Search

Человек в эпоху Отступления

Тема наших сайтов - человек в эпоху Отступления, и этот человек - ты сам.

На наших сайтах “Антимодернизм” и “Два града” мы говорим о человеке эпохи Отступления и лишь во вторую очередь – о модернистах или антимодернистах.

Человек в эпоху Отступления
Два града.

Мы изучаем не богословие, не историю Церкви, не церковно-общественные проблемы. Наши сайты посвящены исследованию человека, хотя и не всякого, а только человека, страдающего болезнями Нового времени. Весь комплекс этих духовных болезней мы именуем “гностицизмом”.

Мы говорим о человеке, но не так, как того хотел бы этот человек. Мы изучаем его со стороны его природы, а не психологии, и на этом пути приходим к следующим выводам.

Между нами и модернистами пропасть

Антимодернист – это тот, кто понимает, что между ним и гностиком находится пропасть. Он знает, что ему запрещено понимать модернистов. Как только ты начинаешь их понимать или хотя бы хотеть понять, это говорит о том, что и ты заражен гнозисом.

Гнозис должен вызывать отвращение самим своим запахом. Услышав о том, что рай и ад – одно и то же, человек должен инстинктивно затыкать нос и отворачиваться. Ничего похожего, как правило, не происходит. Христианский инстинкт утрачен, и нам приходится долго и сложно объяснять простое и очевидное.

В духовно больном обществе самый главный аргумент – это то, что ты о себе говоришь. О. Александр Мень даже не похож на православного, а про взгляды его говорить нечего. Так что же заставляет считать его православным или хотя бы еретиком? Только самореклама, только то, что он сам объявлял себя православным, иногда одевался как православный, время от времени употреблял православные слова.

Человек в эпоху Отступления
Протоиерей Александр Мень у могилы Владимира Соловьева.

Принимать модернистов за христиан значит совершать фундаментальную ошибку. Она является символом полного разрыва с реальностью и, как таковая, неисцелима.

Различие – в воле

Главное различие между модернистами и православными состоит в направлении воли. Мы хотим с модернистами разного и даже противоположного.

Мы хотим повиноваться, ходить пред Богом. Они уже разрушили себя, а теперь страстно хотят разрушить Церковь.

Желание овладеть Церковью, а потом ее разрушить, что это, как не иррациональная воля к власти? Такая воля к власти заставляет уничтожать государства, убивать десятки и сотни человек в терактах и т.п. Точно та же воля движет и Церковную реформу, и развитие догматов…

Главный метод

В качестве главного метода мы избрали полное недоверие к модернистам. Мы решили ни в чем не давать им спуску, не доверять ни их словам, ни чувствам, ни делам. В этом недоверии нет ничего бесчеловечного, если, конечно, не путать человечность все с тем же психологизмом.

Самоисследование, но не самолечение

Изучая человека эпохи Отступления, антимодернист занимается самоисследованием. А раз так, то ему надо преодолевать искушение заняться и самолечением. Мы говорим о духовных болезнях, но не прописываем лекарства. От таких болезней нет лекарств, и больной должен обращаться за исцелением к Богу.

Методы

Мы сами подлежим суду, внешнему и высшему. Чтобы незаметно для себя не избежать суда в большом и малом, нужны методы. И мы систематически занимаемся их разработкой.

Охладить гностический пыл

Далее, мы должны делать все для охлаждения гностического пыла в себе и в других. Нам следует, по возможности, осознавать, что многие наши правильные чувства на самом деле являются лжеощущениями. По этой причине, например, возмущение не является правильным христианским отношением к гностическому бесстыдству.

Избавляться от светского мистического дурмана

Надо разоблачить в самом себе следы любой светской мистики и, прежде всего, мистики времени. Она более всего угрожает нам, раз мы занимаемся «эпохой Отступления». Нет, не время создает болезни и делает людей больными, а наоборот, наблюдая за человеком, мы делаем вывод об особом времени, в которое мы живем. Не меньшее смятение в душах и делах производит мистика пространства, поиски более правильного или удобного места.

