Search

Классификация процессов патологического сознания

Каждый из процессов патологического сознания – это уникальный прием мысли, нужный носителю ПС именно сейчас.

Как мы видели, исследовать процессы патологического сознания весьма затруднительно. Это же можно сказать и об их классификации.

Каждый из процессов патологического сознания – это уникальный патологический прием мысли, метод гнозиса, нужный именно сейчас, а после использования самоуничтожающийся из памяти носителя ПС. Напомни идеологу о том, как он только что рассуждал, и он искренне удивится.

Итак, с этой стороны мы можем дать лишь список процессов, но не их классификацию.

С другой стороны, носитель ПС лелеет свои патологические процессы, гордится ими. Он коллекционирует свои процессы, раскладывает то и дело в разные кучки, прихотливо описывает и знает по именам. Любезные ему «антиномия» и «синергия» не сходят у него с языка.

Исходя из этих патологических пристрастий, можно предложить классификацию

по типу смешения.

Такая классификация дает нам увидеть некоторый порядок в беспорядке.

ПС смешивает, то есть неправо объединяет и неправо разделяет, предметы, идеи, мнения и слова. ПС беспорядочно «партиципирует»1 и изолирует.

Процессы ПС подвергают смешению буквально всё со всем. Например, смешивается между собой сходное, но и несходное тоже, и даже противоположное. Надо еще учесть, что для ПС всё на всё похоже в том или ином отношении (ср. пустой концепт «связь»). Но и это еще не все. Для него всё существует в виде единичных совершенно не похожих явлений (ср. концепт «единичное непознаваемо»).

Классификация процессов патологического сознания
Фарисей и мытарь. Ян Лейкен.

Примерная классификация

Имея это в виду, мы можем предложить примерную классификацию процессов патологического сознания, исходя из того, что, как и для чего в них смешивается.

  • Что смешивается?
    • Интеллектуальное смешение:
      • Непонимание понятного («неосуждение»);
      • Понимание непонятного («апофатика»).
    • Моральное смешение (смешение добра и зла, добродетельного и греховного).
    • Смешение предметов, планов бытия («андрогин»).
    • Смешение категорий (смешение общего и единичного, личности и коллектива).
    • Смешение сходного («все на все похоже»).
    • Смешение несходного («мистика единичного»).
  • Как смешивается?
    • Сложно о простом. Пример: «персонализм».
    • Просто о сложном. Примеры: «Просто о богослужении», «О святом за 3 минуты», «Просто – о Православии», «Просто о главном» (лозунг телеканала «Спас»).
    • Веровать там, где нужно знать. Пример: «теория заговора».
    • Знать там, где нужно веровать. См. у митр. Антония (Блума).
    • Действовать там, где нужно понимать. Пример: «ужасная жизнь».
    • Понимать там, где нужно действовать. «Осмысление».
  • Для чего смешивается?
    • Главные цели:
      • Управляющее (A-сознание) заботится об управляемом им B-сознании.
      • B-сознание стремится уйти от ответственности за те концепты, которые ему внушает A-сознание.
  • Остальные процессы:
    • процессы, останавливающие мысль: «воздержание от суждения».
    • процессы, описывающие нарушение миропорядка как норму (психологизация веры и знания).
    • планы разрушения общества и сохранения его в беспорядочном виде. Утопии.
    • полемика с разумным сознанием и с ПС («уход от преследования»).
    • приемы выживания в развращенном обществе («уход от преследования»).

Свойства процессов патологического сознания

В общем плане можно заметить, что процессы обладают теми же свойствами, что и ПС, в котором они происходят.

Как и во всем остальном, ПС отмечено в своих процессах беспорядком, противоречиями. Здесь рациональное смешано с инстинктивным, обучаемость переплетена с неспособностью усвоения нового материала и т.п. См. главу о противоречивых свойствах ПС.

