Классификация процессов патологического сознания

Каждый из процессов патологического сознания – это уникальный прием мысли, нужный носителю ПС именно сейчас.

Как мы видели, исследовать процессы патологического сознания весьма затруднительно. Это же можно сказать и об их классификации.

Каждый из процессов патологического сознания – это уникальный патологический прием мысли, метод гнозиса, нужный именно сейчас, а после использования самоуничтожающийся из памяти носителя ПС. Напомни идеологу о том, как он только что рассуждал, и он искренне удивится.

Итак, с этой стороны мы можем дать лишь список процессов, но не их классификацию.

С другой стороны, носитель ПС лелеет свои патологические процессы, гордится ими. Он коллекционирует свои процессы, раскладывает то и дело в разные кучки, прихотливо описывает и знает по именам. Любезные ему «антиномия» и «синергия» не сходят у него с языка.

Исходя из этих патологических пристрастий, можно предложить классификацию

по типу смешения.

Такая классификация дает нам увидеть некоторый порядок в беспорядке.

ПС смешивает, то есть неправо объединяет и неправо разделяет, предметы, идеи, мнения и слова. ПС беспорядочно «партиципирует»1 и изолирует.

Процессы ПС подвергают смешению буквально всё со всем. Например, смешивается между собой сходное, но и несходное тоже, и даже противоположное. Надо еще учесть, что для ПС всё на всё похоже в том или ином отношении (ср. пустой концепт «связь»). Но и это еще не все. Для него всё существует в виде единичных совершенно не похожих явлений (ср. концепт «единичное непознаваемо»).

Классификация процессов патологического сознания
Фарисей и мытарь. Ян Лейкен.

Примерная классификация

Имея это в виду, мы можем предложить примерную классификацию процессов патологического сознания, исходя из того, что, как и для чего в них смешивается.

  • Что смешивается?
    • Интеллектуальное смешение:
      • Непонимание понятного («неосуждение»);
      • Понимание непонятного («апофатика»).
    • Моральное смешение (смешение добра и зла, добродетельного и греховного).
    • Смешение предметов, планов бытия («андрогин»).
    • Смешение категорий (смешение общего и единичного, личности и коллектива).
    • Смешение сходного («все на все похоже»).
    • Смешение несходного («мистика единичного»).
  • Как смешивается?
    • Сложно о простом. Пример: «персонализм».
    • Просто о сложном. Примеры: «Просто о богослужении», «О святом за 3 минуты», «Просто – о Православии», «Просто о главном» (лозунг телеканала «Спас»).
    • Веровать там, где нужно знать. Пример: «теория заговора».
    • Знать там, где нужно веровать. См. у митр. Антония (Блума).
    • Действовать там, где нужно понимать. Пример: «ужасная жизнь».
    • Понимать там, где нужно действовать. «Осмысление».
  • Для чего смешивается?
    • Главные цели:
      • Управляющее (A-сознание) заботится об управляемом им B-сознании.
      • B-сознание стремится уйти от ответственности за те концепты, которые ему внушает A-сознание.
  • Остальные процессы:
    • процессы, останавливающие мысль: «воздержание от суждения».
    • процессы, описывающие нарушение миропорядка как норму (психологизация веры и знания).
    • планы разрушения общества и сохранения его в беспорядочном виде. Утопии.
    • полемика с разумным сознанием и с ПС («уход от преследования»).
    • приемы выживания в развращенном обществе («уход от преследования»).

Свойства процессов патологического сознания

В общем плане можно заметить, что процессы обладают теми же свойствами, что и ПС, в котором они происходят.

Как и во всем остальном, ПС отмечено в своих процессах беспорядком, противоречиями. Здесь рациональное смешано с инстинктивным, обучаемость переплетена с неспособностью усвоения нового материала и т.п. См. главу о противоречивых свойствах ПС.

