Search

Лосский. Понять, что говорит гностик

Вместо понятий мы обнаруживаем у Лосского мнимые понятия, "концепты".

Понять можно только понятное. Это банальная мысль, но она требует некоторого раскрытия.

Что значит «понять»? Что мы понимаем?

Мы понимаем понятия, а не факты, ощущения или личности. Понятия – вот, что понятно, и более ничего.

В.Н. Лосский

Лосский
На богословской конференции братства Святого Албания и преп. Сергия. О. Георгий Флоровский, В.Н. Лосский и буд. митр. Антоний (Блум).

Таким образом, когда мы хотим понять, например, сочинения известного православного модерниста и псевдофилософа Владимира Лосского, то мы хотим понять понятия.

В таком случае мы сталкиваемся с некоторыми затруднениями. У Владимира Лосского мы не обнаруживаем истинных и точных понятий. Больше того, в основании его системы мы не обнаруживаем понятий как таковых.

Вместо понятий, необходимых для веры в Бога, для мысли о мире и человеке, мы обнаруживаем у Лосского мнимые понятия, «концепты», коллективные представления. Например:

  • «личность»,
  • «апофатика»,
  • «существование» (в экзистенциализме),
  • «архаическая ересь»,
  • «иррационализм»,
  • «антиномическая мистика»,
  • «опытное познание» и, в частности, «мистический опыт»,
  • «синергия» и др.

Мы встречаем у В.Н. Лосского концепты-методы («различие – тождество»), а также мыслеформы «Нет ничего случайного» и «У Святых отцов нет».

Вдобавок к этому Лосский еще и теоретик патологического сознания: его понятия непонятные, и нравятся ему именно такими. Метод апофатики, деконцептуализации понятий у него – это уже сразу и результат применения метода. То есть это вообще не мысль, и не метод познания, а пропаганда и стоящая за ней воля к власти.

В этом отношении его творчество – это, скорее, род графоманской литературы. Он что-то нехудожественно и пространно нам описывает, разводит руками, делает округлые жесты. То есть это в большей мере русские сезоны в Париже, нежели разумный текст.

Лосский = Разин
“Атаман думу думает”. Картина В.И. Сурикова “Стенька Разин” (1906).

Значит ли это, что Лосский изъят из рода человеческого, что он стал недоступен человеческому суду? В существенном смысле это так. Как каторжник, разбивший кандалы, он свободно бродит по тайге или плавает по Волге как Стенька Разин, прибивается к шайке таких же, как он, бунтовщиков. С другой, и тоже существенной, стороны он остается подсуден, потому что над ним тяготеет законно вынесенный приговор.

“Концепты”

То, что у Владимира Лосского нет понятий, а есть концепты, ясно говорит, что перед нами человек с патологическим сознанием. Вот он, суд и приговор: мы мыслим понятие «патологическое сознание» и благодаря изучению Лосского уточняем, наполняем, исправляем это наше понятие.

От этого сам Лосский нам не становится более понятен. Мы по-прежнему не понимаем, почему надо было бунтовать, а потом бежать из-под стражи. Это нам непонятно, но понятно, что такое бунт, преступление, приговор, наказание. И пока мы гонимся за каторжником, мы все лучше понимаем эти понятия.

Таким образом, сочинения Лосского отчасти понятны и отчасти непонятны. Они непонятны, потому что излагают не понятия. И они понятны в той мере, в какой мы сами понимаем истинные понятия.

Возьмем у Честертона, пусть и не самый удачный пример. Один из его героев говорит в разговоре с анархистом:

Всякий раз, когда поезд приходит к станции, я чувствую, что он прорвал засаду, победил в битве с хаосом.

Человек смотрит на поезд и уточняет свое понятие о порядке. Методически это верно.

Глупость

Приступив к тщательному анализу сочинений Лосского, мы устанавливаем, что он говорит глупости, и поэтому его сочинения говорят нам о таком понятии как «глупость».

Мы устанавливаем, что Лосский – глупец, узнаем, что это значит, уточняем благодаря изучению Лосского социальную роль глупца (идеолога) в современном обществе, в Церкви.

Мы видим, что эта глупость совершенно определенного рода и играет свою социальную роль. Одну роль его сочинения играли в эмиграции, другую – в СССР, третью в постсоветской России, четвертую в современном европейском православии.

Глупость эта исторически обусловлена. Ее не выдумал Лосский, она ему не принадлежит. Его глупость встроена в историю новой философии, парижского богословия, православного модернизма, модернизма интерконфессионального, а также в историю европейского оккультного возрождения конца XIX – начала XX века.

Можно зафиксировать, что в сочинениях Лосского глупость изложена на специальном языке (во французском оригинале) и переведена тоже не на русский язык, а на особый и очень влиятельный жаргон. Благодаря этим наблюдениям мы уточняем свое понятие о патологической речи. Мы убеждаемся в той истине, что патологическое сознание необходимо связано с патологической речью, и видим сродные свойства иррациональность и аморализм в мысли и языке Лосского.

Таким образом, мы не можем углубиться в мысль Лосского. Она отсутствует. Мы не можем сопоставить его мысли с учением Святых отцов, потому что нет общей меры, то есть понятия.

Стоит ли об этом сокрушаться?

Если мы хотели узнать глупость, то мы потерпели неудачу. Но я лично к этому совсем не стремлюсь. Мне хватает своей глупости и недосуг разбирать чужую, да еще в таком несусветном количестве как у Лосского.

Напротив, я хочу уточнить понятия, какие у меня есть, и для этого пользуюсь всем, что вижу вокруг. Я проверяю свои понятия, понимаю, как они связаны, каким понятиям подчинены и какие подчинены им самим. Вот для этого стоит исследовать модернизм, для этого стоит смотреть на мир и на события вокруг нас.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.