Приведу несколько примеров:

  • ПС подвижно, но, в отличие от разумного, не самодвижно, а движется, как будто его ведут (1 Кор. 12:2).
  • Каждый процесс – уникальный ход сознания, но он же стереотипный. ПС непрестанно совершает одни и те же мысленные ошибки и удивляется, когда узнает об этом.
  • Антиномизм исключает опытное познание, но в ПС они сосуществуют и успешно используются для борьбы с истиной.
  • Теоретизирует без теории.
  • Сильно и властно опирается на воображение в своей внутренней жизни и на наглядность при контактах с внешним миром. Но опирается также и на непредставимость своих внутренних процессов и безобразность своей ужасной жизни вовне.
  • Учение персонализма включает в себя закон ПС о том, что уникальное непостижимо.
  • ПС не выносит ошибки,Не выносит ошибки но предварительно ее допускает: «Никто не знает всей правды», «Это мое мнение, но я на нем не настаиваю».
  • Каждое событие воспринимается как уникальное и случайное, но одновременно – как целесообразное и неотделимое от всей полноты жизни.

Функции процессов патологического сознания

Кратко скажем о функциях процессов ПС.

Они обслуживают два основных мотива ПС.

Во-первых, они создают у носителя ПС ощущение всемогущества, того, что он владеет самим собой. Благодаря процессам носитель ПС способен оправдать любые действия, свои и чужие. Управляемое сознание оправдывает себя и свою управляющую часть, и наоборот: управляющая часть сознания отпускает грехи управляемой половине сознания. Подобно этому в общественной жизни частный человек ищет и обычно находит оправдание для слов и дел идеолога. Идеолог в свою очередь обезвиняет массового человека.

Процессы освобождают своего носителя для свободной ужасной жизни в дикой, неосмысленной реальности. Что, например, должно происходить в душе, если человек сочетает два патологических хода мысли: «Все может быть» и «Нет ничего случайного»? Для него все становится универсально познаваемым, освоенным, домашним. «Делай что хочешь, и будь что будет».

Во-вторых, процессы ПС избавляют от стресса, предотвращают понимание, исключают ошибку, но на деле приводят к обратному: ПС ошибается всегда и является непобедимо ложным.

Процессы ПС также определяют социальную роль ПС, но о ней мы будем говорить отдельно в конце книги.

Примерный список процессов

Подробное описание процессов патологического сознания останется задачей на будущее. Здесь же мы предложим приблизительный список процессов с некоторыми пояснениями, отсылающими к основным положениям книги.

Названия процессов взяты у авторитетных авторов (см. список литературы в конце книги) или предложены автором данного сочинения. Некоторым процессам нельзя дать названия и приходится довольствоваться тем, как их называют сами носители ПС.

  • Основные процессы.
    • Извращение направления.
      • Извращение порядка.
  • Вера самообмана – плохая вера, психологическая вера. Компактный (соединенный с личностью) опыт лжи.
  • Эмоции ПС.
    • Лжеощущение.
    • Самоопьянение – гностическое опьянение как реакция на стресс.
    • Моральное возмущение – позволяет лучше видеть темную сторону, а это не полезно.

Нужно еще советовать, чтобы человек в своих действиях вообще сохранял спокойную твердость и остерегался всякого волнения и раздражения. Ибо волнение и раздражение нерв усиливает способность принимать впечатления темного невидимого (св. Филарет Московский).

