иоанн-Павел II издает указ о создании апостольских администратур европейской и азиатской частей России и Казахстана. Апостольская администратура – административная единица католической церкви в странах, где есть католики, но при этом нет возможности открыть епархии. Главой российских католиков был назначен белорусский епископ Тадеуш Кондрусевич. Он же в 2002 г. после реорганизации администратур в нормальные епархии возглавил поместную католическую церковь в России с титулом архиепископа-митрополита Архиепархии Божией Матери в Москве. В сентябре 2007 г. архиепископ Кондрусевич был переведен на Минско-Могилевскую кафедру. А ему на смену пришел достаточно молодой епископ Паоло Пецци. В феврале 2010 г. он написал заметку “Католическая Церковь в России: смысл присутствия“. В ней подробно говорилось о двух концепциях присутствия в России РКЦ, и о том, какую цель ставят перед собой российские католики. Наиболее любознательным читателям я настоятельно рекомендую прочесть самим эту интересную статью. Мы же коснемся нескольких ее утверждений.

Говоря о присутствии в нашей стране католиков, архиепископ развивает две его концепции.

Если, в силу исключительных обстоятельств, Церковь в определенном месте или в определенный период должна ограничить свои заботы отдельными “этническими” группами (как было в России до 1905 г.), она при этом должна испытывать горячее желание “открыть” свои двери всем остальным, как только появится возможность; иначе она в конце концов задохнется (выделено мной. – М.Н.)… Для католиков в России это означает, что нельзя отрицать или забывать собственную историю, которая гласит, что католическое присутствие в России действительно возникло именно как этническое: поляки, немцы, литовцы, украинцы, французы приезжали в Россию и в ней оставались, – но также и как русское: уже в прошлом, в ходе совершенно особой истории “русских католиков”. С другой стороны, если католическое присутствие укоренено и должно быть укоренено в своеобразии различных культур, которые доставили его в Россию, оно также должно “вливаться в универсальность, которая представляет собой обмен ради общего обогащения”. Отсюда следует, например, что типично “латинскую” традицию большинства русских католиков (она соответствует их происхождению: немецкому, литовскому и т.д.), разумеется, нельзя отвергать, нельзя ею пренебрегать. В то же время, однако, не следует смешивать свое “латинство” (равно как и свою этническую принадлежность: немецкую, литовскую, польскую и т.д.) с “католической” идентичностью. Быть католиком – значит просто следовать за Христом, жить по вере в общении с епископом, который, в свою очередь, находится в общении с епископом Рима. Но католики в России, как и в любом другом месте, строят жизнь по вере в определенной среде, а именно в России начала XXI века. А христианская вера умирает, если не воплощается в конкретных обстоятельствах времени и места, в культуре, в которой она призвана созревать. Жан Даниелу пишет: “Христос – это действие Бога, Который приходит за человеком, где бы тот ни находился, чтобы взять его и возвысить до Себя… Каждый принимает Слово Божие согласно собственной форме религиозности, и ценности различных религий в христианстве сохраняются. Индиец, принимая христианство, в полной мере остается индийцем… Часто нам кажется, что наш образ жизни – единственно возможный для христиан. Отсюда рождается желание навязать его другим. Именно в этом заключается ошибка христианского колониализма”.

Комментируя этот отрывок, хотелось бы остановить внимание на том, что в России среди различных христианских конфессий есть одна основная – Православие, и оно тоже учит жизни со Христом, имея в своем арсенале все необходимые для спасения души средства. Если принимающему католичество индийцу Жаном Даниелу дается право “оставаться индийцем”, то было бы прекрасно, если живущему в России русскому также будет даваться право оставаться русским, – тем, кто впитал православную традицию с молоком матери и вырос в ней даже в том случае, если он узнавал о ней не из прямых, а косвенных источников – русской литературы, музыки, живописи.

Продолжим цитату из заметки католического архиепископа.

