Как мы видели, исследовать процессы патологического сознания весьма затруднительно. Это же можно сказать и об их классификации.
Каждый из процессов патологического сознания – это уникальный патологический прием мысли, метод гнозиса, нужный именно сейчас, а после использования самоуничтожающийся из памяти носителя ПС. Напомни идеологу о том, как он только что рассуждал, и он искренне удивится.
Итак, с этой стороны мы можем дать лишь список процессов, но не их классификацию.
С другой стороны, носитель ПС лелеет свои патологические процессы, гордится ими. Он коллекционирует свои процессы, раскладывает то и дело в разные кучки, прихотливо описывает и знает по именам. Любезные ему «антиномия» и «синергия» не сходят у него с языка.
Исходя из этих патологических пристрастий, можно предложить классификацию
по типу смешения.
Такая классификация дает нам увидеть некоторый порядок в беспорядке.
ПС смешивает, то есть неправо объединяет и неправо разделяет, предметы, идеи, мнения и слова. ПС беспорядочно «партиципирует»1 и изолирует.
Процессы ПС подвергают смешению буквально всё со всем. Например, смешивается между собой сходное, но и несходное тоже, и даже противоположное. Надо еще учесть, что для ПС всё на всё похоже в том или ином отношении (ср. пустой концепт «связь»). Но и это еще не все. Для него всё существует в виде единичных совершенно не похожих явлений (ср. концепт «единичное непознаваемо»).

Примерная классификация
Имея это в виду, мы можем предложить примерную классификацию процессов патологического сознания, исходя из того, что, как и для чего в них смешивается.
- Что смешивается?
- Интеллектуальное смешение:
- Непонимание понятного («неосуждение»);
 - Понимание непонятного («апофатика»).
 
 - Моральное смешение (смешение добра и зла, добродетельного и греховного).
 - Смешение предметов, планов бытия («андрогин»).
 - Смешение категорий (смешение общего и единичного, личности и коллектива).
 - Смешение сходного («все на все похоже»).
 - Смешение несходного («мистика единичного»).
 
 - Интеллектуальное смешение:
 - Как смешивается?
- Сложно о простом. Пример: «персонализм».
 - Просто о сложном. Примеры: «Просто о богослужении», «О святом за 3 минуты», «Просто – о Православии», «Просто о главном» (лозунг телеканала «Спас»).
 - Веровать там, где нужно знать. Пример: «теория заговора».
 - Знать там, где нужно веровать. См. у митр. Антония (Блума).
 - Действовать там, где нужно понимать. Пример: «ужасная жизнь».
 - Понимать там, где нужно действовать. «Осмысление».
 
 - Для чего смешивается?
- Главные цели:
- Управляющее (A-сознание) заботится об управляемом им B-сознании.
 - B-сознание стремится уйти от ответственности за те концепты, которые ему внушает A-сознание.
 
 
 - Главные цели:
 - Остальные процессы:
- процессы, останавливающие мысль: «воздержание от суждения».
 - процессы, описывающие нарушение миропорядка как норму (психологизация веры и знания).
 - планы разрушения общества и сохранения его в беспорядочном виде. Утопии.
 - полемика с разумным сознанием и с ПС («уход от преследования»).
 - приемы выживания в развращенном обществе («уход от преследования»).
 
 
Свойства процессов патологического сознания
В общем плане можно заметить, что процессы обладают теми же свойствами, что и ПС, в котором они происходят.
Как и во всем остальном, ПС отмечено в своих процессах беспорядком, противоречиями. Здесь рациональное смешано с инстинктивным, обучаемость переплетена с неспособностью усвоения нового материала и т.п. См. главу о противоречивых свойствах ПС.
Приведу несколько примеров:
- ПС подвижно, но, в отличие от разумного, не самодвижно, а движется, как будто его ведут (1 Кор. 12:2).
 - Каждый процесс – уникальный ход сознания, но он же стереотипный. ПС непрестанно совершает одни и те же мысленные ошибки и удивляется, когда узнает об этом.
 - Антиномизм исключает опытное познание, но в ПС они сосуществуют и успешно используются для борьбы с истиной.
 - Теоретизирует без теории.
 - Сильно и властно опирается на воображение в своей внутренней жизни и на наглядность при контактах с внешним миром. Но опирается также и на непредставимость своих внутренних процессов и безобразность своей ужасной жизни вовне.
 - Учение персонализма включает в себя закон ПС о том, что уникальное непостижимо.
 - ПС не выносит ошибки,Не выносит ошибки но предварительно ее допускает: «Никто не знает всей правды», «Это мое мнение, но я на нем не настаиваю».
 - Каждое событие воспринимается как уникальное и случайное, но одновременно – как целесообразное и неотделимое от всей полноты жизни.
 
