о. Мейендорф Иоанн Феофилович

(1926-1992) – русский богослов-модернист.
о. Мейендорф, Иоанн Феофилович

John Meyendorff (1926-1992) – русский богослов-модернист.

Обучался в иезуитском колледже в Медоне. Окончил Парижский богословский институт (1949) и Парижский университет. Ученик о. Киприана (Керна), последователь Э. Жильсона. Участник “Русского Студенческого Христианского Движения” (РСХД).

Преподает в Парижском богословском институте (1950-1959, греческий язык, история Церкви). В 1958 г. защищает докторскую диссертацию в Парижском университете. С 1959 г. – профессор Свято-Владимирской семинарии (США). С 1967 – профессор Фордхемского университета. С 1984 г. – декан Свято-Владимирской семинарии.

Основатель (вместе с о. Александром Шмеманом и архиеп. Иоанном (Шаховским) Американской автокефальной Церкви (1970).

О. Мейендорф, Иоанн Феофилович
О. Иоанн Мейендорф проповедует.

Участник экуменического движения, в течение многих лет принимал участие в работе Всемирного Совета Церквей.

Основатель экуменического молодежного братства “Синдесмос“.

Участник диалога с монофизитами. В программной статье “Халкидониты и не-халкидониты: шаги к единству” призвал исследовать открыто и искренне соответствующие церковные представления и поставить Суд Господа над их ограниченностью.

О.И.М. находит, что православные и монофизиты разделяют веру в естественное (выд. нами.- Ред.) единство Церкви. Фундаментальная церковность одна и та же у православных, католиков и у не-халкидонских Церквей,- считает о.И.М.

Исповедуя свой адогматизм, о.И.М. считает проблему разделения на православных и еретиков в целом решенной. Для него вопрос о точном исповедании Православия и о ереси монофизитства не исчерпывается догматом Халкидонского Вселенского Собора: Формулировка халкидонцев не решает всех проблем. Никакая формулировка сама по себе, даже из Священного Писания, даже Никейский Символ веры, не решают всех проблем. О.И.М. говорит поэтому даже не о ереси монофизитства, а расколе, да и то только по поводу разного понимания формулировок и выражений.

Зато он считает вполне удовлетворительным проект православно-монофизитской унии, принятый на неофициальной консультации в Бристоле в 1967 г.

Как многократно заявлял о.И.М., для него не существует проблемы в признании Святыми отцами Церкви людей грешных, и даже исповедующих иную веру. Так, в статье “Халкидониты и не-халкидониты” он лживо объявляет св. Исаака Сирина несторианином, но великодушно не отказывает ему в праве именоваться православным святым.

При этом о.И.М. считает, что сохраняет верность Преданию, хотя видит эту верность не в словесной преемственности и не в простом повторении текстов Писания, умиротворяющих заявлениях или мнениях отцов Церкви. Он допускает самое широкое принятие новых взглядов, богословских подходов и вбирание в себя разных умонастроений и философских концепций, одобряет католическую работу по сочинению новых догматов.

Цитаты

Половина всех средневековых византийских патриархов – тех, которые не были формально осуждены за ересь, – были причислены Церковью к лику святых.

В нашем падшем мире полной свободы от заблуждений не существует, и в каком-то смысле люди даже “имеют право” на заблуждения. Еретические утверждения можно отыскать у любого Св. отца.

Движущей силой [поступков св. Григория Паламы] была верность догматическому Православию в том виде, в каком он его себе представлял.

[св. Григорий Палама] произнося проповеди, иногда пользуется традиционными идеалистическими штампами о необходимости оставить любовь к телу и любить только душу.

О нем

Вершилло Р. О. Иоанн Мейендорф и святость

13.02.2012 Конференция памяти о.И. Мейендорфа

Основные труды

Introduction a l’etude de Gregoire Palamas (докторская диссертация) (1959)

Chalcedonians and Monophysites after Chalcedon // Greek Orthodox Theological Review. 1964. № 10. P. 16-30

A Consultation between ‘Chalcedonians’ and ‘Non-Chalcedonians’ // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1964. № 8. P. 149-152

Халкидониты и монофизиты после Халкидона // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1965. № 52. С. 223-236

‘Chalcedonians’ and ‘Non-Chalcedonians’ // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1967. № 11. P. 150-151

Byzantine theology (1974)

Православие в современном мире (1981)

Введение в святоотеческое богословие (1985)

Chalcedonians and non-Chalcedonians: The Last Steps to Unity // St Vladimir’s Theological Quarterly. 1989. № 33. P. 319-329

Халкидониты и не-халкидониты: шаги к единству // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 7. С. 44-47

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Сщмч. Петр Крутицкий об унии

Много врагов у Православной Христовой Церкви. Теперь они усилили свою деятельность против Православия. Католики, вводя наш богослужебный обряд, совращают, особенно в западных, издревле православных церквах, верующий народ в унию и

Маленькая победа

24 апреля состоялось заседание храмостроительного совета строящегося кафедрального собора УПЦ. Ключарь собора епископ Бородянский Варсонофий доложил об итогах тендера на изготовление рабочей документации (что косвенно подтверждает предположения предыдущего куратора строительства

4 Responses

  1. Здравствуйте! О. Мейендорф считается Википедией “крупнейшим современным исследователем” исихазма (если его вообще возможно серьёзно исследовать, не становясь исихастом), и в своих трудах пытается описать практику Иисусовой молитвы. Хотелось бы узнать, по-возможности, к чему в итоге сводятся его исследования, т.к. с ходу разобраться не удаётся – чтобы знать, чего ожидать от модернистского толкования.

    Сам вопрос интересует в связи с тем, что знакомая начала знакомство с Православием с книги “Откровенные рассказы странника”, где много говорится об Иисусовой молитве. Сама она живёт в Испании, русского не знает. Показалось немного подозрительным, что эту книгу распространяла YMCA, хотя одобрение святителя Феофана Затворника и комментарии архимандрита Рафаила говорят, конечно, в пользу книги. Но мало ли, у книги есть переводчик, вступительная статья…

    1. Труды о. Мейендорфа не имеют отношения к Иисусовой молитве и священному безмолвию (исихии). Он был вполне мирской человек и писал об исихазме в духе современной тупой и слепой “науки”. В целом он развивал гностические идеи в духе учения о Халкидонском догмате школы Владимира Соловьева.
      “Откровенные рассказы странника” не единственный и не лучший источник учения о молитве Иисусовой. На английском можно посоветовать только Добротолюбие (Philokalia), но это, скорее всего, будет выше сил.

      1. Спаси Господи! Примерно такое впечатление у меня и сложилось, но за непривычной терминологией было не понять.
        Да, думаю, что и до Иисусовой молитвы нам ещё далеко, а в “рассказах” пока обратим внимание на другое.

  2. В передаче на телеканале “Союз” Александр Дворкин говорил, что Мейендорф был его духовным отцом , сформировал его как христианина…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.