Второй вызов, стоящий сегодня перед католической церковью в России; в нем неразрывно соединились миссионерская и экуменическая идеи. Вышеназванный принцип помогает нам понять, что миссия и экуменизм отнюдь не противостоят друг другу – наоборот, один является аспектом другого. Цель Церкви – возвещать Христа человеку и соединять человека с таинственным телом Христовым, не стирая личных особенностей каждого, неповторимых и отличительных, но, напротив, раскрывая их и приумножая их плодотворность; поэтому очевидно, что невозможно быть католиками в России без глубочайшего уважения к Русской Православной Церкви, без самого искреннего и горячего желания объединиться с нею: ведь она хранит большую часть богатейшей духовной традиции этого народа. Несмотря на культурные различия, эта традиция укоренена в вере, которая в своих основаниях практически совпадает с католической верой. Русский православный богослов Сергей Булгаков в своей работе “У стен Херсонеса” признавал, что разделение Церкви не достигает глубин, в своей таинственной жизни Церковь остается единой; это можно утверждать, по крайней мере, об отношениях между православием и католичеством. Автор отнюдь не закрывает глаза на трагическое положение вещей: разделение Церкви – рана для обеих сторон. В этой перспективе важно воспринимать нашу миссию не как параллельную или конкурирующую с миссией Православной Церкви – как если бы мы старались как можно скорее обратить побольше русских в католичество, – а как подлинно “экуменическую”, то есть проникнутую желанием осуществлять и демонстрировать уже сейчас (в тех формах, какие Бог дает) единство, которое нам еще предстоит развернуть во всей полноте (выделено мной. – М.Н.).

Думаю, комментарии к этому утверждению архиепископа Пецци излишни: все говорит само за себя. Так какие же цели пребывания в России ставит перед собой католическая церковь и с помощью каких организаций она собирается впоследствии развернуть во всей полноте единство христиан?

В отличие от Православной, католическая церковь предлагает человеку большой выбор институтов посвященной жизни – различных орденов и конгрегаций, в которых каждый желающий может найти для себя наиболее близкий ему путь духовного развития. У каждого ордена, конгрегации и других организаций есть свой устав, традиция религиозной жизни, руководство. Как правило, ордена состоят из трех ветвей: мужского и женского орденов, а также “третьего ордена” для мирян. Вступающие в третьи ордена люди не становятся монахами, но при этом они занимаются различным служением католической церкви и связаны с орденами. Мы расскажем только о некоторых работающих в России орденах и организациях.

“Христианская Россия” (Russia Cristiana)

Это общественное движение было создано чуть более пятидесяти лет назад униатским священником Романо Скальфи. В течение долгого времени он изучал русский язык и ежедневно просматривал советскую прессу. В годы застоя “Христианская Россия” занималась тем, что переправляла в СССР христианскую литературу на русском языке, в основном, брюссельского издательства “Жизнь с Богом” и самой “Христианской России”. Вокруг него собралась группа энтузиастов, и духовных, и светских лиц, интересующихся русским религиозно-философским наследием, православием и советской действительностью. Позднее к о. Романо, как к знатоку России и православия, приезжали на стажировку и подготовку священники, направленные на служение в РФ. В их числе был и новый архиепископ Паоло Пецци. Сейчас “Христианская Россия” активно присутствует в России благодаря фонду “Покровские ворота” (второе название – “Духовная Библиотека”). У центра три направления работы – издание, распространение книг и культурная деятельность. Цель издательской работы многогранна – это служение католической церкви и ее официальным структурам; поиск и развитие экуменического диалога; изучение и распространение духовной, исторической и богословской традиции католической и православной Церквей. Книги, издаваемые Центром, относятся к богословскому и культурному наследию обеих конфессий. Сотрудники ищут внутри русского христианского мира… авторов и тематику согласно цели и духу Центра” для того, чтобы опубликовывать их работы. Особое внимание центр “Покровские ворота” уделяет экуменической дружбе между католиками и православными. Сегодня “Покровские Ворота” проводят множество различных мероприятий – от концертов русской и западной классической музыки, детских спектаклей и выставок до циклов лекций на богословские, исторические и литературоведческие темы. Среди постоянных гостей центра много не только иностранных священников и богословов, но и российских православных деятелей.

