Как мы видели, исследовать процессы патологического сознания весьма затруднительно. Это же можно сказать и об их классификации.
Каждый из процессов патологического сознания – это уникальный патологический прием мысли, метод гнозиса, нужный именно сейчас, а после использования самоуничтожающийся из памяти носителя ПС. Напомни идеологу о том, как он только что рассуждал, и он искренне удивится.
Итак, с этой стороны мы можем дать лишь список процессов, но не их классификацию.
С другой стороны, носитель ПС лелеет свои патологические процессы, гордится ими. Он коллекционирует свои процессы, раскладывает то и дело в разные кучки, прихотливо описывает и знает по именам. Любезные ему «антиномия» и «синергия» не сходят у него с языка.
Исходя из этих патологических пристрастий, можно предложить классификацию
по типу смешения.
Такая классификация дает нам увидеть некоторый порядок в беспорядке.
ПС смешивает, то есть неправо объединяет и неправо разделяет, предметы, идеи, мнения и слова. ПС беспорядочно «партиципирует»1 и изолирует.
Процессы ПС подвергают смешению буквально всё со всем. Например, смешивается между собой сходное, но и несходное тоже, и даже противоположное. Надо еще учесть, что для ПС всё на всё похоже в том или ином отношении (ср. пустой концепт «связь»). Но и это еще не все. Для него всё существует в виде единичных совершенно не похожих явлений (ср. концепт «единичное непознаваемо»).
Примерная классификация
Имея это в виду, мы можем предложить примерную классификацию процессов патологического сознания, исходя из того, что, как и для чего в них смешивается.
- Что смешивается?
- Интеллектуальное смешение:
- Непонимание понятного («неосуждение»);
- Понимание непонятного («апофатика»).
- Моральное смешение (смешение добра и зла, добродетельного и греховного).
- Смешение предметов, планов бытия («андрогин»).
- Смешение категорий (смешение общего и единичного, личности и коллектива).
- Смешение сходного («все на все похоже»).
- Смешение несходного («мистика единичного»).
- Интеллектуальное смешение:
- Как смешивается?
- Сложно о простом. Пример: «персонализм».
- Просто о сложном. Примеры: «Просто о богослужении», «О святом за 3 минуты», «Просто – о Православии», «Просто о главном» (лозунг телеканала «Спас»).
- Веровать там, где нужно знать. Пример: «теория заговора».
- Знать там, где нужно веровать. См. у митр. Антония (Блума).
- Действовать там, где нужно понимать. Пример: «ужасная жизнь».
- Понимать там, где нужно действовать. «Осмысление».
- Для чего смешивается?
- Главные цели:
- Управляющее (A-сознание) заботится об управляемом им B-сознании.
- B-сознание стремится уйти от ответственности за те концепты, которые ему внушает A-сознание.
- Главные цели:
- Остальные процессы:
- процессы, останавливающие мысль: «воздержание от суждения».
- процессы, описывающие нарушение миропорядка как норму (психологизация веры и знания).
- планы разрушения общества и сохранения его в беспорядочном виде. Утопии.
- полемика с разумным сознанием и с ПС («уход от преследования»).
- приемы выживания в развращенном обществе («уход от преследования»).
Свойства процессов патологического сознания
В общем плане можно заметить, что процессы обладают теми же свойствами, что и ПС, в котором они происходят.
Как и во всем остальном, ПС отмечено в своих процессах беспорядком, противоречиями. Здесь рациональное смешано с инстинктивным, обучаемость переплетена с неспособностью усвоения нового материала и т.п. См. главу о противоречивых свойствах ПС.
Приведу несколько примеров:
- ПС подвижно, но, в отличие от разумного, не самодвижно, а движется, как будто его ведут (1 Кор. 12:2).
- Каждый процесс – уникальный ход сознания, но он же стереотипный. ПС непрестанно совершает одни и те же мысленные ошибки и удивляется, когда узнает об этом.
- Антиномизм исключает опытное познание, но в ПС они сосуществуют и успешно используются для борьбы с истиной.