Приведу несколько примеров:

  • ПС подвижно, но, в отличие от разумного, не самодвижно, а движется, как будто его ведут (1 Кор. 12:2).
  • Каждый процесс – уникальный ход сознания, но он же стереотипный. ПС непрестанно совершает одни и те же мысленные ошибки и удивляется, когда узнает об этом.
  • Антиномизм исключает опытное познание, но в ПС они сосуществуют и успешно используются для борьбы с истиной.
  • Теоретизирует без теории.
  • Сильно и властно опирается на воображение в своей внутренней жизни и на наглядность при контактах с внешним миром. Но опирается также и на непредставимость своих внутренних процессов и безобразность своей ужасной жизни вовне.
  • Учение персонализма включает в себя закон ПС о том, что уникальное непостижимо.
  • ПС не выносит ошибки,Не выносит ошибки но предварительно ее допускает: «Никто не знает всей правды», «Это мое мнение, но я на нем не настаиваю».
  • Каждое событие воспринимается как уникальное и случайное, но одновременно – как целесообразное и неотделимое от всей полноты жизни.

Функции процессов патологического сознания

Кратко скажем о функциях процессов ПС.

Они обслуживают два основных мотива ПС.

Во-первых, они создают у носителя ПС ощущение всемогущества, того, что он владеет самим собой. Благодаря процессам носитель ПС способен оправдать любые действия, свои и чужие. Управляемое сознание оправдывает себя и свою управляющую часть, и наоборот: управляющая часть сознания отпускает грехи управляемой половине сознания. Подобно этому в общественной жизни частный человек ищет и обычно находит оправдание для слов и дел идеолога. Идеолог в свою очередь обезвиняет массового человека.

Процессы освобождают своего носителя для свободной ужасной жизни в дикой, неосмысленной реальности. Что, например, должно происходить в душе, если человек сочетает два патологических хода мысли: «Все может быть» и «Нет ничего случайного»? Для него все становится универсально познаваемым, освоенным, домашним. «Делай что хочешь, и будь что будет».

Во-вторых, процессы ПС избавляют от стресса, предотвращают понимание, исключают ошибку, но на деле приводят к обратному: ПС ошибается всегда и является непобедимо ложным.

Процессы ПС также определяют социальную роль ПС, но о ней мы будем говорить отдельно в конце книги.

Примерный список процессов

Подробное описание процессов патологического сознания останется задачей на будущее. Здесь же мы предложим приблизительный список процессов с некоторыми пояснениями, отсылающими к основным положениям книги.

Названия процессов взяты у авторитетных авторов (см. список литературы в конце книги) или предложены автором данного сочинения. Некоторым процессам нельзя дать названия и приходится довольствоваться тем, как их называют сами носители ПС.

  • Основные процессы.
    • Извращение направления.
      • Извращение порядка.
  • Вера самообмана – плохая вера, психологическая вера. Компактный (соединенный с личностью) опыт лжи.
  • Эмоции ПС.
    • Лжеощущение.
    • Самоопьянение – гностическое опьянение как реакция на стресс.
    • Моральное возмущение – позволяет лучше видеть темную сторону, а это не полезно.

Нужно еще советовать, чтобы человек в своих действиях вообще сохранял спокойную твердость и остерегался всякого волнения и раздражения. Ибо волнение и раздражение нерв усиливает способность принимать впечатления темного невидимого (св. Филарет Московский).

