Кто и какого порядка заслуживает?

Мы живем в развращенном обществе и что с этим делать?

«Каждый народ заслуживает того правительства, которое имеет»

Кто и какого порядка заслуживает?
Руины образцовой тюрьмы на Кубе. В ней отбывал заключение Фидель Кастро.

Юрий на нашем телеграмм-канале “Антимодернизм.ру” задал два любопытных вопроса.

Первый касается выражения «Каждый народ заслуживает того правительства, которое имеет».

Юрий комментирует мою статью “Сила и власть в развращенном обществе“:

Вот моя логика простого обывателя: мы живём в падшем мире и власть, которую мы имеем, ровно такая, которую мы сами и заслужили, ибо «нет власти не от Бога» (Рим.13:1). И вся эта конструкция испокон веку регулируется простым законом обратной связи: «Ибо что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7)

Однако автор пишет: «Дело не в том, что якобы «каждый народ заслуживает того правительства, которое имеет»… Но далее прямого ответа, что конкретно нам требуется, кроме борьбы с собственным грехом, почему-то не даёт и понять логику не удаётся, хотя желание присутствует немалое.

Ответ

Мне трудно согласиться с тезисом: «Каждый народ заслуживает того правительства, которое имеет», – как его обычно понимают.

Де Местр

Автор высказывания: Жозеф де Местр, говорил о бесплодности конституций в связи с Конституцией Польши:

Toute nation a le gouvernement qu’elle mérite.

Correspondance diplomatique, Joseph de Maistre, Albert Blanc (éd.), éd. Michel Lévy, 1861, t. 2, XLV, Saint-Petersbourg, 18/30 avril 1816, p. 196.

Де Местр хочет сказать, что природа народа возьмет свое. Конституции и всякие установления ничего не улучшают. Де Местр, с обычным для него цинизмом, одобряет их для обмана народа и для пропаганды.

В государстве смешаны хорошие и плохие

Могу сказать с де Местром, что Конституции, конечно, вредны.

Но начну я не с этого, а с того, что в государстве смешаны хорошие и плохие люди. И они могут быть расположены в порядке или в беспорядке. То есть одно и то же по своему составу общество может быть государством или бандой разбойников, смотря по тому, как расположены в обществе достойные и недостойные члены.

Кто и какого порядка заслуживает?

Святые не заслужили беспорядка

Плохого порядка не заслуживают хорошие, праведные и Святые. Неужели Новомученики заслужили режим Сталина?

Злые тоже не заслужили

Дурной порядок вроде бы способствует злым. Они преуспевают, богатеют, высятся как кедры ливанские (Ис. 2:13). Занимают места, на которых должны быть честные.

Но если говорить по существу, то даже плохие не заслуживают дурного порядка, потому что в нем они свободно творят зло, и навлекают на свою голову еще большее наказание за гробом и в этой жизни.

Никто не заслуживает беспорядка

Таким образом, христианский политический анализ показывает, что никто не заслуживает беспорядка. То есть все люди, как хорошие и плохие граждане, заслуживают только одного порядка и никакого беспорядка. Так судил Бог, создавший один мир на всех, и нерушимо его поддерживает.

Нет власти не от Бога

После этих утверждений нам становится понятно, что значит высказывание Апостола.

«Нет власти не от Бога» значит то, что и над народом, и над властителями есть Судия. История двух градов: Небесного и земного, – не подтверждает мысль об обратной связи между поведением людей и государственным строем.

Цитата у Юрия усечена не случайно, потому что у Апостола говорится:

Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. 

Гал. 6:7-8

Спасение даруется не по закону обратной связи, а незаслуженно. Однако и грешники, конечно, сеют в плоть по своему глубокому неразумию, а не по разумному выбору.

И возвращаясь к де Местру, согласимся с ним, что никакая Конституция не может установить порядка, если его нет в душах и делах людей. Но и монархический переворот его тоже не может установить. Некоторым образом это не находится в руках людей, и в основном потому, что порядок в обществе не выдумывается, а берется из того порядка, какой Бог постановил иметь в душе, обществе и мире.

Мы живем в развращенном обществе и что с этим делать?

И, несмотря на это, в мире сегодня царит беспорядок. Будь у нас порядок, люди бы напряженно думали, как его ниспровергнуть. Ведь этим были заняты умы революционеров и русских православных модернистов, начиная с Радищева.

Это требует объяснения. Мы бы хотели знать, как христианам существовать в беспорядке. Этот вопрос можно разложить на составные части, вопросы:

  • как устроено общество;
  • какое место в нем занимают христиане как хорошие граждане;
  • и то, что хорошим не всегда удается восстановить порядок.

Надеюсь, что мы отчасти пролили свет на эти вопросы, отвечая на вопрос Юрия.

Второй вопрос об идеологии

Второй вопрос связан с первым.

Юрий не возражает против нашего определения идеологии, но предлагает наряду с ним другое:

Идеология – совокупность идеалов, ценностей, целей и взглядов, посредством которых определённая общность людей выражает своё отношение к существующей социальной реальности, отдельным её проблемам и конфликтам.

Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., М. Республика, 2001.

Он предлагает назвать идеологию в этом смысле «декларируемым целеполаганием».

Выражаясь метафорически, у любого корабля должен быть пункт назначения (цель) и только тогда возникает возможность сравнить один маршрут с другим и сформулировать вопросы к капитану и его команде (местной власти).