Отстраниться от моды

Не менее важно быть независимым от моды на идеи и самому не создавать такую моду. Надо научиться быть несовременным, непопулярным, не читаемым. Это несложно. Для этого надо отказаться от позы, внешности, говорить, что думаешь.

Не нужны тонкие мысли

Надо удерживаться от сообщения другим тонких мыслей. Их некому и незачем сообщать.

Мне старец Исаия говаривал: не пиши! не для кого! (Св. Игнатий (Брянчанинов))

Говорить о главном и для всех

Надо говорить не прямо о богословии, духовной жизни или каноническом праве. Следует говорить о главном и простом, о том, что касается любого человека, о том, без чего нельзя быть христианином.

Надо научиться и научить других отличать Христианство от мира, то есть конкретно либерализма, марксизма и массовой культуры. И, поверьте мне, это высшее, к чему может стремиться сегодня православный автор.

Развлечение – всюду

Человек в эпоху Отступления
О. Андрей Ткачев.

Увидеть грандиозный разлом между Христианством и миром более всего мешает развлечение.

Сегодня развлечение — везде. Мы говорим не только о забавах типа танцев, прогулок, пробежек и концертов. Богословие и тем более церковная история также становятся развлечением.

«Процветали и прекрасно текли некогда наши дела… Сказать или услышать о Боге что-нибудь новое и удовлетворяющее одному любопытству, значило то же, что играть в камни и скоростью их перекидывания обманывать зрение, или забавлять зрителей разнообразными и женоподобными движениями тела» (св. Григорий Богослов).

Сегодня не то. Сегодня проповедь оо. Смирнова, Ткачева, Головина развлекает, доставляет те или иные переживания, пугает, веселит и т.п. Такая христианская по звучанию речь совпадает с миром на уровне быта, массовых низких развлечений. Представьте себе человека, жонглирующего шарами, а рядом с ним – жонглирующего иконами или Библиями.

Даже богослужение заражено развлечением, потому что им болен человек, который приходит в Церковь. Массовый человек приходит в храм с одним вопросом: чем ему заняться? Ответ готов: лжемиссией, церковной реформой, социальной деятельностью, а само богослужение становится не иначе как «общим делом».

Критика социальных болезней

Мы исследуем духовные болезни любого человека нашего времени. Мы стараемся ответить на вопрос: что делать, если целое поколение христиан утратило инстинктивное отвращение к гнозису? Что делать, если массы, и в том числе православные, жаждут развлечений?

Это общие проблемы, это общественные болезни, нисколько не специфические для Христианства и религии. Профессор Осипов или революционер Навальный больны сходным набором болезней и методы для их анализа нужны одинаковые.

Антимодернизм – это сопротивление

Гностицизм имеет в себе некоторую неустранимую неясность, и мы должны точно оценить границы этой неясности. От этого зависит ответ на вопрос “Что делать?”

Сами модернисты не заинтересованы в точности. Они намеренно размывают любые границы, и, в частности, границу между ясным и неясным в их мировоззрении.

Разрубим же эти сети и скажем, что антимодернизм это сопротивление.

Что это нам дает? Немногое.

Еще более-менее понятно, чему мы сопротивляемся. Как видно из названия, мы против модернизма Впрочем православные, как правило, нетвердо знают, что такое модернизм, даже если слышали о нем.

Антимодернизм – это сопротивление человека эпохи Отступления духовным болезням эпохи Отступления

Но какое это сопротивление? Как сопротивляться? Такие вопросы не всегда приходят в голову даже самым заметным антимодернистам. Да именно самым заметным и не приходят.

Итак, попытаемся ответить на эти вопросы. Антимодернизм – это сопротивление человека эпохи Отступления духовным болезням эпохи Отступления. При всей бедности, такое определение неплохо выражает суть дела.

