Мы описали успехи, ошибки Блеза Паскаля, обсудили некоторые его понятия. Мы увидели, что иезуитизм, который обличает Паскаль, был приспособлением к новому миру и Новому времени.
Понятие «ослабленное Христианство» можно смело назвать основным у Паскаля. Он хотел понять и понял, как может быть ослаблено Христианство. Он выяснил, кому и зачем это ослабление нужно.
Ослабленное Христианство предназначено для нового мира и нового человека. Оно ослаблено настолько, чтобы его мог победить якобы сильный и свободный человек.
Начнем с общего впечатления
Непосредственно понятно, что есть строгое, неотмирное Христианство, а есть расслабленное, обмирщенное. Ослабление Христианства видно невооруженным глазом, по одежде, облачению, по поведению в храме и по облику храма.
И все-таки ослабление Христианства состоит не только в его малой эмоциональной напряженности, развязном поведении в храме и в городе. Это должно быть иное, чем в Христианстве, отношение к развлечениям, к богатству, к Таинствам Евхаристии и Покаяния. Ослабление Христианства также заметно по тому, что человек говорит и пишет, какие мысли ему нравятся, а какие он отгоняет от себя.
Суть же ослабления состоит в другом.
В чем суть ослабления Христианства?
Христианство слабеет оттого, что человек (христианин по имени) неожиданно становится сильным.
Люди уже слышали о Христианстве. Они знают о Христианстве, и им не нравится то, что они о нем знают.
Люди судят о Христе, и это уже совсем другое положение человека пред Богом. Теперь судья – это человек, а не Бог. Человек занял позицию относительно Христианства, и это позиция революционная.
Но, с другой стороны, у судящих о Христианстве довольно верное о нем представление. Они знают, что оно совершенно не от мира сего, мрачное, строгое, отвлеченное. И они никогда уже не поверят, что настоящее Христианство может быть слабым.
Значит, ослабить Христианство, то есть сделать его неопасным для веры человека в собственные силы, не так-то просто. Для этого нужна стратегия, которая включает в себя ложь о мире, человеке и Христе. И она требует борьбы с истинным Христианством.
Итак, суть ослабления состоит в том удивительном самообмане, когда человек, забывший о Христе, продолжает думать, что он христианин.
Ослабленное Христианство действует обманом и насилием
Оно не такое уж слабое, это Христианство-лайт. Новые люди забирают себе всю свободу творить в Церкви и насилие, и послабление по своему разумению. И все-таки новому человеку гораздо легче переносить новую несвободу (он ее любит), чем прежнюю несвободу (а ее он ненавидит).
Поэтому ослабленное Христианство имеет великую власть над людьми, но не над всеми. Оно совершенно бессильно в отношении христиан.
Ведь какие задачи стоят перед новым Христианством! Сколько всего нужно переменить!
Человек ничтожен, несвободен и несчастен в мире. Его пугает определенность и неопределенность. Его мучает то, что он знает, и еще более – то, чего он не знает. Он может забывать на время о своих несчастиях, но действительность все время ему о них напоминает. И со всем этим новое Христианство должно как-то справиться.
Иезуиты избавляют людей от страха Божия
И тут выступают иезуиты, избавляя людей от страха Божия. Для этого они отнимают у Христианства три страшных средства: чудо, тайну и авторитет.
Под «тайной» подразумевается подчинение ума «непонятным» догматам.
«Чудо» здесь – благодать и вера в благодать.
А авторитет – это власть истины над душой, и вытекающий отсюда порядок в мире, Церкви и государстве.
Ослабленное Христианство справляется с бедствиями человека человеческими силами и расчетом. В этом его сила. Но такое спасение – просто обман, бесполезные труды. И в этом его бессилие.
Следовательно, ослабленное Христианство считается сильным или слабым в зависимости от веры или неверия в человеческие силы.
Изменение самого порядка
От ослабленного Христианства следует перейти к следующему вопросу: что остается от порядка в Церкви, если Христианство ослаблено?
Паскаль глубоко судит о порядке и беспорядке в Церкви. Он говорит не о том, что плохи отдельные люди, иезуиты, которые то или иное делают неверно. Он говорит о новом порядке, внутри которого теперь существуют хорошие и плохие христиане.
Паскаль приводит слова иезуитов о себе самих: «Они изменили лицо христианства». А ведь это очень поразительно, когда изменяют Христианство, пусть это и привычно для современного человека.
Значит, есть лица, которые поставили себя в разряд руководителей Христианства. А это уже не изменение обычаев или даже догматов. Изменяется сам порядок.
Паскаль верно отмечает:
Те, кто любят Церковь, сокрушаются, что портятся нравы, но по крайней мере законы остаются неприкосновенны. Но эти (иезуиты. – В.Р.) посягают на законы. Сам образец испорчен.
Испорчены не только нравы, обычаи и вера. Испорчен суд и устранен страх Божий. Испорчен сам закон, и по новому закону христиане – лишние в Церкви. Иезуитам
мало того, что они принесли в наши храмы такие нравы, templis inducere mores. Они уже не просто хотят, чтобы их терпели в Церкви, но поскольку они стали сильнейшими, то желают изгнать других…
Растление ума и сердца
Растление ума и сердца касается теперь всех. Паскаль пишет о присяге, которую заставляли подписать его друзей – янсенистов:
Иезуиты либо внушают вам заблуждения, либо заставляют поклясться, что вы их разделяете, и ввергают вас либо в заблуждение, либо в клятвопреступничество, и растлевают либо ум, либо сердце.
