Мы продолжаем наш лекторий «Политический гностицизм». Сегодня я решил ввести в оборот еще одно имя: Лейбниц Готфрид Вильгельм. Знаменитый немецкий философ (1646 – 1716) был знаком с Петром Первым, императором Всероссийским. Они неоднократно встречались в 1711, 1712 и 1716 гг. в Торгау на Эльбе, Карлсбаде и Ганновере.
Лейбниц был чистым рационалистом, то есть как раз тем, кого должны откровенно ненавидеть наши православные модернисты, которые все сплошь враги разума, иррационалисты.
Лейбниц был сторонником экуменического христианства, естественной теологии. При этом его экуменизм рождался из веры в разум, как сейчас экуменизм рождается из неверия в разум. Иными словами, у Лейбница много неверного, и все оттого, что он считал свет философии всесильным и философски объяснял учение о спасении.
Однако в области политической философии он видел ясно одну важную истину:
И другую:
Тем самым, Лейбниц отрицал мир случайности, вымышленный атеистами, мир без Бога, как Первопричины. Он отрицал мир бесформенный, бесконечный.
Что же он ставил вместо случайности? Согласно Лейбницу, все истинно сущее имеет свои разумные основания. Каждое действие имеет достаточное основание, и эти основания могут быть согласны с разумом или нет. То есть нет просто «свободы». Не существует голой способности делать все, что хочешь. В системе Лейбница свобода как произвол невозможна. Тот, кто думает поступать свободно, просто обманывает сам себя.
Лейбниц пишет:
«Всякий свободный акт необходим».
«Разум без свободы был бы совсем бесполезен, а свобода без разума не имела бы никакого значения».
Лейбниц с успехом участвовал в тогдашних спорах о сознании человека: представляет ли оно собой чистый лист бумаги (tabula rasa), или имеет свое содержание. Для Лейбница человек – не чистый лист бумаги. Человек рождается с врожденными идеями. Человек не все приобретает своим трудом, через опыт, у него есть то, что вложено в него Богом при сотворении.
Далее Лейбниц утверждал, что для чистых истин нужно не опытное, а умозрительное познание.
Первоначальные истины не случайны и не зависят от человека.
Идея – это объект мысли, а не сама мысль. Познание происходит так: мы обращаем внимание на идеи, которые у нас уже есть, и созерцаем их, связываем их. Идеи постоянны и врождены нам, как мы врождены сами себе.
То есть, что бы ни говорили иррационалисты и представители обезглавленного разума, человек не может поступать против того, что ему подсказывает его разум.
«Я полагаю, что произвольное содержится только в словах, а вовсе не в идеях, так как они выражают только возможности», – пишет Лейбниц.
Короче говоря, свобода без разума – это просто слово (из патологической речи, конечно).
Лейбниц признает, что человек способен поступить и против разума. Но это не одна и та же возможность: поступить правильно и поступить неправильно. Неразумное действие как раз несвободно, и оно не равновесно с действием разумным.
Исходя из своих принципиальных положений, Лейбниц отдал много сил для решения вопроса о том, как безошибочно обнаруживать истинные идеи, и как их правильно соединять. Здесь он отдавал должное средневековой схоластике как дисциплине ума, столь ненавистной уже Лютеру и другим реформаторам.
В рассуждении о делах человеческих Лейбниц образцом считал ответы древнеримских юристов, в частности, собранные св. Императором Юстинианом в Дигесты. Под влиянием этих юристов, Лейбниц задумывался об универсальном счислении в делах человеческих. Это счисление должно было соответствовать роли математики в изучении природы.
Вот я сделал самый краткий обзор идей Лейбница. Как ни странно, в его выводах и подходах было мало общего с эпохой Просвещения. В основном он противопоставлял себя философам-просвещенцам, критиковал Декарта, Спинозу и Гоббса. Паскаля же он упрекал за антиюридизм.
Лейбниц видел, что атеисты, которые расцвели в его время, используют свет философии для затемнения истины.
Для нас ход мысли Лейбница интересен в связи с нашей полемикой с православным модернизмом. Для модернистов принципиально важно – в этом собственно и состоит вся их вера – что человек может в любой момент поступить как угодно. Отсюда все эти бесконечные уверения, что Бог не имеет власти над душой человека, не принуждает человека, не убеждает его и ничего ему не доказывает. От этого происходят и невероятные утверждения о том, что Бог верит в человека и др. (см. учение митр. Антония Сурожского).
Весь этот ход патологической мысли был для Лейбница полной невозможностью, как и иррационализм, антиюридизм и поклонение мифу о свободе. И вот что важно: абсолютная свобода человека, которую исповедуют модернисты, это собственно абсолютная власть, и эта власть политическая по своему характеру.
