Мережковский Дмитрий Сергеевич

(1865 – 1941) – русский литератор, публицист, популяризатор символизма и модернизма. Представитель “нового религиозного сознания”. Масон.
Мережковский, Дмитрий Сергеевич

(1865-1941) – русский литератор, публицист, популяризатор символизма и модернизма. Представитель “нового религиозного сознания”. Масон.

В 1888 г. окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Печататься начал в 1881 г. Один из первых русских символистов. В 1893 г. опубликовал книгу “О причинах упадка и новых течениях русской литературы”, которая наряду с его стихотворным сборником “Символы” (1894) считается манифестом символизма. Согласно М., русские декаденты — первые русские европейцы, люди всемирной культуры, достигшие крайних вершин ее „самозародившейся мистики“. В стихотворениях М. “гражданские” мотивы надсоновского типа смешиваются с религиозной настроенностью (“Христос воскрес”, “Часовой на посту”). Бледные образы, шаблонные рифмы оформляют вялые философствования на религиозные темы (“Вера”, “Смерть”), сочетаясь с искусственностью тона, крикливостью патетики (“Сакья-Муни”, “Morituri”).

С начала 1900-х гг. М. переключился в основном на прозу и публицистику. Европейскую известность принесла прозаическая трилогия “Христос и Антихрист”.

М. нередко называют религиозным философом, однако это слишком большой комплимент в его адрес. В целом система его воззрений до конца представляла смесь романтических, революционно-народнических и модернистских идей. Как писал Л.А. Тихомиров, М. требует мистицизма не для собственного употребления, а для публики, для ее, так сказать уловления. Мистицизм появляется как нечто, способное связать неверие художника с верой публики. В этом все открытие г-на Мережковского. Никогда прежние материалисты не позволяли себе говорить об отрицаемом ими Боге так легко, беззаботно, с полным отсутствием уважения к вере верующих, как новые проповедники “художественного мистицизма”.

Размышляя об истории человечества, М. повсюду видел противоборство двух начал: “бездны плоти” и “бездны духа”. В конечном синтезе этих двух бездн в результате всемирно-катастрофических процессов видел он исполнение смысла истории. Историческое Христианство казалось ему недостаточным для спасения человечества. Христианская Церковь, якобы, шла несовершенным: исключительно “духовным”, “аскетическим” путем и, пренебрегая плотью, не справлялась со своей великой задачей. Особые претензии М. предъявлял к Русской Православной Церкви, обвиняя ее в безжизненности, порабощенности государством, потере способности реагировать на культурные и социальные процессы.

Христианство, якобы, нуждается в примирении с плотью и, во всяком случае, в серьезном внутреннем обновлении и даже духовной революции, в результате которой должна возникнуть “церковь Третьего завета”. Концепция “Третьего Завета” заимствована М. у католического гностика Иоахима Флорского, но обращение к ней М. свидетельствует отнюдь не о преемственности его философских идей, а лишь об их неоригинальности. В начале 1900-х гг. Мережковские пытались подкрепить свою теорию мистической практикой, организовывая в своей квартире “вечери любви” с кощунственной имитацией церковных таинств.

В 1901 г. М., Н.М. Минский, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанов и другие основали в Петербурге Религиозно-философские собрания, позже преобразованные в Религиозно-философское общество. Член редакции модернистско-символистского журнала “Новый путь”, наряду с П.П. Перцовым, В.А. Тернавцевым и В.В. Розановым. В эти годы М. занимался литературно-критическими исследованиями (“Л. Толстой и Достоевский” (1901 – 1902), “Гоголь и черт” (1906) и др.), религиозной эссеистикой (“Грядущий Хам” (1906), “Не мир, но меч” (1908), “В тихом омуте” (1908), “Больная Россия” (1910) и был достаточно заметной фигурой в общественной жизни.

Принимал участие в формировании идеологической платформы кадетов, контактировал с эсерами (в том числе с Б.Савинковым и А.Керенским). М. приветствовал Февральский переворот 1917 г. В декабре 1919 г. с З.Н. Гиппиус, Д.В. Философовым и В.А. Злобиным эмигрировал в Варшаву, затем в Париж.

Проза, написанная в эмиграции, несмотря на тематический размах (“Мессия” (1925), “Наполеон” (1929), “Тайна Запада: Атлантида – Европа” (1931), “Иисус Неизвестный” (1932 – 33), “Павел и Августин” (1937), “Франциск Ассизский” (1938), “Данте” (1939) не вызывала большого читательского интереса. М. участвовал в рижской газете “Сегодня” и варшавской “За свободу!”, был парижским соредактором варшавского литературно-политического еженедельника “Меч” (1934 – 1939). В 1927 году организовал литературное религиозно-философское общество “Зеленая лампа”, которым руководил Г.В. Иванов.

В конце 1930-х гг. М. изучал идеи фашизма. В 1939 г. лично встречался с Муссолини. В 1941 г. после нападения фашистской Германии на СССР М. выступил на парижском радио с речью “Большевизм и человечество”, в которой говорил о “победе духовных ценностей”, которые несут на своих штыках “немецкие рыцари-воины”.

О нем

сщмч. Феодор (Поздеевский). Современная моральная беспринципность в приложении к вопросу о характере христианской жизни

Терлецкий В.Н. Хилиастические чаяния в “новом религиозном сознании”

Источники

Литературная энциклопедия. Т. 7. М.: ОГИЗ, Советская Энциклопедия, 1934

о.Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937

Тихомиров Л.А. Упадок творчества // Критика демократии. Статьи из журнала “Русское обозрение”. М.: Москва, 1997. С. 419-428

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Темы романа «Игра в бисер»

Некоторые темы, раскрываемые или только обозначенные в романе, представляют для нас особенный интерес.

Светски савет цркава

Светски савет цркава је највећа организација која тежи остварењу једне од глобалистичких утопија XX века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.