  • Еще эмоции ПС
    • Восхищение – фасцинация: дерзкое, неостановимое, опьяненное суждение о чем надо и не надо.
    • Развлечение.
    • Самоусыпление – например, технологический сомнамбулизм.
    • Светский мистицизм – опьянение светской мистикой. Патологический ум образует понятия не логически, а через светскую мистику (магию).
    • Овладение временем.
    • Светский перихорезис – ощущение, что личности взаимопроникают друг в друга, например, на рок-концерте.
  • Правила патологического поведения.
    • Выпадение в дикую реальность.
    • Ужасная жизнь.
    • Уход от преследования.
    • Воздержание от суждения. Снятие решения (ἐποχή) возможно только при отсутствии критики, выключение сознания, но для него нужна воля, владение самим собой.
    • Десемантизация понятий, например, понятия «личность» в персонализме.
    • Запрет на вопросы, критические инструменты, определения, на размышления о будущем устройстве утопии.
    • «О вкусах не спорят».
    • Осмысление – медитация, мысль вместо действия.
    • Паралогическое согласие с реальностью. Когда человека убедили в том, что он победил «время и простор», он воображает себя в таком новом положении, все так же как и прежде подчиняясь времени и пространству в дикой реальности.
    • Приказ и выполнение приказа. Содержанием взаимодействия массового человека с массовым обществом является приказ особого рода. ПС слышит свой собственный (управляющей своей части) голос как чужой и подчиняется ему как своему. Приказ может исходить и от идеолога (воплощающего в обществе управляющую часть сознания) к частному человеку (воплощающему в обществе управляемую часть ПС). В любом случае приказ действует только тогда, когда человек слышит от идеолога то же, что он думает и сам.
    • Соскальзывание – идеолог описывает потустороннее как посюстороннее, идеальное как реальное, для себя понимая их различие.
    • Искусственная традиция – носитель ПС подчиняется правилам, созданным им самим или другими представителями управляющего сознания.
  • Интеллектуальные процессы.
    • Непонимание понятного.
    • Понимание непонятного.
    • Подобное познается подобным.
    • Подобное познается противоположным.
    • Неправое разделение (изолирование).
    • Неправое соединение (партиципация), ложное обобщение.
    • Сверхобобщение и сверхупрощение.
    • Патологическая систематизация.
    • Познание полноты через полноту.
    • Целостное познание целого.
    • Познание через участие, через принадлежность. «Включенное наблюдение».
    • Антиномия (терпимость к противоречию, витание над противоречиями) – способность придерживаться двух противоположных мнений одновременно. Исостения, также двоемыслие.
    • Апофатика – познание через неопределенное и непонятное. Создает безразличную понятность.
    • Сверхупрощение.
    • Сверхусложнение.
    • Мнимое определение.
    • Очищение сущности.
    • Познание не по свойствам, а по сущностям.
    • Фрагментарное познание фрагмента. Уникальное неопровержимо, непостижимо, защищено от познания. Ярчайший пример: «слезинка ребенка» в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского.
    • Теоретизирование без теории – теоретизирование в нетеоретической среде.[105]
    • Опытное познание. Опыт вводит в транс. «Я переживаю». Связано со снятием решения.
    • Связь по смежности. В больном сознании рядом лежат предметы и слова, и это уже есть какая-то их «связь». Например, в сознании православного модерниста рядом лежат: экуменизм, социальное христианство, экология, культурная политика.
    • Синтез. ПС может основательно познать только то, что создано самим его носителем.
    • Псевдология – мнимое доказательство, рассуждение. По форме – доказательство, а по смыслу – нет.
    • Для больного сознания все в мире «случается», и действия носителя ПС являются неслучайной частью этого мира случайных событий.
    • Тавтология. Патологическое сознание демонически замкнуто на само себя, бесконечно отражается само в себе. Два сознания: ум судящий и судимый, – отражаются друг в друге, и отсюда возникает тавтологическая петля, когда проповедуется ложь лжи, ложь «прикрытая» ложью.
    • Доказательство по кругу.
  • Патологическая речь
    • Ложь – пустая речь, речь ни о чем.
    • Абсурд.
    • Большая ложь. Обычно санкционирована развращенным обществом.
    • Самозапирательство – ложь полагаемая. Говорящий полагает, что для него ложь допустима. См. в рецензии еп. Никанора (Кудрявцева) на «Столп и утверждение истины» о. Павла Флоренского.
    • Ложный путь.
    • Мыслеформы – устойчивые, повторяемые, некритически принимаемые умозаключения.
    • Автоматическое рассуждение. Например, полемика против догматов вызывает мысль о том, что надо бы обругать формализм и абстракцию и похвалить опытное, жизненное познание. Верно и обратное: полемика против абстракции или формы заставляет вспомнить о борьбе с догматизмом и опять же – о «познании самой жизнью». Здесь не мысль, а чистый инстинкт, как будто кто-то записывает под чью-то диктовку.

Роман Вершилло

  1. Термин Л. Леви-Брюля: Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994. С. 65 et pass. ↩︎

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Встреча кардинала с ректором КДАиС

Встреча кардинала с ректором КДАиС Сегодня Киевскую духовную академию посетил председатель папского совета по содействию единству христиан кардинал Курт Кох. Затем состоялась встреча кардинала с ректором КДАиС митр. Бориспольским Антонием,

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.