У истоков “Христианской России” вместе с о. Романо стоял еще один священник, отец Нило Кадонна. В советские времена он занимался тем, что переправлял в СССР духовную литературу, а в девяностые приехал в Россию и преподавал итальянский язык в Российском православном университете. После слияния “Христианской России” с “Общением и освобождением” он вместе с другим священником, Серджо Мерканцини, владельцем знаменитой лавки литературы о православии на Борго Пио в Риме, в знак протеста вышел из организации и создал свою альтернативу – Центр “Экуменическая Россия” (Centre Russia Ecumenica). О. Серджо мотивировал этот шаг достаточно примитивно: Скальфи говорит: какая Россия христианская страна? Там верующих малое меньшинство, поэтому у нас есть полное право там обращать людей в христианство [3]. Отметим, что ни в одном интервью о. Романо в России не говорится о полном праве обращения в христианство россиян, однако не доверять бывшему соратнику Скальфи, проработавшему с ним долгие годы, нет никаких оснований. К нам отец Романо приезжает нередко. В один из своих приездов он дал интервью Агентству религиозной информации “Благовест-инфо” и сказал следующее: Современный кризис веры – это крик, взывающий к нашему единству. Миссия – неотъемлемое качество христианства. А современные условия заставляют экуменизм быть миссионерским экуменизмом, иначе мы строим на песке.

По мнению Скальфи, экуменизм не может быть прозелитизмом, потому что он исходит из личного опыта. Его целью должно быть стремление к единству, согласие во имя Христа, пребывающее в человеческом сердце. Главная преграда экуменизма – несогласия внутри обеих Церквей, преодолев которые верующие смогут придти к единству. Цель “Христианской России” ее основатель видит в том, чтобы в России люди стали настоящими православными, потому что как может настоящий православный не любить Христа больше всего?, а ее главная задача – работа по возрождению христианства в странах бывшего СССР, передача в Россию ее духовного и культурного наследия. Как видим, отец Романо говорит не о православии, а именно о христианстве.

“Общение и освобождение” (Communione e Liberatione) (CL)

Друг отца Романо, священник Луиджи Джуссани, стал основателем другого знаменитого движения, “Communione e liberatione” (“Общение и освобождение”). Недавно “Христианская Россия” и “Общение и освобождение” соединились вместе. “Comunione e Liberazione” (CL) – мощная организация: в ней священники и миряне объединены в одно целое. Члены движения ведут большую работу с молодежью. “Общение и освобождение” как организация получила благословение Иоанна Павла II в 1982 году. Сегодня более 100 000 членов Братства работают в 67 странах. Их девиз прост: “Церковь должна быть в движении, потому что она должна мобилизовать сердце (людей) к Евангелию”.

Ее основатель дон Луиджи Джусссани с юности интересовался православием и Россией, изучал восточное богословие со специализацией на славянофильстве, а еще он исследовал американское протестантское богословие и рациональную мотивацию веры и присоединения к Церкви. Так что он прекрасно знал учения и философские школы многих оппонентов католичества. В России его больше всего привлекало понятие русской соборности. Перед конклавом 2005 г. “Comunione e Liberazione” вступило в альянс с другой мощной католической организацией, “Opus Dei” и обеспечило своей поддержкой победу кардинала Ратцингера . К CL принадлежит глава российских католиков архиепископ Пецци.

