50 лет назад Журнал Московской Патриархии подробно освещал визит в СССР коптского “Святейшего Папы и Патриарха Шенуды III” (№ 1 за 1973 год):
По приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена с 3 по 9 октября 1972 года в гостях у Русской Православной Церкви с официальным визитом находился Предстоятель древней Коптской Церкви Святейший Шенуда III, Папа Александрийский, Патриарх Атубийский, Иерусалимский, Нубийский, пяти западных городов и других Маркусийских областей, и сопровождавшие его члены делегации.
Православие и монофизитство
“Святейшего” принимали как единоверца.
Мы хорошо знаем друг друга, ибо принадлежим к единой восточной христианской традиции и строим нашу церковную жизнь на основании общего понимания заветов нашего Господа. Мы верим друг другу, ибо не омрачено прошлое наших взаимоотношений, а настоящее уже ныне освещено блистательной зарей будущего. И мы надеемся друг на друга, ибо убеждены во взаимной верности и преданности Христу и Его Церкви.
Патриарх Пимен. Речь на обеде в Троице-Сергиевой 8 октября 1972 года
Особенно ясно о совпадении Православия и монофизитства заявил митр. Никодим (Ротов), без которого тогда не обходилось ни одно предательство Православия:
Изволением Господа Иисуса Христа начались богословские встречи представителей дохалкидонских и халкидонских Церквей. Богословские собеседования показывают тождество веры этих Церквей. Если мы едины в вере, то нас всё еще разделяет человеческий элемент, сильный, но преодолимый.
С митр. Никодимом согласился еще один из столпов русского экуменизма, архиеп. Филарет (Вахромеев), бывший тогда ректором Московской Духовной академии. В академическом храме архиепископ Филарет выразил радость, что “в лице Святейшего Папы и Патриарха Шенуды III Московские духовные школы приветствуют Древнюю Церковь святого апостола Марка”.
Радостныv это событие является потому, что благодаря усилиям богословов обеих сторон в разработке актуального вопроса о Древних Восточных Церквах мы теперь находимся в преддверии официального богословского диалога. Средостение, возникшее в результате человеческих страстей и недоразумений, постепенно разрушается и падает благодаря стремлению обеих сторон найти не столько элементы различия, сколько общую основу их догматического богословия.
Грехи разделения
Мы видим, что зазвучала новая тема: экуменическое раскаяние в так называемых “грехах разделения”:
Наше разделение, внешне обусловленное некогда особыми богословскими, политическими и общественными обстоятельствами, по существу своему есть не что иное, как забвение заповеди о единстве нашего Господа и Спасителя. И теперь, осознав всю горечь разделения, мы должны искупить грех непослушания взаимной любовью, искренней молитвой и общими усилиями, которые, как мы верим, приведут наши Церкви к полному евхаристическому общению.
Патриарх Пимен. Речь на обеде в Троице-Сергиевой 8 октября 1972 года
Чтобы внести разделение в христианскую семью, не требовалось больших усилий, но чтобы преодолеть разделения, нужны поистине огромные усилия и, кроме того, особая Божественная помощь.
Патриарх Пимен. Слово в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 8 октября 1972 года
Патриарх Пимен в этой своей речи говорил “Святейшему папе”:
Мы искренне надеемся на то, что при помощи Божией постепенно будут разъясняться и отпадать те недоразумения, которые исторически возникли между нами иногда в результате действия многих небогословских факторов.
Шенуда III выразил полное согласие с Патриархом:
Многие разногласия, происшедшие между христианскими Церквами в V веке, были вызваны не столько богословскими соображениями, сколько политическими и человеческими причинами: чрезмерным влиянием императора и его супруги на жизнь христианской Церкви, стремлением глав отдельных Церквей приблизиться к императору, ища поддержки в его лице, и т. д. Однако это положение претерпело глубокое изменение на современной этапе, когда люди стали больше понимать друг друга в атмосфере любви.
Экуменические контакты
Визит коптов освещался в рубрике ЖМП “Экуменические контакты”.
Патриарх Пимен говорил об экуменических задачах:
Задача нашего сотрудничества состоит в экуменическом сближении наших Церквей.
Речь на официальном приеме в Московской Патриархии 4 октября 1972 года
Совместные молитвы
В программу визита входили совместные молитвы. Патриарх Пимен отдельно отмечал:
Еще никогда за всё время существования Русской Церкви Предстоятель Церкви Коптской не был её гостей, еще никогда здесь, на русской земле, у русских святынь, дорогой Собрат, не возносилась молитва Ваших предшественников.
