протоиерей Владимир Переслегин
Помещаю здесь, на сайте “Антимодернизм.Ру”, ответ на вопрос, найденный мною на сайте “Православие.Ру”. Вопрос правильный.
На минувшей неделе Синод Русской Православной Церкви За рубежом (РПЦЗ) объявил перешедшего на сторону Гитлера генерала Андрея Власова патриотом России. Обозреватель “Известий” Борис Клин беседует об этом неприятно поразившем российское общество событии с наместником московского Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым).
Вопрос: Отец Тихон, надо признаться, заявление Синода РПЦЗ вызвало настоящий шок.
Ответ: Когда-то Зарубежная Церковь открывала для многих из нас судьбы последнего русского Императора и его Семьи, новомучеников, деятелей Белого движения. А теперь Зарубежная Церковь предлагает нам другую фигуру – генерала Власова… С одной стороны, это неожиданно, с другой – предполагалось, что рано или поздно такая дискуссия возникнет. Ведь часть людей, составляющих ныне Зарубежную Церковь, – потомки солдат и офицеров власовской армии. Когда в процессе подготовки к воссоединению с РПЦЗ, мы проводили наши собеседования, было принято молчаливое соглашение – этот вопрос не поднимать. Слишком по-разному мы на него смотрели. Ведь речь шла порой ни больше ни меньше как о наших отцах и дедах, сражавшихся по разные стороны фронта…
В: Отец Тихон, но ведь Власова назвали героем не отдельные священники. Это даже не частное мнение одного или нескольких иерархов, но решение Синода Зарубежной Церкви. Той Церкви, воссоединению с которой вся Россия радовалась два года назад. Как теперь людям жить с этим?
О: Просто надо это пережить. И понять, что тема, на которую нам приходится сегодня вести разговор, для многих в зарубежье – это неизлеченная, да и не могущая излечиться, личная боль за близких и родных, участвовавших в этом движении. А что касается воссоединения – глубоко убежден: то, что произошло два года назад, было абсолютно правильным. И, действительно, радовалась вся Россия. А всенародных радостей у нас сегодня не так уж много. Я также глубоко убежден, что иерархия РПЦЗ, вся Зарубежная Церковь искренне стремятся к благу России. И что самое главное, – они способны признавать свои ошибки. В этом их огромная, нравственная, христианская и человеческая сила. Но живут они в несколько другом мире. Если бы они понимали наши реалии, то никогда не причинили бы нам такую боль.
К сожалению, несмотря на правильные слова о. Тихона о психологии коллаборационизма, нагнетаемой в современной России, ответ на точный вопрос: как теперь людям жить с этим? – сводится к неправильному и нехристианскому по сути призыву “просто это пережить”, поняв чью-то “неизлечимую боль”.
Нет. Ошибка.
Коллаборационизм и нравственное чувство
Пережить, “просто поняв боль”, не удастся, ибо отнюдь не непонимание чужой боли вызывает у человека христианина нравственный шок, а неприятие греха. А так как грех в отличие от боли понять невозможно, то такое “переживание” приведет лишь к атрофии нравственного чувства. К неизбежному развитию цинизма и душевной смерти в тех, кто “просто переживет”, “перетерпит” эту аномалию “не таких как мы” людей.
Не к пониманию “личной боли близких, родных, участников” должны призываться христиане, возмущенные оправданием Иудина греха Зарубежным Синодом Русской Церкви. А к пониманию догматических, неизменных истин православного вероучения, изложенных в Катехизисе Православной Кафолической Восточной Церкви. В частности, на вопрос о том, какое важное преимущество имеет Кафолическая или Вселенская Церковь, Катехизис отвечает, что ей собственно принадлежит высокое обетование Спасителя о том, что врата ада не одолеют ея, и что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение. Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святый, всегда действующий через верно служащих Отцев и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения, – приводит Катехизис вероучительное определение Послания Восточных Патриархов о Православной Вере. Вот основа. Вот дефиниция. Вот глубина. Вот источник уважения к слову Церкви.
В каком мире живет Синод
И вот ответ на повисший в воздухе вопрос, оставленный о. Тихоном без правильного ответа. Синод “не живет в несколько другом мире”, но в том же мире, что и мы, и Власов, и Гитлер, и Сталин, в мире, в который “Бог Господь и явися нам” и даде нам Заповедь “не лжесвидетельствуй” и не предавай. И не оправдывай ложь и предательство. В мире, в котором “Иисус Христос вчера и днесь тот же и во веки”. В этом мире Синод призван к свидетельству Истины. Но Синод – еще не Кафолическая Церковь.
Синод согрешил. Вот правильный ответ. И это не выбивает из-под нас камень Веры, но укрепляет на нем, ибо мы – православные.