“Дело Божие” (Opus Dei)

Это одна из самых таинственных католических организаций, окутанная покровом из тайны и вымыслов. Не все страны разрешают в своих пределах деятельность этого светского католического ордена. Официально “Опус Деи” появился в России в декабре 2007 года, однако один из его представителей А. Хавард сказал, что до перехода на легальное положение организация находилась здесь уже 15 лет [4]. Как сообщает официальный сайт организации, с 1990 г. члены “Opus Dei” регулярно ездили из Финляндии в Москву и Санкт-Петербург, чтобы поддержать духовно членов Дела, работающих в России и их друзей. 26 июня 2007 г. в Москву приехала маленькая группа членов “Opus Dei” с целью открыть в России первые центры этой организации.

Примерно в начале прошлого века испанский священник Хосе Мария Эскрива увидел во сне структуру своего ордена, целью которого должна была стать населенная святыми людьми земля. Однако при всем взыскании святости орден не забывал и о политике: возникнув накануне Гражданской войны в Испании, его члены, а это, прежде всего, деятельные миряне, заняли четкую антикоммунистическую позицию, благодаря чему после победы режима Франко смогли занять немало руководящих постов. Расцвет “Опус Деи” пришелся на понтификат Иоанна-Павла II. Некоторые историки не исключают, что именно эта организация помогла папе занять трон святого Петра, в благодарность за это он в 1982 г. утвердил “Опус Деи” в качестве своей личной (персональной) прелатуры. Теперь орден подчинялся лично Папе, а не местным епископам. Таким образом, Войтыла получил в свои руки мощное оружие – глаза и уши на местах, а орден – власть, выраженную, прежде всего, в свободе непослушания главам национальных католических церквей.

Об этой организации можно писать много. Ее существование окружает такой поток информации, в котором бывает очень трудно отделить правду от вымысла. Отметим только одно – “Опус Деи”, или, в переводе с латыни, “Дело Божие”, не миссионерская или благотворительная организация, ограниченная проведением катехизации или социальной работой, и не монашеский орден. Это – разветвленная, мощная структура, состоящая в основном из мирян, чья главная обязанность – проведение воли Папы именно в тех областях, в которых они работают, в том числе, и в политике. Именно “Опус Деи” со времен понтификата папы из Польши стал одним из главных инструментов международной политики Ватикана, исполнителями его не столько духовных, сколько политических, интересов. И их приход в Россию, несомненно – знаковое явление и оно не случайно: еще в далекие тридцатые годы основатель ордена Хосе Мария Эскрива писал о том, что Россия – это страна, которая со временем принесет обильные плоды.

“Фоколяры” (Focolare)

Движение “фоколяры” (от итал. слова il focolare – очаг) родилось в Италии во время II Мировой Войны и начиналось с группы девушек, решивших жить, подобно первым христианам. Сегодня это движение распространено по всему миру. Исповедуя, что Бог есть Любовь, фоколяры развивают идею сопричастности людей во всех сферах жизни: религиозной, социальной, экономической и политической. Одна из черт движения – “народный экуменизм”: в него могут вступать представители разных христианских конфессий. Вот что об этом пишет официальный сайт “Фоколяр”:

Хотя духовность Кьяры Любич (основательницы движения. – М.Н.) и возникла в католической Церкви, ей следуют христиане различных конфессий, так как отличительная черта общины Движения – полный отказ от любой формы прозелитизма, верность каждого своей Церкви и одновременно уважение, почтение и любовь к другим Церквам. В частности, принятие духа Движения православными христианами поощрялось тем, что, начиная с 1967 года, Патриарх Константинопольский Афинагор I был связан узами крепкой духовной дружбы с Кьярой Любич. Многие люди, познакомившись с образом жизни участников Движения в разных православных странах, стали лучше осознавать свое место в православной Церкви, к которой они принадлежат; другие вошли в нее, приняв крещение. Оставаясь верными чадами своих Церквей, христиане, которые следуют духовности Движения, стремятся жить в братстве с представителями других конфессий, уважительно и с открытым сердцем вести диалог с верующими других религий и людьми самых разных убеждений. Кьяра Любич играла первостепенную роль в диалоге между христианами, содействуя осуществлению инициатив различных Церквей, направленных на то, чтобы сделать все более видимым единство последователей Христа. Она участвовала в диалоге с представителями великих мировых религиозных традиций, знала многих наиболее авторитетных лидеров этих религий и являлась одним из почетных президентов Всемирной Конференции Религий за Мир (WCRP).