Паскаль верно оценивает тактику управления сознанием. Надо вовлечь либо в преступление, либо в компромисс с преступлением. Понуждают неверно мыслить (растление ума) или поступать вопреки совести (растление сердца).
Итак, мы имеем два ключевых высказывания Паскаля:
- Испорчен образец.
- Христиан изгоняют из Церкви, то есть заставляют их участвовать в преступлении или с ним мириться.
И вот, наконец, самое главное: этот испорченный образец продолжает именоваться “Христианством”, “верой”, “Церковью” и “святостью”. И это именование навязано обманом или силой.
Поэтому Паскаль и пишет, что иезуиты хотят стать святыми:
Они не могут обладать беспрерывностью и мечтают о вездесущности, поэтому разносят порчу по всей Церкви, чтобы самим стать святыми.
Почему Паскаль вдруг говорит о святости? Потому что власть слабого Христианства – особого рода, и о ней нужно рассудить.
Новый порядок
Нам будет легче начать с рассуждения о новом идеологическом государстве.
Оно признает свободу людей, но усваивает всю эту свободу себе, но не гражданам. Именно новое тираническое государство Паскаль отвергал как носителя только силы, но не правды. А мы будем отвергать антигосударство как силу революционную.
Новая Церковь тоже становится революционной силой. Она дает людям насильно то, чего они хотят: ересь, развлечение, свободу. Расчет здесь понятный: иезуиты знают, что люди испытывают отторжение от Христианства с его строгостью. Они просто уйдут из Церкви, если не ослабить Христианство.
Христиан по имени пугают не сами вещи, а имена вещей: «грех», «заповедь», «догмат». По сути человек настолько слаб и развращен, что он только и ждет того, чтобы нарушить закон и отвергнуть догмат. Так иезуиты оценивали человеческую природу, и они не так уж ошибались.
Значит, чтобы люди пришли в Церковь и из нее не уходили, нужно изменить имена вещей так, чтобы они перестали пугать.
Люди хотят грешить и развлекаться, иметь свободу мнений? Значит, надо дать им возможность делать все это, называя именем «христианства». Вот так новая церковь сама становится главным и по сути единственным отступником от истинного Христианства, а люди только следуют за этими революционерами, насильно или свободно.
Так в Новое время в новом мире достигается новая власть над новыми людьми.
Успех нового порядка
И так ослабленное христианство становится социальной силой в развращенном обществе. Оно становится очень популярным.
От Паскаля не скрылась эта сторона нового христианства. Он пишет о том, что у иезуитов храмы полны прихожанами:
– Отец мой, как эти правила привлекут народ в ваши исповедальни!
Иезуит признает:
– Еще бы. Вы не поверите, сколько их приходит: «Мы подавлены и, так сказать, притиснуты толпой наших исповедующихся, paenitentium numero obruimur», как сказано в Изображении нашего первого века (кн. 3, гл. 8).
Но этот успех нельзя измерить старыми мерками. Это рациональный расчет, где мерой успеха является сам успех, а не истина и заповедь.
Человек сам решает: что считать успехом и что – не успехом. И тут овладение человека своим сознанием сыграло ожидаемо злую шутку. Если мы проповедуем Христианство только по имени, то и обращаем христиан только по имени, а не на самом деле. И наши «достижения» тоже только так называются, а каковы они на самом деле, разобрать никак нельзя.
Новая власть бессильна
Продолжим сопоставление новой церкви с новым государством.
Государство, которое объявляет нравственное безнравственным и наоборот, не имеет никакой власти в собственном смысле (Рим. 13:1-2).
То же и в Церкви, где также никому не дана власть разрушать Церковь, растлевать ум или совесть. Никому не позволено называть вещи по своему усмотрению. Вещи надо именовать по их сути и словами всеми принятыми и понятными.
Пред Богом власть беззаконников бессильна, и те, кто подпали под их владычество, никогда не найдут себе порядок и покой.
Христианин по имени будет колебаться между отчаянием и развлечением. Как всякий язычник и неверующий, он остается в естественном для человека бедственном положении. Для исправления бедствий все его средства бессильны, и всесильны лишь обман и порок.
6 Responses
Поразительно, как этот текст будит совесть и усиливает её обличения.
Как невозможно напиться твердой водой , так и нет возможности с помощью лжи привести человека к Богу – в конце пути его будет ждать совсем другой адресат…
Да, “между отчаянием и развлечением”. Именно, и это ужасно.
Примери для етого ослабленное христианство суть “Бог ест только любви” “Бог никому не судит человек судит сам себе” “первороднаго греха нет” и так далее..
Получается “ослабленное христианство” – это своего рода технология по свержению истинного христианства из Церкви наподобие технологии цветных революций.
Простите суетные мысли христианина по имени, но:
“этот испорченный образец продолжает именоваться “Христианством”, “верой”, “Церковью” и “святостью”.”
Как это похоже на то, что произошло со словом “русский” после отъятия Удерживающего.
Теперь русским можно называть что угодно, может называться кто угодно, но строго за исключением тех, кто является этнически или культурно русским и как-то связан с православием.