  • Еще эмоции ПС
    • Восхищение – фасцинация: дерзкое, неостановимое, опьяненное суждение о чем надо и не надо.
    • Развлечение.
    • Самоусыпление – например, технологический сомнамбулизм.
    • Светский мистицизм – опьянение светской мистикой. Патологический ум образует понятия не логически, а через светскую мистику (магию).
    • Овладение временем.
    • Светский перихорезис – ощущение, что личности взаимопроникают друг в друга, например, на рок-концерте.
  • Правила патологического поведения.
    • Выпадение в дикую реальность.
    • Ужасная жизнь.
    • Уход от преследования.
    • Воздержание от суждения. Снятие решения (ἐποχή) возможно только при отсутствии критики, выключение сознания, но для него нужна воля, владение самим собой.
    • Десемантизация понятий, например, понятия «личность» в персонализме.
    • Запрет на вопросы, критические инструменты, определения, на размышления о будущем устройстве утопии.
    • «О вкусах не спорят».
    • Осмысление – медитация, мысль вместо действия.
    • Паралогическое согласие с реальностью. Когда человека убедили в том, что он победил «время и простор», он воображает себя в таком новом положении, все так же как и прежде подчиняясь времени и пространству в дикой реальности.
    • Приказ и выполнение приказа. Содержанием взаимодействия массового человека с массовым обществом является приказ особого рода. ПС слышит свой собственный (управляющей своей части) голос как чужой и подчиняется ему как своему. Приказ может исходить и от идеолога (воплощающего в обществе управляющую часть сознания) к частному человеку (воплощающему в обществе управляемую часть ПС). В любом случае приказ действует только тогда, когда человек слышит от идеолога то же, что он думает и сам.
    • Соскальзывание – идеолог описывает потустороннее как посюстороннее, идеальное как реальное, для себя понимая их различие.
    • Искусственная традиция – носитель ПС подчиняется правилам, созданным им самим или другими представителями управляющего сознания.
  • Интеллектуальные процессы.
    • Непонимание понятного.
    • Понимание непонятного.
    • Подобное познается подобным.
    • Подобное познается противоположным.
    • Неправое разделение (изолирование).
    • Неправое соединение (партиципация), ложное обобщение.
    • Сверхобобщение и сверхупрощение.
    • Патологическая систематизация.
    • Познание полноты через полноту.
    • Целостное познание целого.
    • Познание через участие, через принадлежность. «Включенное наблюдение».
    • Антиномия (терпимость к противоречию, витание над противоречиями) – способность придерживаться двух противоположных мнений одновременно. Исостения, также двоемыслие.
    • Апофатика – познание через неопределенное и непонятное. Создает безразличную понятность.
    • Сверхупрощение.
    • Сверхусложнение.
    • Мнимое определение.
    • Очищение сущности.
    • Познание не по свойствам, а по сущностям.
    • Фрагментарное познание фрагмента. Уникальное неопровержимо, непостижимо, защищено от познания. Ярчайший пример: «слезинка ребенка» в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского.
    • Теоретизирование без теории – теоретизирование в нетеоретической среде.[105]
    • Опытное познание. Опыт вводит в транс. «Я переживаю». Связано со снятием решения.
    • Связь по смежности. В больном сознании рядом лежат предметы и слова, и это уже есть какая-то их «связь». Например, в сознании православного модерниста рядом лежат: экуменизм, социальное христианство, экология, культурная политика.
    • Синтез. ПС может основательно познать только то, что создано самим его носителем.
    • Псевдология – мнимое доказательство, рассуждение. По форме – доказательство, а по смыслу – нет.
    • Для больного сознания все в мире «случается», и действия носителя ПС являются неслучайной частью этого мира случайных событий.
    • Тавтология. Патологическое сознание демонически замкнуто на само себя, бесконечно отражается само в себе. Два сознания: ум судящий и судимый, – отражаются друг в друге, и отсюда возникает тавтологическая петля, когда проповедуется ложь лжи, ложь «прикрытая» ложью.
    • Доказательство по кругу.
  • Патологическая речь
    • Ложь – пустая речь, речь ни о чем.
    • Абсурд.
    • Большая ложь. Обычно санкционирована развращенным обществом.
    • Самозапирательство – ложь полагаемая. Говорящий полагает, что для него ложь допустима. См. в рецензии еп. Никанора (Кудрявцева) на «Столп и утверждение истины» о. Павла Флоренского.
    • Ложный путь.
    • Мыслеформы – устойчивые, повторяемые, некритически принимаемые умозаключения.
    • Автоматическое рассуждение. Например, полемика против догматов вызывает мысль о том, что надо бы обругать формализм и абстракцию и похвалить опытное, жизненное познание. Верно и обратное: полемика против абстракции или формы заставляет вспомнить о борьбе с догматизмом и опять же – о «познании самой жизнью». Здесь не мысль, а чистый инстинкт, как будто кто-то записывает под чью-то диктовку.

Роман Вершилло

  1. Термин Л. Леви-Брюля: Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994. С. 65 et pass. ↩︎

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Православные экуменисты приветствуют папу

Сегодня, 20 марта, папа Франциск принял делегации христианских деноминаций, присутствовавших вчера на интронизации папы. Патриарх Варфоломей приветствовал “смирение” нового папы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.