Во-первых, это не борьба, а сопротивление, в том числе неприятие, отстранение, бойкот, апартеид.

В таком определении есть указание и на опасности сопротивления. Человек эпохи Отступления должен понимать, каков он сам, где и в какое время живет, а не переноситься в воображении пусть в самые прекрасные времена или места.

Бог судил нам жить и страдать здесь и сейчас. Пытаться изменить это было бы нецеломудренно.

Самоспасение

Того, кто сопротивляется гнозису, подстерегает страшное искушение: самоспасение или, как вариант, самосовершенствование, Православие как технология спасения.

От этого яда нет противоядия. Если человек полагает, что овладел своей жизнью, то он уже недоступен для человеческой помощи. Ему не поможет никакой метод, никакие объяснения, потому что он отказывается предстоять пред Богом.

Тема наших сайтов – человек в эпоху Отступления, и этот человек – ты сам.

Роман Вершилло

https://www.mixcloud.com/roman-vershillo/человек-эпохи-отступления/

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Письмо сорок седьмое

св. Тихон Задонский. Письма келейные Ныне вкусим и повидим, коль благ Господь. Да подаст нам сие благий и человеколюбивый Бог. Благость Божию почти все святое Писание нам проповедует, и почти нет

По разделам

9 Responses

  1. ” Господь долготерпит нам (2Пет.3:9): это очевидно. «Господа нашего долготерпение, спасение, непщуйте» (2Пет.3:15), говорит Апостол, то есть знайте, что причина и цель этого долготерпения есть благоволение Божие о нас, чтоб мы не увлеклись всеобъемлющим потоком зла, чтоб мы под руководством Слова Божия изработали наше спасение. Большинство человеков, упоенных лживым и обольстительным учением духов отверженных (1Тим.4:1), обуявших от действия в них этого учения, презрели Слово Божие, не ведают и не хотят уведать его. Нужно, крайне нужно внимание к Слову Божию, оправдываемому самыми событиями враждебного ему времени и настроения, «да не когда отпаднем!» нужно, нужно это внимание, чтоб не лишиться невозвратно спасения, еще не отъятого у человеков дивною милостью и дивным долготерпением Бога нашего, представляющего возможность спастись скудному остатку верующих в Него. Аминь.” св.Игнатий О причине отступления человеков от Бога

  2. Роман, куда же возмущение то девать? Вам как-то удалось с ним справиться? Я вот стал из храма до начала проповеди уходить, чтобы мирное устроение после молитвы не утрачивать.

    1. Никуда не девать. Надо понимать, что это не ответ и не индульгенция: “я возмущаюсь, значит я ни в чем не виноват”. Предположим, Гитлер подошел к Москве, а я стану всем соседям рассказывать, как я этим возмущен. Меня примут за дурака или провокатора.

      Все нормальные люди возмущены нечестием, и на этом точка. Дальше начинается мысль: как это понимать? как это получилось? можно ли что-то сделать? и т.п.

      1. Понял. Вы имеете ввиду возмущение как действие или деятельность, а не как движение души.

        1. Да. Но, боюсь, что обычно люди так и понимают свое возмущение, и поэтому оформляют его в виде открытых писем, комментариев, демонстраций.

      2. Думаю, что это одна из ключевых причин существующего отступления внутри Церкви. Борцы с отступлением обычно заражены теми же болезнями, что и сами учителя модернизма. Как же им разделиться? Такого не бывает.

  3. .. представляется, что Господь – по нашей немощи – снизил накал искушений времени до минимально допустимого.. фигуры “меней”, “осиповых”, “ткачевых” ничтожны для дела спасения и несопоставимы с таковыми времён преподобного Иосифа Волоцкого.. мы же несем крест посильный, по сути – картонный.. но, изнемогаем и под ним..

    PS ..без малого двадцать лет назад услышал от старца – уходи до проповеди.. целуй мысленно крест над иконостасом и уходи.. что и делаю нередко – без возмущения, в мирном духе

    С Праздником!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.