Функции процессов патологического сознания
Кратко скажем о функциях процессов ПС.
Они обслуживают два основных мотива ПС.
Во-первых, они создают у носителя ПС ощущение всемогущества, того, что он владеет самим собой. Благодаря процессам носитель ПС способен оправдать любые действия, свои и чужие. Управляемое сознание оправдывает себя и свою управляющую часть, и наоборот: управляющая часть сознания отпускает грехи управляемой половине сознания. Подобно этому в общественной жизни частный человек ищет и обычно находит оправдание для слов и дел идеолога. Идеолог в свою очередь обезвиняет массового человека.
Процессы освобождают своего носителя для свободной ужасной жизни в дикой, неосмысленной реальности. Что, например, должно происходить в душе, если человек сочетает два патологических хода мысли: «Все может быть» и «Нет ничего случайного»? Для него все становится универсально познаваемым, освоенным, домашним. «Делай что хочешь, и будь что будет».
Во-вторых, процессы ПС избавляют от стресса, предотвращают понимание, исключают ошибку, но на деле приводят к обратному: ПС ошибается всегда и является непобедимо ложным.
Процессы ПС также определяют социальную роль ПС, но о ней мы будем говорить отдельно в конце книги.
Примерный список процессов
Подробное описание процессов патологического сознания останется задачей на будущее. Здесь же мы предложим приблизительный список процессов с некоторыми пояснениями, отсылающими к основным положениям книги.
Названия процессов взяты у авторитетных авторов (см. список литературы в конце книги) или предложены автором данного сочинения. Некоторым процессам нельзя дать названия и приходится довольствоваться тем, как их называют сами носители ПС.
- Основные процессы.
- Извращение направления.
- Извращение порядка.
 
 
 - Извращение направления.
 - Вера самообмана – плохая вера, психологическая вера. Компактный (соединенный с личностью) опыт лжи.
 - Эмоции ПС.
- Лжеощущение.
 - Самоопьянение – гностическое опьянение как реакция на стресс.
 - Моральное возмущение – позволяет лучше видеть темную сторону, а это не полезно.
 
 
Нужно еще советовать, чтобы человек в своих действиях вообще сохранял спокойную твердость и остерегался всякого волнения и раздражения. Ибо волнение и раздражение нерв усиливает способность принимать впечатления темного невидимого (св. Филарет Московский).
- Еще эмоции ПС
- Восхищение – фасцинация: дерзкое, неостановимое, опьяненное суждение о чем надо и не надо.
 - Развлечение.
 - Самоусыпление – например, технологический сомнамбулизм.
 - Светский мистицизм – опьянение светской мистикой. Патологический ум образует понятия не логически, а через светскую мистику (магию).
 - Овладение временем.
 - Светский перихорезис – ощущение, что личности взаимопроникают друг в друга, например, на рок-концерте.
 
