Search

Ложки дегтя

По старой правмировской традиции в материалах портала о Рождестве можно найти удивительный плюрализм истины и лжи.

Светлый праздник Христова Рождества радостно отзывается в сердце всякого человека, ищущего спасения, в сердце всякого православного христианина, и кажется почти невозможным, что и этот праздник модернизм способен использовать в качестве повода для своих пропагандистских действий. К сожалению, в этом легко убедиться, зайдя на портал «Православие и мир».

Ложки дегтя

По старой правмировской традиции, в материалах портала о Рождестве можно найти удивительный плюрализм истины и лжи о вопросах Божественного Откровения и человеческого спасения. Разумеется, этот плюрализм играет в пользу именно лжи. По меньшей мере нечестно предоставлять истине и лжи равные условия при обстоятельстве известности и даже Богооткровенности истины. Ведь даже одна ложка дегтя способна испортить целую бочку меда. Тут же ложка дегтя, увы, не одна. Иному читателю нет-нет, да и покажется: модернистские авторы говорят о том же, что и православные. О том же, но если приглядеться, становится ясно: все-таки не совсем.

Явную ложку дегтя обнаруживаем уже в заглавии беседы митрополита Сурожского Антония: «Христос приносится в жертву не Богу — нам». Текст беседы вполне соответствует заголовку: да, Христос приносится в жертву именно нам. Однако Священное Предание Православной Церкви со всей определенностью утверждает, что жертва Христова была принесена Богу. В этом легко убедиться, прочитав «Точное Изложение Православной Веры» преп. Иоанна Дамаскина или ознакомившись с томосом Константинопольского собора 1157 года, гласящим:

Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей принес Спасительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа.

Разумеется, человек, имеющий удовлетворительное знание учения Церкви, распознает обман. Возможно, после такой порции лжи он даже справедливо разочаруется в трудах митрополита Антония. Но у всех ли посетителей портала есть такое знание? Очевидно, что на удочку плюрализма особенно легко клюнуть недостаточно просвещенному православному, особенно в том случае, если неправославное мнение принадлежит не журналисту, а иерарху.

С грустью покидаем мы страницу со статьей митрополита Антония Сурожского — и замечаем вдруг шокирующую фразу: «Не надо бояться обмирщения Рождества». Эта фраза — подзаголовок статьи инокини Евгении (Сенчуковой) «Очень земной праздник и подарки Младенцу Христу». Из статьи мы узнаем, естественно, что якобы Рождество — праздник именно земной. Поэтому для автора и не страшно его обмирщение, в том числе по западному образцу. Мысль вполне себе светская.

Любопытно другое: странная связь обмирщения и добрых дел, к которым нас призывает инокиня Евгения в этой же статье и именно в связи с обмирщением. Невольно возникает вопрос: какого же рода должны быть добрые дела, чтобы обмирщать? И почему вообще в статье оказывается неразрывно связано и то и другое — доброе дело и обмирщение? Все это наводит на очень грустные размышления.

Не радует и оптимизм автора относительно шума и суеты, в которых обыватель из самого холодного нейтрально-секулярного общества нет-нет да и вспомнит среди шума и веселья, что Рождество — Христово и первая часть слова «Christmas» – Христос. Не надо, выходит, волноваться о профанации праздника, не надо просвещать людей насчет церковного учения. Просвещать людей будет… суета! Ведь и профанация имеет хоть минимальный, но все же «миссионерский» эффект. Значит, нельзя ее ругать! Глядишь, человек вдруг вспомнит о Христе, а там и просвещаться начнет уже сам. Тем же «Правмиром».

Правда, здесь же, в соответствии с принципом плюрализма, есть и другие материалы. Есть, например, противоположное «апологии обмирщения» мнение епископа Ионы (Черепанова). Он напоминает читателю, что информационный шум отвлекает о “единого на потребу”, о том, что мы созданы для святости, что мы должны творить добро…

Но редакцией портала дело сделано: ложки дегтя добавлены, плюрализм мнений обеспечен. А значит, духовно неопытный читатель и деготь скушает, и даже если заподозрит что-то не то, велика вероятность, что уже не отвергнет портал полностью как модернистский — хорошие-то статьи тоже есть!

В связи с этим единственным рождественским пожеланием порталу «Православие и мир» может быть только одно: обратиться к истине и отвергнуться всякой лжи.

…Увы, второй день Рождества на Правмире подсказывает, что до этого весьма далеко. Все тот же плюрализм, и все те же вкрапления лжеучения – например, в виде лекции профессора А. И. Осипова о Рождестве, а на самом деле не столько о Рождестве, сколько об излюбленной теме профессора: нравственном монизме. Правда, в силу то ли осторожности профессора, то ли неосторожности редакторской правки тема нравственного монизма звучит достаточно ненавязчиво и, опять-таки, незаметно для неопытного читателя.

Так обольщает ложь – ложь, желающая казаться незаметной и ненавязчивой. Так люди, не знающие истинного вкуса меда, принимают за него привкус дегтя, и в дальнейшем уже не признают иного меда, кроме как с этим привкусом. И именно в этом главный принцип навязывания лжи – в мнимой ее ненавязчивости, в плюралистичном растворении ее обезображенной истиной.

Сергей Строна

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

  1. “Христос приносится в жертву… нам” – это уже даже не ложка дёгтя. Такие заявления пристали язычникам, у которых, в конечном счёте, боги служат человеку, а не наоборот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.