Ложки дегтя

По старой правмировской традиции в материалах портала о Рождестве можно найти удивительный плюрализм истины и лжи.

Светлый праздник Христова Рождества радостно отзывается в сердце всякого человека, ищущего спасения, в сердце всякого православного христианина, и кажется почти невозможным, что и этот праздник модернизм способен использовать в качестве повода для своих пропагандистских действий. К сожалению, в этом легко убедиться, зайдя на портал «Православие и мир».

Ложки дегтя

По старой правмировской традиции, в материалах портала о Рождестве можно найти удивительный плюрализм истины и лжи о вопросах Божественного Откровения и человеческого спасения. Разумеется, этот плюрализм играет в пользу именно лжи. По меньшей мере нечестно предоставлять истине и лжи равные условия при обстоятельстве известности и даже Богооткровенности истины. Ведь даже одна ложка дегтя способна испортить целую бочку меда. Тут же ложка дегтя, увы, не одна. Иному читателю нет-нет, да и покажется: модернистские авторы говорят о том же, что и православные. О том же, но если приглядеться, становится ясно: все-таки не совсем.

Явную ложку дегтя обнаруживаем уже в заглавии беседы митрополита Сурожского Антония: «Христос приносится в жертву не Богу — нам». Текст беседы вполне соответствует заголовку: да, Христос приносится в жертву именно нам. Однако Священное Предание Православной Церкви со всей определенностью утверждает, что жертва Христова была принесена Богу. В этом легко убедиться, прочитав «Точное Изложение Православной Веры» преп. Иоанна Дамаскина или ознакомившись с томосом Константинопольского собора 1157 года, гласящим:

Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей принес Спасительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа.

Разумеется, человек, имеющий удовлетворительное знание учения Церкви, распознает обман. Возможно, после такой порции лжи он даже справедливо разочаруется в трудах митрополита Антония. Но у всех ли посетителей портала есть такое знание? Очевидно, что на удочку плюрализма особенно легко клюнуть недостаточно просвещенному православному, особенно в том случае, если неправославное мнение принадлежит не журналисту, а иерарху.

С грустью покидаем мы страницу со статьей митрополита Антония Сурожского — и замечаем вдруг шокирующую фразу: «Не надо бояться обмирщения Рождества». Эта фраза — подзаголовок статьи инокини Евгении (Сенчуковой) «Очень земной праздник и подарки Младенцу Христу». Из статьи мы узнаем, естественно, что якобы Рождество — праздник именно земной. Поэтому для автора и не страшно его обмирщение, в том числе по западному образцу. Мысль вполне себе светская.

Любопытно другое: странная связь обмирщения и добрых дел, к которым нас призывает инокиня Евгения в этой же статье и именно в связи с обмирщением. Невольно возникает вопрос: какого же рода должны быть добрые дела, чтобы обмирщать? И почему вообще в статье оказывается неразрывно связано и то и другое — доброе дело и обмирщение? Все это наводит на очень грустные размышления.

Не радует и оптимизм автора относительно шума и суеты, в которых обыватель из самого холодного нейтрально-секулярного общества нет-нет да и вспомнит среди шума и веселья, что Рождество — Христово и первая часть слова «Christmas» – Христос. Не надо, выходит, волноваться о профанации праздника, не надо просвещать людей насчет церковного учения. Просвещать людей будет… суета! Ведь и профанация имеет хоть минимальный, но все же «миссионерский» эффект. Значит, нельзя ее ругать! Глядишь, человек вдруг вспомнит о Христе, а там и просвещаться начнет уже сам. Тем же «Правмиром».

Правда, здесь же, в соответствии с принципом плюрализма, есть и другие материалы. Есть, например, противоположное «апологии обмирщения» мнение епископа Ионы (Черепанова). Он напоминает читателю, что информационный шум отвлекает о “единого на потребу”, о том, что мы созданы для святости, что мы должны творить добро…

Но редакцией портала дело сделано: ложки дегтя добавлены, плюрализм мнений обеспечен. А значит, духовно неопытный читатель и деготь скушает, и даже если заподозрит что-то не то, велика вероятность, что уже не отвергнет портал полностью как модернистский — хорошие-то статьи тоже есть!

В связи с этим единственным рождественским пожеланием порталу «Православие и мир» может быть только одно: обратиться к истине и отвергнуться всякой лжи.

…Увы, второй день Рождества на Правмире подсказывает, что до этого весьма далеко. Все тот же плюрализм, и все те же вкрапления лжеучения – например, в виде лекции профессора А. И. Осипова о Рождестве, а на самом деле не столько о Рождестве, сколько об излюбленной теме профессора: нравственном монизме. Правда, в силу то ли осторожности профессора, то ли неосторожности редакторской правки тема нравственного монизма звучит достаточно ненавязчиво и, опять-таки, незаметно для неопытного читателя.

Так обольщает ложь – ложь, желающая казаться незаметной и ненавязчивой. Так люди, не знающие истинного вкуса меда, принимают за него привкус дегтя, и в дальнейшем уже не признают иного меда, кроме как с этим привкусом. И именно в этом главный принцип навязывания лжи – в мнимой ее ненавязчивости, в плюралистичном растворении ее обезображенной истиной.

Сергей Строна

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Стремление изобразить неизобразимое

Таково, на взгляд последователей богословия иконы, “естественное стремление любого православного человека”. Но откроем Евангелие от Иоанна, первую главу, 18 стих. Читайте, пожалуйста. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Один ответ

  1. “Христос приносится в жертву… нам” – это уже даже не ложка дёгтя. Такие заявления пристали язычникам, у которых, в конечном счёте, боги служат человеку, а не наоборот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.