 - Правила патологического поведения.
- Выпадение в дикую реальность.
 - Ужасная жизнь.
 - Уход от преследования.
 - Воздержание от суждения. Снятие решения (ἐποχή) возможно только при отсутствии критики, выключение сознания, но для него нужна воля, владение самим собой.
 - Десемантизация понятий, например, понятия «личность» в персонализме.
 - Запрет на вопросы, критические инструменты, определения, на размышления о будущем устройстве утопии.
 - «О вкусах не спорят».
 - Осмысление – медитация, мысль вместо действия.
 - Паралогическое согласие с реальностью. Когда человека убедили в том, что он победил «время и простор», он воображает себя в таком новом положении, все так же как и прежде подчиняясь времени и пространству в дикой реальности.
 - Приказ и выполнение приказа. Содержанием взаимодействия массового человека с массовым обществом является приказ особого рода. ПС слышит свой собственный (управляющей своей части) голос как чужой и подчиняется ему как своему. Приказ может исходить и от идеолога (воплощающего в обществе управляющую часть сознания) к частному человеку (воплощающему в обществе управляемую часть ПС). В любом случае приказ действует только тогда, когда человек слышит от идеолога то же, что он думает и сам.
 - Соскальзывание – идеолог описывает потустороннее как посюстороннее, идеальное как реальное, для себя понимая их различие.
 - Искусственная традиция – носитель ПС подчиняется правилам, созданным им самим или другими представителями управляющего сознания.
 
 - Интеллектуальные процессы.
- Непонимание понятного.
 - Понимание непонятного.
 - Подобное познается подобным.
 - Подобное познается противоположным.
 - Неправое разделение (изолирование).
 - Неправое соединение (партиципация), ложное обобщение.
 - Сверхобобщение и сверхупрощение.
 - Патологическая систематизация.
 - Познание полноты через полноту.
 - Целостное познание целого.
 - Познание через участие, через принадлежность. «Включенное наблюдение».
 - Антиномия (терпимость к противоречию, витание над противоречиями) – способность придерживаться двух противоположных мнений одновременно. Исостения, также двоемыслие.
 - Апофатика – познание через неопределенное и непонятное. Создает безразличную понятность.
 - Сверхупрощение.
 - Сверхусложнение.
 - Мнимое определение.
 - Очищение сущности.
 - Познание не по свойствам, а по сущностям.
 - Фрагментарное познание фрагмента. Уникальное неопровержимо, непостижимо, защищено от познания. Ярчайший пример: «слезинка ребенка» в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского.
 - Теоретизирование без теории – теоретизирование в нетеоретической среде.[105]
 - Опытное познание. Опыт вводит в транс. «Я переживаю». Связано со снятием решения.
 - Связь по смежности. В больном сознании рядом лежат предметы и слова, и это уже есть какая-то их «связь». Например, в сознании православного модерниста рядом лежат: экуменизм, социальное христианство, экология, культурная политика.
 - Синтез. ПС может основательно познать только то, что создано самим его носителем.
 - Псевдология – мнимое доказательство, рассуждение. По форме – доказательство, а по смыслу – нет.
 - Для больного сознания все в мире «случается», и действия носителя ПС являются неслучайной частью этого мира случайных событий.
 - Тавтология. Патологическое сознание демонически замкнуто на само себя, бесконечно отражается само в себе. Два сознания: ум судящий и судимый, – отражаются друг в друге, и отсюда возникает тавтологическая петля, когда проповедуется ложь лжи, ложь «прикрытая» ложью.
 - Доказательство по кругу.
 
 - Патологическая речь
- Ложь – пустая речь, речь ни о чем.
 - Абсурд.
 - Большая ложь. Обычно санкционирована развращенным обществом.
 - Самозапирательство – ложь полагаемая. Говорящий полагает, что для него ложь допустима. См. в рецензии еп. Никанора (Кудрявцева) на «Столп и утверждение истины» о. Павла Флоренского.
 - Ложный путь.
 - Мыслеформы – устойчивые, повторяемые, некритически принимаемые умозаключения.
 - Автоматическое рассуждение. Например, полемика против догматов вызывает мысль о том, что надо бы обругать формализм и абстракцию и похвалить опытное, жизненное познание. Верно и обратное: полемика против абстракции или формы заставляет вспомнить о борьбе с догматизмом и опять же – о «познании самой жизнью». Здесь не мысль, а чистый инстинкт, как будто кто-то записывает под чью-то диктовку.
 
 
Следующая глава: Для чего патологическое сознание нужно самому себе?
- Термин Л. Леви-Брюля: Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994. С. 65 et pass. ↩︎
 
		