- Теоретизирует без теории.
- Сильно и властно опирается на воображение в своей внутренней жизни и на наглядность при контактах с внешним миром. Но опирается также и на непредставимость своих внутренних процессов и безобразность своей ужасной жизни вовне.
- Учение персонализма включает в себя закон ПС о том, что уникальное непостижимо.
- ПС не выносит ошибки,Не выносит ошибки но предварительно ее допускает: «Никто не знает всей правды», «Это мое мнение, но я на нем не настаиваю».
- Каждое событие воспринимается как уникальное и случайное, но одновременно – как целесообразное и неотделимое от всей полноты жизни.
Функции процессов патологического сознания
Кратко скажем о функциях процессов ПС.
Они обслуживают два основных мотива ПС.
Во-первых, они создают у носителя ПС ощущение всемогущества, того, что он владеет самим собой. Благодаря процессам носитель ПС способен оправдать любые действия, свои и чужие. Управляемое сознание оправдывает себя и свою управляющую часть, и наоборот: управляющая часть сознания отпускает грехи управляемой половине сознания. Подобно этому в общественной жизни частный человек ищет и обычно находит оправдание для слов и дел идеолога. Идеолог в свою очередь обезвиняет массового человека.
Процессы освобождают своего носителя для свободной ужасной жизни в дикой, неосмысленной реальности. Что, например, должно происходить в душе, если человек сочетает два патологических хода мысли: «Все может быть» и «Нет ничего случайного»? Для него все становится универсально познаваемым, освоенным, домашним. «Делай что хочешь, и будь что будет».
Во-вторых, процессы ПС избавляют от стресса, предотвращают понимание, исключают ошибку, но на деле приводят к обратному: ПС ошибается всегда и является непобедимо ложным.
Процессы ПС также определяют социальную роль ПС, но о ней мы будем говорить отдельно в конце книги.
Примерный список процессов
Подробное описание процессов патологического сознания останется задачей на будущее. Здесь же мы предложим приблизительный список процессов с некоторыми пояснениями, отсылающими к основным положениям книги.
Названия процессов взяты у авторитетных авторов (см. список литературы в конце книги) или предложены автором данного сочинения. Некоторым процессам нельзя дать названия и приходится довольствоваться тем, как их называют сами носители ПС.
- Основные процессы.
- Извращение направления.
- Извращение порядка.
- Извращение направления.
- Вера самообмана – плохая вера, психологическая вера. Компактный (соединенный с личностью) опыт лжи.
- Эмоции ПС.
- Лжеощущение.
- Самоопьянение – гностическое опьянение как реакция на стресс.
- Моральное возмущение – позволяет лучше видеть темную сторону, а это не полезно.
Нужно еще советовать, чтобы человек в своих действиях вообще сохранял спокойную твердость и остерегался всякого волнения и раздражения. Ибо волнение и раздражение нерв усиливает способность принимать впечатления темного невидимого (св. Филарет Московский).
- Еще эмоции ПС
- Восхищение – фасцинация: дерзкое, неостановимое, опьяненное суждение о чем надо и не надо.
- Развлечение.
- Самоусыпление – например, технологический сомнамбулизм.
- Светский мистицизм – опьянение светской мистикой. Патологический ум образует понятия не логически, а через светскую мистику (магию).
- Овладение временем.
- Светский перихорезис – ощущение, что личности взаимопроникают друг в друга, например, на рок-концерте.
- Правила патологического поведения.
- Выпадение в дикую реальность.
- Ужасная жизнь.
- Уход от преследования.
- Воздержание от суждения. Снятие решения (ἐποχή) возможно только при отсутствии критики, выключение сознания, но для него нужна воля, владение самим собой.
- Десемантизация понятий, например, понятия «личность» в персонализме.
- Запрет на вопросы, критические инструменты, определения, на размышления о будущем устройстве утопии.
- «О вкусах не спорят».
- Осмысление – медитация, мысль вместо действия.