Патриарх Пимен. Речь на обеде в Троице-Сергиевой 8 октября 1972 года
ЖМП подробно сообщало о молитвах:
Утром 4 октября Святейший Патриарх Шенуда III и сопровождавшие его церковные деятели направились на поклонение московской святыне – Иверской иконе Божией Матери, которая находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Настоятель храма протоиерей Павел Соколовский обратился к высокому гостю с приветствием. Затем у чудотворной Иверской иконы Божией Матери было совершено молебное пение. После этого Святейший Папа и Патриарх Шенуда вместе со своими спутниками на солее совершил молебен по чину Коптской Церкви и обратился со словами приветствия к собравшимся в храме клиру и прихожанам. Его Святейшество выразил чувство радости от посещения этого храма, в котором он удостоился получить благословение Божией Матери, вознося молитвы у Иверской иконы вместе с клиром и верующими. Папа и Патриарх Шенуда III вознес молитвы о помощи Божией укреплению братских связей между Русской Православной и Коптской Церквами и развитию дружественных отношений между русским и египетским народами.
В церкви Всех святых на Соколе Папа и Патриарх Шенуда III молился в алтаре за вечерним богослужением и обратился к верующим с словом о значении молитвы в жизни христианина.
Духовенство и прихожане храма Воскресения словущего на улице Неждановой тепло и сердечно встретили делегацию Коптской Церкви во главе с Его Святейшеством.
Во время посещения храма в честь Тихвинской иконы божией Матери в селе Алексеевском Папа и Патриарх Шенуда III в своем слове выразил радость, что имел возможность молиться у Тихвинской иконы Божией Матери и получить Ее благословение.
В храме Успения Божией Матери в Новодевичьем монастыре Папу и Патриарха Шенуду III и сопровождавших его лиц встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим и настоятель храма протоиерей Николай Никольский. Его Святейшество молился в алтаре за Божественной литургией, а после «Отче наш…» обратился к молящимся с словом приветствия и пожелания свято жить в Господе и во Святой Духе. Митрополит Серафим поблагодарил Предстоятеля Коптской Церкви за посещение храма и выразил надежду, чтобы все христиане едиными устами и единым сердцем восхваляли Господа. Присутствие Его Святейшества за Божественной литургией вселяет уверенность в достижении этого единения, сказал митрополит.
Совместные моления продолжились в Троице-Сергиевой лавре:
7 октября, накануне празднования памяти Преподобного Сергия Радонежского, Предстоятель Коптской Церкви и его спутники выехали из Москвы в Загорск для участия в торжествах Троице-Сергиевой Лавры. У Святых ворот обители Его Святейшество встрепали ректор Московских духовных школ архиепископ Дмитровский Филарет, иноки Лавры, профессора, преподаватели, учащиеся семинарии и академии. Архиепископ Филарет сердечно приветствовал Предстоятеля Коптской Церкви. С пением тропаря Преподобному Сергию, под праздничный звон лаврских колоколов торжественным шествием Святейший Папа и Патриарх Шенуда III и члены делегации направились в Троицкий собор, пропели молитву и поклонились мощам Преподобного Сергия Радонежского. Затем посетили Никоновскую церковь и Серапионову палату, где совершили молитву и приложились к находящейся там деснице святого архидиакона Стефана. В храме Всех Российских святых под Успенским собором Святейший Папа и Патриарх Шенуда III совершил заупокойную молитву у могилы Святейшего Патриарха Алексия.
После краткого отдыха гости направились в Троицкий собор на торжественное пение акафиста Преподобному Сергию, а затем — на праздничную всенощную в Успенский собор.
8 октября Предстоятель Коптской Церкви со своей свитой направился в Успенский собор Лавры к Божественной литургии, которую совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен с собором иерархов и духовенства.
Наконец, гости молились за праздничным молебном на Лаврской площади и еще раз посетили Серапионову палату, где совершили молебен святому архи-диакону Стефану и приложились к находящейся там его деснице.
По возвращении в Москву Святейший Папа п Патриарх Шенуда III посетил Богоявленский
патриарший собор во время праздничного богослужения по случаю памяти святого апостола Иоанна Богослова, поклонился мощам Святителя Алексия, Митрополита Московского, и совершил заупокойную молитву у могилы Святейшего Патриарха Сергия.
