Search

Методы и приемы исследования патологического сознания

Священное Писание, богословие, философия, социология.

Павел Филонов. Портрет Н. Глебова-Путиловского (1936 г.).

Павел Филонов. Портрет Н. Глебова-Путиловского (1936 г.). Источник.

Классификация данных позволяет нам образовать понятие о беспорядке в душе и носителях этого беспорядка, то есть о патологическом сознании (далее – ПС. – Р.В.). Таким же способом мы можем образовать столько понятий, относящихся к ПС, сколько будет необходимо для достижения целей нашего исследования.

Понятия мы соединяем в верных основных положениях и делаем из них выводы. Благодаря этому мы можем уточнить методы и приемы исследования патологического сознания, нашу научную интуицию и яснее и полнее рассмотреть наши понятия о ПС. Затем весь методический круг повторяется и на каждом этапе позволяет нам избавляться от ложного и неясного в понятиях и умозаключениях.

В нашем исследовании мы будем использовать хорошо известные понятия, положения и терминологию христианского богословия, политической философии, социологии, антропологии, филологии, психиатрии, психологии и, наконец, исторический метод. Из этого мы рассчитываем составить прочную и достаточно частую сеть, которая позволит нам уловить все существенное, опуская все несущественные и мешающее простоте и краткости.

О каждом источнике нашей методологии я скажу лишь самое необходимое, так как подробное их описание придется оставить как задачу на будущее.

Священное Писание

Священное Писание Ветхого и Нового завета дает нам неисчерпаемо полное описание патологического сознания в его оппозиции разумному, христианскому сознанию.

В Писании описаны: сотворение и устройство мира и человека, грехопадение и происшедшие из этого вину, наказания и бедствия. Писание обличает ПС со всех сторон: внутренних и внешних. Священное Писание определяет и описывает духовные болезни и их носителей. Библия указывает на сущность и причины беспорядка вообще, беспорядка в душе, глупости, гордости, бесстыдства, многознания, многоделания, социальных болезней: ересей, ложного единомыслия.

В Писании описаны непобедимая ложность ПС: «Присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путей Моих» (Пс. 94:10), его несамостоятельность: «Когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам так, как бы вели вас» (1 Кор. 12:2).

Писание дает нам преизобильный материал для изложения таких тем, как радикальная внешность, гностическое опьянение, патологическая речь, ложь, многословие, пустословие.

Итак, чтобы не продолжать перечисление, скажем, что одного Писания с избытком достаточно для самого полного описания патологического сознания на всем протяжении его истории вплоть до конца времен.

Богословие

Богословие, как учение о Боге-Творце и Промыслителе, сообщает на основании Писания о сотворении человека, об устройстве души, ее силах и об уме, как сущности человека.

Из сочинений Святых отцов Церкви можно извлечь самый богатый набор методов и приемов. Здесь я во многом обращаюсь к сочинению еп. Немезия Эмесского «О природе человека», на которое, как известно, опирался св. Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении православной веры». Учение об устройстве души и об уме, как владычественной силе, ясно выражено у св. Григория Паламы, но, разумеется, и у других Святых до и после свт. Григория.

Святоотеческая литература всесторонне описывает духовные болезни, разоблачает ложное учение о человеке. Из сочинений Святых мы узнаем о таких понятиях, как «мнение», «интерес», «несерьезность», «развлечение», «демоническая закрытость», «патологическая речь».

Для исследователя ПС, как явления Нового времени, особенно ценны труды таких Святых отцов и подвижников благочестия, как св. Игнатий (Брянчанинов), св. Иоанн Кронштадтский, сщмч. Виктор (Островидов), архиеп. Феофан (Быстров), митр. Вениамин (Федченков), о. Михаил Помазанский, о. Серафим (Роуз) и другие.

Философия порядка

В положительном смысле я исхожу из так называемой «философии порядка» (блж. Августин, св. Дионисий Ареопагит, Блез Паскаль, Г. В. Лейбниц, К. Н. Леонтьев, Л. А. Тихомиров и др.). В основе этой философии лежит утверждение о том, что одни те же силы души и элементы общества могут быть расположены в порядке или в беспорядке:

Какие бы революции ни происходили в обществах, какие бы реформы ни делали Правительства – все остается; но является только в иных сочетаниях сил и перевеса; – больше ничего… Я сказал – все остается; – но иначе сочетается.

