6 октября в униатском центре «Покровские ворота» в Москве прошла презентация русского перевода папской энциклики «Laudato Si’».
Это послание в духе экологического сознания было опубликовано 18 июня и сразу встретилось с одобрением гностически мыслящих православных богословов. Митр. Иоанн (Зизиулас) приветствовал энциклику и отметил, что Константинопольский Патриархат был первым, кто обратил внимание на серьезность экологического кризиса в своей собственной энциклике в 1989 году. «Мы должны признать свои экологические грехи, призвал он, подчеркнув, что сегодня это главная задача для всей разделенной христианской Церкви», – отметил богослов-модернист.
В московской презентации приняли участие папский нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович, секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий, католический публицист Петр Сахаров, кандидат исторических наук Евгений Новоселов. Ведущий встречи – директор униатского центра Жан-Франсуа Тири.
Протоиерей Владимир Шмалий отметил в энциклике «много революционных призывов» и в частности необычное цитирование папой Франциском некатолических текстов, в частности, Патриарха Варфоломея. Важной, по его мнению, является концепция «интегральной экологии»: проблемы, которые существуют на земле, должны рассматриваться целостно. «Папа видит и констатирует, с некоторой печалью, что мир находится в кризисе. Кризис имеет интегральный характер», – сказал священник. Его поразило, «с какой мощью папа выступает против властной матрицы». Сильным элементом документа является также обращение к политикам; поощрение «малых дел, малых проектов, которые могут изменить мир». О. Владимир Шмалий обратил особое внимание на экуменический характер документа.
В то же время о. Владимир Шмалий сделал ряд критических замечаний, ссылаясь на прессу, экологов, которые «неоднозначно восприняли текст», в частности, «выступают против безмерного экологического алармизма». Некоторые пассажи, по мнению о. Шмалия, позволяют заподозрить Папу в антипрогрессизме. Также вызывает вопрос читаемая между строк критика антропоцентризма. «А что взамен? — спрашивает о. Владимир Шмалий. — Что будет в центре общества, если не человек?»
Историк Борис Филиппов из ПСТГУ выразил радость, что «нашел в энциклике четкое отвращение к технократическому подходу», который господствовал в СССР. «Только гибель СССР спасла нас от экологической катастрофы», – сказал он, напомнив о несостоявшемся проекте поворота северных рек.
2 Responses
“Хочу умереть здоровым”.
вижу в таких “конференциях” неосознаваемый участниками атеизм, неверие в Бога. Когда второстепенное и Главное меняется местами. Как пошутил один человек, “есть верующие, но не воцерковлённые, а есть воцерковлённые, но неверующие”.