Пока социальная конструкция имеет генеральную цель, она сохраняет свое единство и движется в рамках единого курса. Каждый в этих рамках ищет свое малое благо, стремясь к общему. Но если общество утратит глобальную цель, коридор ограничений исчезнет. Ничем не ограниченные личные стремления размоют социальную конструкцию.

Ответ

Какое представление об обществе мы видим в этом определении идеологии?

Общество «выражает своё отношение к существующей социальной реальности», то есть к себе самому, выясняет, что думает о самом себе.

Поразмыслив над самим собой, общества само себе устанавливает цель.

Тогда можно будет выбрать наилучший маршрут и выяснить: насколько отклоняются от этого маршрута наши вожди, да и мы вместе с ними.

Одна большая и сформулированная цель (идеология) полезна еще и тем, что объединяет общество, иначе личные стремления размоют общество.

В этом определении единство общества принимается как уже данное, а потом из него извлекается и должное: то же самое единство общества.

Замкнутое общество-тюрьма

Мы видим из описания, что перед нами общество как замкнутая структура.

Люди собрались вместе. Вопрос о том, что такое единство общества и в чем оно состоит, остается не исследованным и даже не заданным.

В общественной жизни непосредственно заметно вовсе не «единство», а то, что люди преследуют противоположные цели. Надо выбрать одну из них и всем подчиниться этому выбору. Какие такие «все» подчиняются и почему они должны это делать, если на самом деле у них цели совершенно разные? Нет ответа.

Зато иметь одну идеологию полезно. Тогда общество несколько приоткроется. В тюрьме открыли окошко, потому что общество каким-то образом ориентировано:

  • в будущее, как в социализме и либерализме,
  • в прошлое, как в консервативных утопиях,
  • или к непосредственному истечению жизненной силы, как в национал-социализме и анархизме.

Юрий говорит, что такое определение идеологии не противоречит нашему. Несомненно. Такое определение ничему не противоречит. Оно ирреально, то есть не описывает никакую действительность. А где же нам почерпнуть истину, как не в действительности?

Как на самом деле устроено современное общество

В обществе существуют не просто разные идеалы, ценности, цели и взгляды. В нашем обществе идет война всех против всех.

Каждое частное мнение для исповедающего его так же велико, как и общая идея всего общества. Каждый человек глядит в наполеоны, и не готов отказаться от своего вымышленного величия, тем более во имя вымышленного «единства».

Конечно, можно закрыть глаза на это неустранимое несогласие в обществе, то есть обмануть себя. Этому обману, действительно, служат конституции, идеологии. На самом деле конкуренцию мнений останавливает только прямое государственное насилие.

Государство может защитить некоторые отклоняющиеся мнения, и этим несколько завуалировать существующее положение в обществе. У нас, например, ограждено законом право иметь христианские убеждения, но не все, а только модернистские, конечно.

Война всех против всех, гегелевская диалектика «раб – господин» никуда не исчезают. Мы притворяемся, что их нет, и договариваемся с другими, что они тоже будут притворяться.

Цель развращенного общества

И все-таки война всех против всех не может считаться нормальным положением. Это и есть тот беспорядок, о котором мы выше говорили. Для развращенного общества странствование по волнам времени кончится катастрофой, всеобщим Армагеддоном.

У человеческого общества есть цель

У общества есть цель. Она одна для всех обществ, и установлена не людьми, а Богом. Эта норма вложена Им в общественную природу каждого человека.

Поэтому общество людей, во-первых, не едино: в нем скрыты граждане двух градов: земного и Небесного.

Во-вторых, оно странствует пред Лицем Божиим и по Божьему повелению. Бог выносит суд над этим обществом и может признать его негодным и заслуживающим уничтожения.

Идеология скрывает от людей этот суд.

Вывод

Развращенное общество само ставит себе цели и само себя судит. Это и означает, что оно несет на себе проклятие. Оно обречено.

Нам же не следует мнить о порядке и единстве общества. Наилучшим выходом было бы знание христианской политической философии. Но даже простое и незашоренное наблюдение за событиями даст больше знания о вещах, чем сочинение любой идеологии.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Десницкий Андрей Сергеевич

(1968) публицист модернистского направления, представитель т.н. “библейской критики”, последователь о. Владимира Лапшина.

Планы о. Петра (Мещеринова) на 2011-2012 гг.

В сети опубликован план работы Центра духовного развития детей и юношества при Даниловом монастыре на 2011/2012 году. Центр курирует крайний модернист о. Петр (Мещеринов), и программа вполне отвечает его воззрениям.

3 Responses

  1. Прекрасно.
    Как отвратительны блогеры, начавшие с освещения СВО и, увы, от гордыни, атеизма и глупости своей ставшие вещать о “необходимости идеологии”. Расписались в ничтожестве.

  2. Может ли стать объединяющей для общества цель – раскрытие, сохранение и обогащение народной культуры, как результата действия Духа Святого на общественное сознание?
    Под народной культурой я подразумевая все нематериальные явления жизни человека (поведенческая культура, нравственная культура, художественная культура, бытовая культура, технологическая культура и т.д.).

  3. Интересно, что у Болотова Церковь и Врата Ада рассматриваются , как два противоборствующих политических субъекта, именно в свете антагонизма двух собраний: званных Господом и объединённых абсолютно противоположным ему существом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.