- Паралогическое согласие с реальностью. Когда человека убедили в том, что он победил «время и простор», он воображает себя в таком новом положении, все так же как и прежде подчиняясь времени и пространству в дикой реальности.
- Приказ и выполнение приказа. Содержанием взаимодействия массового человека с массовым обществом является приказ особого рода. ПС слышит свой собственный (управляющей своей части) голос как чужой и подчиняется ему как своему. Приказ может исходить и от идеолога (воплощающего в обществе управляющую часть сознания) к частному человеку (воплощающему в обществе управляемую часть ПС). В любом случае приказ действует только тогда, когда человек слышит от идеолога то же, что он думает и сам.
- Соскальзывание – идеолог описывает потустороннее как посюстороннее, идеальное как реальное, для себя понимая их различие.
- Искусственная традиция – носитель ПС подчиняется правилам, созданным им самим или другими представителями управляющего сознания.
- Интеллектуальные процессы.
- Непонимание понятного.
- Понимание непонятного.
- Подобное познается подобным.
- Подобное познается противоположным.
- Неправое разделение (изолирование).
- Неправое соединение (партиципация), ложное обобщение.
- Сверхобобщение и сверхупрощение.
- Патологическая систематизация.
- Познание полноты через полноту.
- Целостное познание целого.
- Познание через участие, через принадлежность. «Включенное наблюдение».
- Антиномия (терпимость к противоречию, витание над противоречиями) – способность придерживаться двух противоположных мнений одновременно. Исостения, также двоемыслие.
- Апофатика – познание через неопределенное и непонятное. Создает безразличную понятность.
- Сверхупрощение.
- Сверхусложнение.
- Мнимое определение.
- Очищение сущности.
- Познание не по свойствам, а по сущностям.
- Фрагментарное познание фрагмента. Уникальное неопровержимо, непостижимо, защищено от познания. Ярчайший пример: «слезинка ребенка» в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского.
- Теоретизирование без теории – теоретизирование в нетеоретической среде.[105]
- Опытное познание. Опыт вводит в транс. «Я переживаю». Связано со снятием решения.
- Связь по смежности. В больном сознании рядом лежат предметы и слова, и это уже есть какая-то их «связь». Например, в сознании православного модерниста рядом лежат: экуменизм, социальное христианство, экология, культурная политика.
- Синтез. ПС может основательно познать только то, что создано самим его носителем.
- Псевдология – мнимое доказательство, рассуждение. По форме – доказательство, а по смыслу – нет.
- Для больного сознания все в мире «случается», и действия носителя ПС являются неслучайной частью этого мира случайных событий.
- Тавтология. Патологическое сознание демонически замкнуто на само себя, бесконечно отражается само в себе. Два сознания: ум судящий и судимый, – отражаются друг в друге, и отсюда возникает тавтологическая петля, когда проповедуется ложь лжи, ложь «прикрытая» ложью.
- Доказательство по кругу.
- Патологическая речь
- Ложь – пустая речь, речь ни о чем.
- Абсурд.
- Большая ложь. Обычно санкционирована развращенным обществом.
- Самозапирательство – ложь полагаемая. Говорящий полагает, что для него ложь допустима. См. в рецензии еп. Никанора (Кудрявцева) на «Столп и утверждение истины» о. Павла Флоренского.
- Ложный путь.
- Мыслеформы – устойчивые, повторяемые, некритически принимаемые умозаключения.
- Автоматическое рассуждение. Например, полемика против догматов вызывает мысль о том, что надо бы обругать формализм и абстракцию и похвалить опытное, жизненное познание. Верно и обратное: полемика против абстракции или формы заставляет вспомнить о борьбе с догматизмом и опять же – о «познании самой жизнью». Здесь не мысль, а чистый инстинкт, как будто кто-то записывает под чью-то диктовку.
Следующая глава: Для чего патологическое сознание нужно самому себе?
- Термин Л. Леви-Брюля: Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994. С. 65 et pass. ↩︎