Еще в шестидесятые годы ХХ века фоколяры начали появляться в странах Восточной Европы. Сегодня они есть и в России. Не смотря на их заявления о том, что каждый должен оставаться в своей конфессии, и, несомненно, положительную общественную деятельность, не надо забывать о том, что по своим сути, Фоколяры – католическое движение. Оно ставит перед собой в том числе и чисто экуменические цели по объединению христиан на основе разнообразного служения на католическом фундаменте.

С движением Фоколяриев переплетается деятельность другой организации – “Каритас”.

“Каритас”

Каритас в переводе с латинского означает деятельную любовь. После выхода в 1891 г энциклики Льва XIII “Rerum novarum” (“Дух перемен”) среди католиков началось активное движение социальной помощи. В 1897 г. немецкий священник Лоренц Ветрманн создал первый центр для координации социальной работы среди мирян и дал ему имя “Каритас” (Любовь). Сегодня международная благотворительная организация “Каритас” – это объединение 164 гуманитарных католических организаций, работающих в 198 странах мира. В 1950 г. Ватикан создал международную конфедерацию “Caritas Internationalis”. “Каритас” получил статус консультанта в ООН, ЮНЕСКО, Организации африканского единства и Совете Европы. Его сотрудники, многие из которых добровольцы, работают не только в странах Европы, Африки и Америки, но и в “горячих точках”. Главной задачей организации была и остается социальная и благотворительная помощь самым разным слоям населения.

В России эта организация появилась в самом начале девяностых годов [Подробную историю Каритаса см. http://caritas.irk.ru/hist.htm]. Начав с раздачи гуманитарной помощи, “Каритас” перешел к развитию социальной работы в католических общинах. Сегодня его отделения есть во всех российских епархиях. Общество организовывает детские дома, центры развития детей, работает с инвалидами и пожилыми людьми. На территории Российской Федерации сегодня действует более 100 организаций “Каритаса”.

“Церковь в беде” (Kirche in Not)

Многие католические проекты в России осуществляются при поддержке двух немецких организаций – “Реновабис” и “Церковь в беде”. Как сообщает официальный сайт “Реновабиса”, его цель – укрепление Церкви и общества в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы и поддержка различных просветительских, религиозных и социальных проектов на постсоветской территории этих регионов. “Церковь в беде” (“Kirche in Not”) тоже активно участвует в различных проектах. Так, именно этот фонд дал деньги печально известной в православной среде своим экуменизмом и филокатоличеством радиостанции “София” [5] и помог открытию интернет-проекта Агентства религиозной информации “Благовест-инфо”. Агентство было создано белорусским католиком И. Тарасевичем (погиб в 2002 г.). Необходимо отдать должное этому порталу – освящая события из жизни католической церкви, “Благовест” сообщает о новостях всех основных конфессий, часто предоставляет пространство для дискуссий оппонентам. Иногда “Благовест-инфо” допускает диаметрально противоположную интерпретацию тех или иных новостей. Его отличает толерантное отношение ко всем религиями и религиозным течениям.

Помимо движений в России работают и многие монашеские ордена. Из них хотелось бы выделить несколько.