Итак, мы можем иногда пользоваться Лейбницем, изучать его сочинения, и, в особенности,
Политические идеи Лейбница
Я предложил это введение, чтобы рассказать о политических идеях Лейбница. Они связаны с его воззрениями, о которых я только что рассказал, и вы это увидите.
Лейбниц, как иринически настроенный мыслитель, подходит к политике тоже как примиритель. Но как философ он не шел путем компромисса.
И тут мы имеем странную картину. С нашей точки зрения, которая у нас возникла из опыта войн и тираний, мир наступает тогда, когда некто с превосходящей всё силой уничтожает всех своих противников. В обществе и в международной политике все воюют против всех, и значит тот, кто стремится к миру, должен уничтожить или поработить всех остальных людей и народы.
Надо понимать задачу, которую себе ставит политика силы: частичная победа не годится. Надо победить не того или иного противника. Недостаточно перевернуть только то и это. Нужно поработить всех, возвыситься над всеми, изгнать всех из своего мира. Наконец, надо создать свой мир, из которого никто не может убежать. Вот каков единственный способ установить мир в обществе и найти покой своей душе, перестать бояться за свою жизнь.
Даже самые безумные революционеры и тираны понимают, что достичь полного покоя невозможно и что нужно найти компромисс с другими такими же сумасшедшими тиранами и революционерами. И все равно для верующего в абсолютную свободу человека идеалом остается только глобальная и замкнутая тирания.
В лице Лейбница перед нами мыслитель, политический философ, который предлагает вместо этого свободного стремления к абсолютной власти политику в ее старом античном и христианском смысле общественного блага и сотрудничества.
Такой выход к политике возможен и для нас, но люди как правило избирают даже в религии путь предательства, компромисса. Люди идут на компромисс, потому что закрывают глаза (себе и другим) на истинное положение вещей. На какое же? На войну всех против всех. Они примиряют ислам и Христианство, устанавливают вечный мир во всем мире, и все в таком духе. И это тоже проявление всевластия, хотя во вроде бы мирном духе.
Лейбниц предлагал иной путь примирения. Он понимал, что христианам в этом мире придется страдать, а не идти на компромисс.
Свидетельство природы против атеистов
Теперь давайте рассмотрим пристально, как рассуждает Лейбниц. Возьмем его сочинение «Свидетельство природы против атеистов» (1668 год. Пер. с франц. В. П. Преображенского).
Лейбниц пишет: «Телесные явления не могут быть объяснены без бестелесного начала», т. е. Бога.
Сразу после этого Лейбниц показывает, что атеизм является политической проблемой. Он рассуждает:
И вот некоторые проницательные люди стали делать попытки объяснить существование явлений природы, или феноменов, наблюдаемых в телах, без допущения Бога и не принимая его в расчет. Вскоре, после некоторых успехов (разумеется, пока дело не дошло еще до первоначал и оснований), они, как бы на радостях от своей удачи, поспешили объявить, что не могут объяснить естественным путем ни Бога, ни бессмертия души, но что вера в эти вещи обязана своим происхождением гражданским установлениям или историческому преданию; так думал остроумный Гоббс, который за свои открытия заслуживал бы того, чтобы здесь умолчать о нем, если бы я не считал нужным прямо выступить против его авторитета, который может произвести дурное действие.
Вы видите, как Лейбниц привлекает политическую философию к анализу идей атеистов.
Как же рассуждают атеисты-государственники? Вера (Православие, например) обязана своим происхождением гражданским установлениям или историческому преданию. Это общая мысль, и из нее исходят в современных спорах. Атеисты говорят, что вера бесполезна, а православные – что полезна.
Но вернемся к исходному положению Лейбница: «Телесное невозможно объяснить без бестелесного начала». Значит, и объяснение таких объектов, как Церковь, вера, должно быть духовным, а не телесным.
Если же у атеистов духовного объяснения нет, то все гражданские установления и предания будут для них случайными. Они не могут быть утверждены ни на чем.
Допустим, что так и есть. Ведь современные атеисты – они же анархисты, и их не пугает произвольность любого порядка в человеческом обществе. Нужно силой установить порядок, а разумен ли он, никого не заботит.
Но Лейбниц доказывает больше того. Он показывает, что атеисты – принципиальные разрушители порядка, даже если они признают, что вера возникла исторически и что она полезна для порядка в обществе. На атеистическом основании мир в обществе не может быть установлен. И Лейбниц прекрасно показал это в своем письме к крупнейшему либеральному идеологу Томасу Гоббсу. Мы прочитаем это письмо вместе в следующий раз, и увидим, как Лейбниц читал Гоббса, за что хвалил его и что у него опровергал.
5 Responses
Является ли идея Творения, Творца, врожденной? И какой статус у идеи противоположной – она также врожденная или просто отрицание врожденной идеи Творения?
Знание о том, Бог есть, врождено человеку. Противоположно этому знанию – порочное невежество, неведение, которое происходит от невнимания к тому, что ты знаешь от рождения.