John Meyendorff (1926-1992) – русский богослов-модернист.
Обучался в иезуитском колледже в Медоне. Окончил Парижский богословский институт (1949) и Парижский университет. Ученик о. Киприана (Керна), последователь Э. Жильсона. Участник “Русского Студенческого Христианского Движения” (РСХД).
Преподает в Парижском богословском институте (1950-1959, греческий язык, история Церкви). В 1958 г. защищает докторскую диссертацию в Парижском университете. С 1959 г. – профессор Свято-Владимирской семинарии (США). С 1967 – профессор Фордхемского университета. С 1984 г. – декан Свято-Владимирской семинарии.
Основатель (вместе с о. Александром Шмеманом и архиеп. Иоанном (Шаховским) Американской автокефальной Церкви (1970).
Участник экуменического движения, в течение многих лет принимал участие в работе Всемирного Совета Церквей.
Основатель экуменического молодежного братства “Синдесмос“.
Участник диалога с монофизитами. В программной статье “Халкидониты и не-халкидониты: шаги к единству” призвал исследовать открыто и искренне соответствующие церковные представления и поставить Суд Господа над их ограниченностью.
О.И.М. находит, что православные и монофизиты разделяют веру в естественное (выд. нами.- Ред.) единство Церкви. Фундаментальная церковность одна и та же у православных, католиков и у не-халкидонских Церквей,- считает о.И.М.
Исповедуя свой адогматизм, о.И.М. считает проблему разделения на православных и еретиков в целом решенной. Для него вопрос о точном исповедании Православия и о ереси монофизитства не исчерпывается догматом Халкидонского Вселенского Собора: Формулировка халкидонцев не решает всех проблем. Никакая формулировка сама по себе, даже из Священного Писания, даже Никейский Символ веры, не решают всех проблем. О.И.М. говорит поэтому даже не о ереси монофизитства, а расколе, да и то только по поводу разного понимания формулировок и выражений.
Зато он считает вполне удовлетворительным проект православно-монофизитской унии, принятый на неофициальной консультации в Бристоле в 1967 г.
Как многократно заявлял о.И.М., для него не существует проблемы в признании Святыми отцами Церкви людей грешных, и даже исповедующих иную веру. Так, в статье “Халкидониты и не-халкидониты” он лживо объявляет св. Исаака Сирина несторианином, но великодушно не отказывает ему в праве именоваться православным святым.
При этом о.И.М. считает, что сохраняет верность Преданию, хотя видит эту верность не в словесной преемственности и не в простом повторении текстов Писания, умиротворяющих заявлениях или мнениях отцов Церкви. Он допускает самое широкое принятие новых взглядов, богословских подходов и вбирание в себя разных умонастроений и философских концепций, одобряет католическую работу по сочинению новых догматов.
Цитаты
Половина всех средневековых византийских патриархов – тех, которые не были формально осуждены за ересь, – были причислены Церковью к лику святых.
В нашем падшем мире полной свободы от заблуждений не существует, и в каком-то смысле люди даже “имеют право” на заблуждения. Еретические утверждения можно отыскать у любого Св. отца.
Движущей силой [поступков св. Григория Паламы] была верность догматическому Православию в том виде, в каком он его себе представлял.
[св. Григорий Палама] произнося проповеди, иногда пользуется традиционными идеалистическими штампами о необходимости оставить любовь к телу и любить только душу.
О нем
Вершилло Р. О. Иоанн Мейендорф и святость
13.02.2012 Конференция памяти о.И. Мейендорфа
Основные труды
Introduction a l’etude de Gregoire Palamas (докторская диссертация) (1959)
Chalcedonians and Monophysites after Chalcedon // Greek Orthodox Theological Review. 1964. № 10. P. 16-30
A Consultation between ‘Chalcedonians’ and ‘Non-Chalcedonians’ // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1964. № 8. P. 149-152
Халкидониты и монофизиты после Халкидона // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1965. № 52. С. 223-236
‘Chalcedonians’ and ‘Non-Chalcedonians’ // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1967. № 11. P. 150-151
Byzantine theology (1974)
Православие в современном мире (1981)
Введение в святоотеческое богословие (1985)
Chalcedonians and non-Chalcedonians: The Last Steps to Unity // St Vladimir’s Theological Quarterly. 1989. № 33. P. 319-329
Халкидониты и не-халкидониты: шаги к единству // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 7. С. 44-47
4 Responses
Здравствуйте! О. Мейендорф считается Википедией “крупнейшим современным исследователем” исихазма (если его вообще возможно серьёзно исследовать, не становясь исихастом), и в своих трудах пытается описать практику Иисусовой молитвы. Хотелось бы узнать, по-возможности, к чему в итоге сводятся его исследования, т.к. с ходу разобраться не удаётся – чтобы знать, чего ожидать от модернистского толкования.
Сам вопрос интересует в связи с тем, что знакомая начала знакомство с Православием с книги “Откровенные рассказы странника”, где много говорится об Иисусовой молитве. Сама она живёт в Испании, русского не знает. Показалось немного подозрительным, что эту книгу распространяла YMCA, хотя одобрение святителя Феофана Затворника и комментарии архимандрита Рафаила говорят, конечно, в пользу книги. Но мало ли, у книги есть переводчик, вступительная статья…
Труды о. Мейендорфа не имеют отношения к Иисусовой молитве и священному безмолвию (исихии). Он был вполне мирской человек и писал об исихазме в духе современной тупой и слепой “науки”. В целом он развивал гностические идеи в духе учения о Халкидонском догмате школы Владимира Соловьева.
“Откровенные рассказы странника” не единственный и не лучший источник учения о молитве Иисусовой. На английском можно посоветовать только Добротолюбие (Philokalia), но это, скорее всего, будет выше сил.
Спаси Господи! Примерно такое впечатление у меня и сложилось, но за непривычной терминологией было не понять.
Да, думаю, что и до Иисусовой молитвы нам ещё далеко, а в “рассказах” пока обратим внимание на другое.
В передаче на телеканале “Союз” Александр Дворкин говорил, что Мейендорф был его духовным отцом , сформировал его как христианина…