Салезианцы (Салезианцы дона Боско) (SDB)

Это – один из самых “мирских” католических орденов. Мирских, потому что его единственная цель и задача – работа с миром, а точнее, с детьми. Орден основан итальянским священником св. Джованни Боско специально для работы с уличной молодежью. Главное направление его деятельности – социальное служение и воспитание подрастающего поколения. В России салезианцы представлены в сравнительно большом количестве, по национальному составу почти все они – поляки. Именно этот орден окормляет кафедральный собор Непорочного Зачатия в Москве. Монахини-салезианки и миряне-терциарии (третий орден) проводят занятия с молодежью в оратории (молодежный клуб, в котором духовные упражнения сочетаются с играми и разными занятиями). Салезианцы активно сотрудничают с благотворительной организацией “Каритас” и содержат детские приюты. Начиная с 2002 г. в связи с этим несколько раз поднимался шум в прессе по поводу обращения детей в католичество. Правда, после того, как в 2005 г. члены рабочей группы по рассмотрению проблем в отношениях между Русской Православной и Римско-католической Церквями договорились о том, что к православным детям должно получать доступ православное духовенство, даже если они находятся в католическом приюте. С тех пор детей иногда приводят для крещения в православную церковь. (Например, в 2006 году в Москве в салезианском приюте о. Игорь Выжанов (ОВЦС) совершил крещение одного из подопечных московского приюта ордена.). Устраивают салезианцы и летние лагеря для молодежи, куда приглашаются представители разных конфессий.

Доминиканцы (ОР)

В 2000 г. на постсоветском пространстве доминиканцы имели всего один монастырь (дом). К 2007 г. к нему прибавилось еще четыре украинских – в Ялте, Черткове, Фастове и Киеве. Исторически сложилось, что доминиканцы, или “псы Господни” (Domini canis), как их часто называли в средневековье, занимаются наукой и образованием. В 2005 г. настоятелем Санкт-Петербургского дома стал о. Геацинт Дестивелль (Hyacinthe Destivelle). Во Франции он руководит исследовательским богословским центром Istina, занимающимся экуменической деятельностью. Центром издается одноименный журнал. Его тематика посвящена, прежде всего, межконфессиональному диалогу. В октябре 2007 г. о. Геацинт защитил в СПбГУ диссертацию на тему “Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-18 годов и принцип соборности”. В 2006 г. Istina учредила в Санкт-Петербурге Коллегию св. Василия. Ее цель – предоставить православным семинаристам возможность стажировки во Франции с тем, чтобы они лучше могли понять западное христианство.

Францисканцы (OFMconv) (Братья меньшие конвентуальные)

Это – один из самых “старых” католических орденов, основанный в 1208 г. Франциском Ассизским. Первые монахи приехали в постсоветскую Россию в 1993 г., а в 2001 году была создана Российская Генеральная Кустодия св. Франциска Ассизского, в которую вошли три монастыря – в Москве, Калуге и Санкт-Петербурге. В 2002 г. к ним присоединились общины из Черняховска, Астрахани и Элисты. Всего орден насчитывает около 40 братьев, приехавших из стран СНГ, Прибалтики, Румынии и США. Орден занимается широкой научной, издательской и просветительской деятельностью. Имеет свои издательство с магазином, журнал “Брат Солнце” и культурный центр в Москве. Именно францисканцами подготавливается к печати многотомная католическая Энциклопедия (гл. ред. А. Юдин). В интернете пользуется немалой популярностью основанная молодыми монахами монастыря в Санкт-Петербурге группа “Братья Франциска”.

Паулинки (дочери святого Павла)

Женский миссионерский орден. Занимаются распространением католической литературы. В Москве, помимо штаб-квартиры, содержат собственное издательство и магазин “Паолине” на Б. Никитской улице. В этом магазине предлагаются книги не только католических, но и православных авторов. Издательство “Паолине” выпустило на русском языке основополагающие документы католической церкви – документы Второго Ватиканского собора, Катехизис католической церкви и Компендиум социального учения церкви.

Редемптористы

Миссионерский орден, появившийся в Сибири лет сто назад и вынужденно прекративший свою работу после революции. Главным занятием монахов была подготовка и проведение духовных упражнений (реколекций) для народа. Сейчас монахи ордена, в основном поляки, вновь покоряют сибирские просторы. Представительства находятся в Кемерово и Оренбурге, Орске, Прокопьевске и Петропавловске. В 2008 г. орден отметил столетие своей миссии в Омске. Сейчас в стране находятся пять общин с 17 редемптористами. В РФ с 1993 г., женская ветвь ордена – с 2001 г. В 1995 г. в Оренбурге орденом был открыт Колледж католической теологии. Есть общины и в Казахстане.

