Митрополит Иларион: «Православные и католики – не соперники, а союзники»
В сегодняшнем интервью газете “Фигаро” митр. Иларион (Алфеев) заявил о существовании множества точек соприкосновения Православия и католицизма: Нашей Церкви близка позиция Папы Франциска по целому ряду вопросов.
Согласно митр. Илариону, еще до своего избрания папой кардинал Хорхе Марио Бергольо засвидетельствовал глубокую симпатию к Русской Православной Церкви, свое желание тесного с ней контакта.
Эта информация митр. Илариона является, как говорится, эксклюзивной, поскольку о папе хорошо известно прямо обратное: он с отрочества был близок к украинским униатам, и даже был воспитанником униатского “архимандрита” Степана Чмиля.
Митр. Иларион ссылается на свой личный опыт общения с папой:
В рамках интронизационных торжеств нового Папы я имел возможность лично обсудить с ним актуальное состояние отношений Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви. Папа Франциск подтвердил свое намерение содействовать достижению взаимопонимания между двумя Церквами. Вторая наша встреча в ноябре также показала, что по многим проблемам современности у нас одинаковые взгляды.
В частности, стремление Папы приблизить Церковь к бедным и обездоленным, его желание реформировать управление Римско-Католической Церкви в направлении большей коллегиальности, его призыв к мировой общественности обратить внимание на положение страждущих и преследуемых христиан Ближнего Востока и других регионов мира вызывают поддержку в Русской Церкви.
Между православными и католиками имеется очень много точек соприкосновения
Митр. Иларион указывает на множество точек соприкосновения православных и католиков:
В последнее время становится все более очевидной необходимость сотрудничества православных и католиков в деле отстаивания христианских ценностей в современном секулярном обществе. Позиции наших Церквей совпадают по многим проблемам, которые мир сегодня ставит перед христианством. Среди них − размывание семейных ценностей, подрыв в обществе норм традиционной семейной этики. Наши Церкви вместе выступают против абортов, эвтаназии, медико-биологических экспериментов, несовместимых с нравственным принципом уважения к человеческой личности, приравнивания сожительства людей одного пола к брачному союзу и многих других «достижений» современной либеральной цивилизации, поставившей под угрозу выживание европейских народов.
По всем этим темам между православными и католиками имеется очень много точек соприкосновения. И мы будем развивать наше сотрудничество, помня о том, что мы – православные и католики – не соперники, а союзники. У нас общее миссионерское поле, перед нами общие вызовы, и у нас общая вера во Христа как Бога и Спасителя. Из этой веры и должны проистекать все наши совместные усилия по сохранению в современном секулярном мире христианских ценностей.
Из сказанного следует вполне логичный вывод:
Все это, несомненно, делает возможность встречи между Папой и Патриархом все более реальной. Однако чтобы данная встреча не стала лишь протокольным событием, необходимо хорошо подготовить ее с содержательной стороны. Что же касается места такой встречи, ее времени и различных деталей протокола, то пока такого обсуждения на двустороннем уровне не было.
Митр. Иларион отметил, что основным препятствием для встречи остается неурегулированный конфликт между православными и греко-католиками на Украине:
В процессе возрождения в конце 1980-х годов структур Украинской Греко-Католической Церкви в Западной Украине у Московского Патриархата были отняты практически все храмы. И до сих пор Украинская Православная Церковь встречается со сложностями при строительстве храмов в западных областях Украины. В то же время ширится миссия УГКЦ на традиционно православных землях Восточной и Южной Украины, что не может не вызывать беспокойства со стороны православных.
И эти “точки соприкосновения” Православия и католицизма немедленно обнаружились, и даже несколько опередили оптимистическое интервью митр. Илариона.
Иосафат Кунцевич – гонитель Православия
25 ноября униатские “архиереи” и многочисленные униаты прибыли в Рим, чтобы отметить 50-ю годовщину перенесения “мощей” Кунцевича в собор Св. Петра по воле папы Павла VI, тоже “большого друга” Православной Церкви.
“Сибирская католическая газета” находит здесь точку соприкосновения с Православием. О фанатическом и безумном гонителе Православия и православных наши современники-католики пишут:
Униатский архиепископ Полоцка Иосафат Кунцевич много потрудился ради единства Церкви, и та ревность, с которой он добивался единства православного народа с Римом, стоила ему жизни. Он принял мученическую смерть в Витебске в 1623 г.
Божественную Литургию возглавили глава украинских униатов Святослав Шевчук и префект “Конгрегации Восточных Церквей” кардинал Леонардо Сандри. В богослужении принимали участие 30 греко-католических епископов, 220 священников и около пяти тысяч верных мирян.
Иосафат Кунцевич как орудие экуменического братства
По окончании литургии встретиться с паломниками пришел папа Франциск, который по словам митр. Илариона, испытывает глубокую симпатию к Православию. Папа приветствовал присутствующих по-украински: «Слава Исусу Христу!» В своей проповеди папа отметил, что пример “Св. Иосафата”, отдавшего жизнь за единство христиан, должно побудить нас к большей активности в деле строительства общины Церкви через взаимное сотрудничество, желание учиться друг у друга и совместно исповедовать веру.
Папа подчеркнул:
Сопровождает нас на этом пути и находится в его средоточии Иисус Христос, Воскресший Господь. И желание общения побуждает нас понимать ближнего и уважать его, а также принимать и давать братские наставления… Самым лучшим образом мы сможем следовать примеру Св. Иосафата, если будем любить друг друга, любить единство Церкви и ему служить. На этом пути нас поддерживает бесстрашное свидетельство многочисленного сонма мучеников нового времени. Мученики – это великое богатство вашей Церкви и великое утешение для нее. Я хочу пожелать, чтобы то глубокое общение, которое вы ежедневно стремитесь укреплять внутри Католической Церкви, помогло вам наводить мосты братства также с иными Церквами и Общинами церковного типа в Украине и в других странах, где присутствуют ваши общины.
Так много ли у нас общего с Иосафатом Кунцевичем и его усердными почитателями?