Константин Леонтьев

Общественный порядок и беспорядок одинаково составлены из хороших и плохих граждан. Разница между порядком и беспорядком состоит не в том, что в упорядоченном обществе нет плохих людей, а одни только хорошие. В здоровом обществе есть негодные люди, но они находятся на своем месте: не в парламенте или в Церковной иерархии, а в положении заключенных, преследуемых, отверженных.

То же можно сказать и об устройстве души. В разумной душе и в душе духовно больной содержатся одни и те же элементы, которые расположены в одном случае – правильно, а в другом – неправильно. Отсюда я делаю вывод о том, что и разумное сознание отличается от ПС не своим содержанием, а тем, что разумное сознание предстоит пред Богом, где ему и положено быть, и поэтому осуждает и преследует глупость, невнимание, бесстыдство, неграмотность в себе и вокруг себя.

Этим объясняется мое обращение к христианскому антимодернизму, как последовательной критике духовных болезней Нового времени и сравнению с христианским сознанием.

Критическая антропология

Вместе с философией порядка мы изучаем природу человека и то, как она искажена духовными болезнями. Это искажение поддается оценке с помощью критической антропологии, которая сравнивает патологическое сознание с разумным сознанием в их существе.

Два противоположных типа сознания объединяет понятие о человеческом духе. Это понятие совместило в себе общее и индивидуальное в том смысле, что дух есть общий закон, вложенный Богом в душу каждого.

Когда мы говорим о новом человеке, то перед нами человек, такой же, как все. ПС – то же сознание, что здоровое. ПС – это такая же человеческая душа, как и всякая другая. Все люди находятся в одинаковых условиях, перед ними стоят одни и те же неудобные вопросы,1 на которые разумное и патологическое сознание реагируют по-разному. Разумное сознание, даже ошибаясь, предоставляет суд над этим Истине, то есть Богу. ПС, напротив, демонстрирует, что оно есть не сознание вообще, распадаясь на две части, из которых одна не судит, а другая судит.

Политическая философия

Соответственно политической, коллективной природе патологического сознания я предлагаю применять к нему методы политической философии.

Политическая философия позволяет нам изучать отдельные факты и процессы ПС, а также формы, которые принимает ПС, подвергнувшись коренному повреждению. Я имею в виду так называемые структуры сознания. Из таких структур мы, прежде всего, изучаем такое явление Нового времени, как самооткровение личности, обращаемся к основному мифу Нового времени об овладении человеком своим существованием.

Здесь я опираюсь как на античную философию, так и на новую. Среди новых авторов, на которых я ориентируюсь, можно назвать Эриха Фогелена, Лео Штраусса, Ханну Арендт, Ханса Блюменберга. Отчасти и с осторожностью я воспользовался трудами Альбера КамюЖан-Поль СартраГегеля, в той мере, в какой они анализируют нового человека.

Социология

Для нас будут важны наблюдения за коллективным сознанием, которые нам предоставляет в обобщенном виде социология.

Прежде всего невозможно было бы обойтись без глубоких обобщений и концепций Макса Вебера и Карла Манхейма.

Полезные наблюдения над социологией революций сделал по горячим следам Питирим Сорокин в своей «Социологии революции» (1923 г.). Вообще полезны исследования по социологии революций: Английской, Французской, оранжевых революций, украинских майданов.

Социология XX века положила начало исследованию массового человека, как члена общества потребления. Достаточно вспомнить важную концепцию инонаправленного человека Д. Рисмана, Н. Глязера и Р. Денни. Состояние общества в условиях массового оглупения рисует выдающийся психолог Р. Кеттелл. Следует упомянуть важные концептуальные открытия Торстена Веблена и Жюльена Бенда. Освальд Шпенглер для нас может быть полезен своими наблюдениями за новой культурой мирового города.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Модернизм: запретные выражения

При сохранении общей церковной лексики есть, однако, некоторые специфические выражения, которые модернизм на дух не переносит.

Пособники сионизма обрабатывают арабов

Пособники сионизма из так называемой «Посреднической комиссии» провели в Иерусалиме конференцию “Израильские христиане освобождаются? Появление независимого христианского голоса в Израиле».

По разделам

Один ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.