Иезуиты (SI) (Общество Иисуса)

В современной России орден был зарегистрирован 21 июня 1992 г. как «Независимый Российский Регион Общества Иисуса». После высылки из страны генерала Станислава Опели в 2000 г. как персоны нон грата, орден возглавил мексиканец Октавио Вилчес Ландин, отозванный своим руководством на учебу в 2007 г. Его преемник, священник Отто Месмер, был убит вместе со своим собратом по ордену Виктором Бетанкуром. Иезуитам передали руководство Колледжем католической теологии св. Фомы Аквинского. В нем собрана библиотека, состоящая из книг не только по католической, но и православной тематике. К ордену принадлежит один из самых перспективных российских католических иерархов – епископ Иосиф Верт (Новосибирск). Его брат возглавляет телестудию “Кана”. Там же работает центр духовного развития “Иниго”, который занимается активнейшей просветительской деятельностью – открытый заочный “Библейский курс” для всех желающих, одна из лучших в России библиотек по философии, в которой могут работать абсолютно все. Орденом издаются периодические журналы “Точки” и “Символ”. Как заявляет официальный сайт Ордена, цель его присутствия в России – пастырская помощь католической Церкви в РФ и странах СНГ и интеллектуальное апостольство.

Говоря о деятельности католических орденов в России нужно помнить, что они создавались в католических странах людьми, избравшими путь служения Богу и ближним. Многие из них внесли огромный вклад и в духовную, и в научно-педагогическую жизнь Запада. Основатели некоторых из них, как, например, мать Тереза Калькуттская, совершили переворот в отношении к бедным и обездоленным людям, или как дон Боско, дали детям улицы возможность получить образование и профессию. Но при этом нельзя забывать, что в Россию эти ордена приехали затем, чтобы миссионерствовать и заниматься прозелитической деятельностью. Поэтому отказываться от своей основной задачи – проповеди католицизма, они вряд ли собираются.

Так в чем же для католической церкви заключается смысл ее присутствия в России? Вот что об этом говорит уже в цитируемой мною статье архиепископ Паоло Пецци:

Мне кажется, теперь мы можем отчетливо увидеть провиденциальный смысл католического присутствия в России: в традиционно православной стране можно вблизи рассмотреть опыт Римско-католической Церкви, а это – необходимый подготовительный этап, предшествующий большему желанию и более настойчивой просьбе к Богу о единстве Церквей (выделено мной. – М.Н.). Это присутствие помогает понять, что в действительности доктринальное единство между Православной и Римско-католической Церквями уже существует: то, что нас объединяет, бесконечно больше того, что разделяет. Это верно для индивидуального христианина и для целых Церквей, поскольку единство христиан есть величайшее свидетельство об истине Христовой.

Думаю, после всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что католическая миссия в России – попытка провести подготовительный этап к столь желанному для Рима объединения с Православием, а в итоге – его поглощению и конечной ассимиляции с католичеством.

«Благодатный огонь»

Примечания

1. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. I. С. 264.

2. Там же. С. 266.

3. Баунов Александр. Установление отцовства // Русский Newsweek. №16, 01.05.2005, с. 40-46

4. Четверикова Ольга. “Опус Деи” в Росиии: политическая миссия? // Фонд стратегической культуры. 2008

5. Максим Шевченко. Снова в начале пути // НГ-Религии. 2001-02-14

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Папа молится об униатах и об их традициях

Оглашены так называемые “папские молитвенные интенции” на ноябрь. Сообщается, что в ноябре папа будет молиться о том, чтобы униаты и их почтенные традиции уважались и изучались как духовное сокровище всей католической церкви.

Один ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.