Церковные награды для монофизитов
Согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Пимен вручил Предстоятелю Коптской Церкви Святейшему Папе и Патриарху Шенуде III церковный орден святого князя Владимира I степени, коптским митрополитам и епископам — II степени, другим членам делегации — III степени.
Служение человечеству
От экуменизма естественно перешли к “служению человечеству”:
Мы видим нашу общность также и в служении человечеству и думаем, что через такое служение наши экуменические цели станут более достижимыми. Перед христианскими Церквами в наше время стоит особенно большая задача – реализации в мире любви Христовой, отображающейся в делах мира, правды и милости…
Патриарх Пимен. Речь на официальном приеме в Московской Патриархии 4 октября 1972 года
В речи Патриарха звучали отчетливые ноты хилиазма:
Мы знаем, что это путь узкий и тернистый, но мы веруем, что иного пути нет и только этим путей должны мы идти, дабы мы сами и наши ближние во всем мире вкусили сладостные плоды Царствия Божия, которое начинается на земле в бесконечном и всестороннем совершенствовании человека.
Патриарх Пимен. Речь на официальном приеме в Московской Патриархии 4 октября 1972 года
“Новый строй”
Служить человечеству лучше всего при новом, социалистическом строе. Поэтому визит “Святейшего папы” проходил под контролем Совета по делам религий при Совете Министров СССР, и лично гонителя Церкви В. А. Куроедова.
“Святейшего папу” приветствовали не только как единоверца, но и как представителя Египта, тогда находившегося в зоне советского влияния:
В Вашем лице мы приветствуем благочестивую паству Коптской Церкви и свободолюбивый народ Египта.
Патриарх Пимен. Слово в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 8 октября 1972 год
Вся эта дружба должна была служить мифам “мира, единства и прогресса”:
Пусть же крепнут дружба и сотрудничество между нашими народами, пусть возрастает любовь между нашими Церквами во имя мира, единства и подлинного прогресса на земле.
Патриарх Пимен. Речь на обеде в Троице-Сергиевой 8 октября 1972 года
Отсюда многочисленные восхваления советского строя в речах Патриарха Пимена:
В нашем новом обществе религиозная жизнь находит свое место, как и христианское служение, имея в виду прежде всего внутреннее совершенствование, а также содействие развитию всего доброго и полезного. В жизни нашего общества христиане Советского Союза сотрудничают со все
Патриарх Пимен. Речь на официальном приеме в Московской Патриархии 4 октября 1972 года
ми гражданами нашей страны на основе общих устремлений к миру, справедливости и прогрессу. Они – участники больших общественных преобразований и в то же время верные последователи своего Спасителя и Господа.
Шенуда III тоже восхищался “новым бытием Русской Церкви и великими достижениями, которые принесла вашей стране Октябрьская резолюция, радует и отношние между Церковью и государством”.
Оказалась соблюдена строгая взаимность в поздравлениях:
Святейший Папа и Патриарх Шенуда III выразил благодарение Богу за то, что его поездка совершается при счастливом стечении обстоятельств, когда русские поздравляют Египет с 20-летием Июльской революции, а египтяне поздравляют русских с 50-летием образования Советского Союза.
Источники
- Ильич Иаков, протоиерей; Комаров К. Исторический визит Предстоятеля Коптской Церкви. //Журнал Московской Патриархии. 1973. 1. Стр.: 59-65.
- Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Речь, обращенная к Папе и Патриарху Шенуде III (на обеде в Троице-Сергиевой Лавре 8 октября 1972 года). // Журнал Московской Патриархии. 1973. 1. Стр.: 56-57.
- Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Речь, обращенная к Папе и Патриарху Шенуде III (на официальном приеме в Московской Патриархии 4 октября 1972 года). // Журнал Московской Патриархии. 1973. 1. Стр.: 53-54.
- Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Слово, обращенное к Папе и Патриарху Шенуде III (в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 8 октября 1972 года). // Журнал Московской Патриархии. 1973. 1. Стр.: 54-56.
- Шенуда III, Папа и Патриарх Коптский. Интервью представителю “Журнала Московской Патриархии”. //Журнал Московской Патриархии. 1973. 1. Стр.: 57-58.
Один ответ
Что же им не даёт взять да и объявить о восстановлении евхаристического общения? Или всё-таки страшно? Столько слов, а Халкидон то никуда не денешь – вот он с его догматом о двух природах во Христе. И хоть заговорись о любви и исторических казусах.