Лосский. Понять, что говорит гностик

Вместо понятий мы обнаруживаем у Лосского мнимые понятия, "концепты".

Понять можно только понятное. Это банальная мысль, но она требует некоторого раскрытия.

Что значит «понять»? Что мы понимаем?

Мы понимаем понятия, а не факты, ощущения или личности. Понятия – вот, что понятно, и более ничего.

В.Н. Лосский

Лосский
На богословской конференции братства Святого Албания и преп. Сергия. О. Георгий Флоровский, В.Н. Лосский и буд. митр. Антоний (Блум).

Таким образом, когда мы хотим понять, например, сочинения известного православного модерниста и псевдофилософа Владимира Лосского, то мы хотим понять понятия.

В таком случае мы сталкиваемся с некоторыми затруднениями. У Владимира Лосского мы не обнаруживаем истинных и точных понятий. Больше того, в основании его системы мы не обнаруживаем понятий как таковых.

Вместо понятий, необходимых для веры в Бога, для мысли о мире и человеке, мы обнаруживаем у Лосского мнимые понятия, «концепты», коллективные представления. Например:

  • «личность»,
  • «апофатика»,
  • «существование» (в экзистенциализме),
  • «архаическая ересь»,
  • «иррационализм»,
  • «антиномическая мистика»,
  • «опытное познание» и, в частности, «мистический опыт»,
  • «синергия» и др.

Мы встречаем у В.Н. Лосского концепты-методы («различие – тождество»), а также мыслеформы «Нет ничего случайного» и «У Святых отцов нет».

Вдобавок к этому Лосский еще и теоретик патологического сознания: его понятия непонятные, и нравятся ему именно такими. Метод апофатики, деконцептуализации понятий у него – это уже сразу и результат применения метода. То есть это вообще не мысль, и не метод познания, а пропаганда и стоящая за ней воля к власти.

В этом отношении его творчество – это, скорее, род графоманской литературы. Он что-то нехудожественно и пространно нам описывает, разводит руками, делает округлые жесты. То есть это в большей мере русские сезоны в Париже, нежели разумный текст.

Лосский = Разин
“Атаман думу думает”. Картина В.И. Сурикова “Стенька Разин” (1906).

Значит ли это, что Лосский изъят из рода человеческого, что он стал недоступен человеческому суду? В существенном смысле это так. Как каторжник, разбивший кандалы, он свободно бродит по тайге или плавает по Волге как Стенька Разин, прибивается к шайке таких же, как он, бунтовщиков. С другой, и тоже существенной, стороны он остается подсуден, потому что над ним тяготеет законно вынесенный приговор.

“Концепты”

То, что у Владимира Лосского нет понятий, а есть концепты, ясно говорит, что перед нами человек с патологическим сознанием. Вот он, суд и приговор: мы мыслим понятие «патологическое сознание» и благодаря изучению Лосского уточняем, наполняем, исправляем это наше понятие.

От этого сам Лосский нам не становится более понятен. Мы по-прежнему не понимаем, почему надо было бунтовать, а потом бежать из-под стражи. Это нам непонятно, но понятно, что такое бунт, преступление, приговор, наказание. И пока мы гонимся за каторжником, мы все лучше понимаем эти понятия.

Таким образом, сочинения Лосского отчасти понятны и отчасти непонятны. Они непонятны, потому что излагают не понятия. И они понятны в той мере, в какой мы сами понимаем истинные понятия.

Возьмем у Честертона, пусть и не самый удачный пример. Один из его героев говорит в разговоре с анархистом:

Всякий раз, когда поезд приходит к станции, я чувствую, что он прорвал засаду, победил в битве с хаосом.

Человек смотрит на поезд и уточняет свое понятие о порядке. Методически это верно.

Глупость

Приступив к тщательному анализу сочинений Лосского, мы устанавливаем, что он говорит глупости, и поэтому его сочинения говорят нам о таком понятии как «глупость».

Мы устанавливаем, что Лосский – глупец, узнаем, что это значит, уточняем благодаря изучению Лосского социальную роль глупца (идеолога) в современном обществе, в Церкви.

Мы видим, что эта глупость совершенно определенного рода и играет свою социальную роль. Одну роль его сочинения играли в эмиграции, другую – в СССР, третью в постсоветской России, четвертую в современном европейском православии.

Глупость эта исторически обусловлена. Ее не выдумал Лосский, она ему не принадлежит. Его глупость встроена в историю новой философии, парижского богословия, православного модернизма, модернизма интерконфессионального, а также в историю европейского оккультного возрождения конца XIX – начала XX века.

Можно зафиксировать, что в сочинениях Лосского глупость изложена на специальном языке (во французском оригинале) и переведена тоже не на русский язык, а на особый и очень влиятельный жаргон. Благодаря этим наблюдениям мы уточняем свое понятие о патологической речи. Мы убеждаемся в той истине, что патологическое сознание необходимо связано с патологической речью, и видим сродные свойства иррациональность и аморализм в мысли и языке Лосского.

Таким образом, мы не можем углубиться в мысль Лосского. Она отсутствует. Мы не можем сопоставить его мысли с учением Святых отцов, потому что нет общей меры, то есть понятия.

Стоит ли об этом сокрушаться?

Если мы хотели узнать глупость, то мы потерпели неудачу. Но я лично к этому совсем не стремлюсь. Мне хватает своей глупости и недосуг разбирать чужую, да еще в таком несусветном количестве как у Лосского.

Напротив, я хочу уточнить понятия, какие у меня есть, и для этого пользуюсь всем, что вижу вокруг. Я проверяю свои понятия, понимаю, как они связаны, каким понятиям подчинены и какие подчинены им самим. Вот для этого стоит исследовать модернизм, для этого стоит смотреть на мир и на события вокруг нас.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Евгеническая мистификация иеромонаха Димитрия (Першина)

Иеромонах Димитрий (Першин) уже не раз обескураживал православную общественность своими советами касательно семейной жизни (31.03.2009. О. Димитрий (Першин) наказан за аморальные высказывания). Однако его недавняя статья «Нечеловечество» (журнал ГЕО) не

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.