Search

Методы и приемы исследования патологического сознания

Священное Писание, богословие, философия, социология.

Павел Филонов. Портрет Н. Глебова-Путиловского (1936 г.).

Павел Филонов. Портрет Н. Глебова-Путиловского (1936 г.). Источник.

Классификация данных позволяет нам образовать понятие о беспорядке в душе и носителях этого беспорядка, то есть о патологическом сознании (далее – ПС. – Р.В.). Таким же способом мы можем образовать столько понятий, относящихся к ПС, сколько будет необходимо для достижения целей нашего исследования.

Понятия мы соединяем в верных основных положениях и делаем из них выводы. Благодаря этому мы можем уточнить методы и приемы исследования патологического сознания, нашу научную интуицию и яснее и полнее рассмотреть наши понятия о ПС. Затем весь методический круг повторяется и на каждом этапе позволяет нам избавляться от ложного и неясного в понятиях и умозаключениях.

В нашем исследовании мы будем использовать хорошо известные понятия, положения и терминологию христианского богословия, политической философии, социологии, антропологии, филологии, психиатрии, психологии и, наконец, исторический метод. Из этого мы рассчитываем составить прочную и достаточно частую сеть, которая позволит нам уловить все существенное, опуская все несущественные и мешающее простоте и краткости.

О каждом источнике нашей методологии я скажу лишь самое необходимое, так как подробное их описание придется оставить как задачу на будущее.

Священное Писание

Священное Писание Ветхого и Нового завета дает нам неисчерпаемо полное описание патологического сознания в его оппозиции разумному, христианскому сознанию.

В Писании описаны: сотворение и устройство мира и человека, грехопадение и происшедшие из этого вину, наказания и бедствия. Писание обличает ПС со всех сторон: внутренних и внешних. Священное Писание определяет и описывает духовные болезни и их носителей. Библия указывает на сущность и причины беспорядка вообще, беспорядка в душе, глупости, гордости, бесстыдства, многознания, многоделания, социальных болезней: ересей, ложного единомыслия.

В Писании описаны непобедимая ложность ПС: «Присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путей Моих» (Пс. 94:10), его несамостоятельность: «Когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам так, как бы вели вас» (1 Кор. 12:2).

Писание дает нам преизобильный материал для изложения таких тем, как радикальная внешность, гностическое опьянение, патологическая речь, ложь, многословие, пустословие.

Итак, чтобы не продолжать перечисление, скажем, что одного Писания с избытком достаточно для самого полного описания патологического сознания на всем протяжении его истории вплоть до конца времен.

Богословие

Богословие, как учение о Боге-Творце и Промыслителе, сообщает на основании Писания о сотворении человека, об устройстве души, ее силах и об уме, как сущности человека.

Из сочинений Святых отцов Церкви можно извлечь самый богатый набор методов и приемов. Здесь я во многом обращаюсь к сочинению еп. Немезия Эмесского «О природе человека», на которое, как известно, опирался св. Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении православной веры». Учение об устройстве души и об уме, как владычественной силе, ясно выражено у св. Григория Паламы, но, разумеется, и у других Святых до и после свт. Григория.

Святоотеческая литература всесторонне описывает духовные болезни, разоблачает ложное учение о человеке. Из сочинений Святых мы узнаем о таких понятиях, как «мнение», «интерес», «несерьезность», «развлечение», «демоническая закрытость», «патологическая речь».

Для исследователя ПС, как явления Нового времени, особенно ценны труды таких Святых отцов и подвижников благочестия, как св. Игнатий (Брянчанинов), св. Иоанн Кронштадтский, сщмч. Виктор (Островидов), архиеп. Феофан (Быстров), митр. Вениамин (Федченков), о. Михаил Помазанский, о. Серафим (Роуз) и другие.

Философия порядка

В положительном смысле я исхожу из так называемой «философии порядка» (блж. Августин, св. Дионисий Ареопагит, Блез Паскаль, Г. В. Лейбниц, К. Н. Леонтьев, Л. А. Тихомиров и др.). В основе этой философии лежит утверждение о том, что одни те же силы души и элементы общества могут быть расположены в порядке или в беспорядке:

Какие бы революции ни происходили в обществах, какие бы реформы ни делали Правительства – все остается; но является только в иных сочетаниях сил и перевеса; – больше ничего… Я сказал – все остается; – но иначе сочетается.

Константин Леонтьев

Общественный порядок и беспорядок одинаково составлены из хороших и плохих граждан. Разница между порядком и беспорядком состоит не в том, что в упорядоченном обществе нет плохих людей, а одни только хорошие. В здоровом обществе есть негодные люди, но они находятся на своем месте: не в парламенте или в Церковной иерархии, а в положении заключенных, преследуемых, отверженных.

То же можно сказать и об устройстве души. В разумной душе и в душе духовно больной содержатся одни и те же элементы, которые расположены в одном случае – правильно, а в другом – неправильно. Отсюда я делаю вывод о том, что и разумное сознание отличается от ПС не своим содержанием, а тем, что разумное сознание предстоит пред Богом, где ему и положено быть, и поэтому осуждает и преследует глупость, невнимание, бесстыдство, неграмотность в себе и вокруг себя.

Этим объясняется мое обращение к христианскому антимодернизму, как последовательной критике духовных болезней Нового времени и сравнению с христианским сознанием.

Критическая антропология

Вместе с философией порядка мы изучаем природу человека и то, как она искажена духовными болезнями. Это искажение поддается оценке с помощью критической антропологии, которая сравнивает патологическое сознание с разумным сознанием в их существе.

Два противоположных типа сознания объединяет понятие о человеческом духе. Это понятие совместило в себе общее и индивидуальное в том смысле, что дух есть общий закон, вложенный Богом в душу каждого.

Когда мы говорим о новом человеке, то перед нами человек, такой же, как все. ПС – то же сознание, что здоровое. ПС – это такая же человеческая душа, как и всякая другая. Все люди находятся в одинаковых условиях, перед ними стоят одни и те же неудобные вопросы,1 на которые разумное и патологическое сознание реагируют по-разному. Разумное сознание, даже ошибаясь, предоставляет суд над этим Истине, то есть Богу. ПС, напротив, демонстрирует, что оно есть не сознание вообще, распадаясь на две части, из которых одна не судит, а другая судит.

Политическая философия

Соответственно политической, коллективной природе патологического сознания я предлагаю применять к нему методы политической философии.

Политическая философия позволяет нам изучать отдельные факты и процессы ПС, а также формы, которые принимает ПС, подвергнувшись коренному повреждению. Я имею в виду так называемые структуры сознания. Из таких структур мы, прежде всего, изучаем такое явление Нового времени, как самооткровение личности, обращаемся к основному мифу Нового времени об овладении человеком своим существованием.

Здесь я опираюсь как на античную философию, так и на новую. Среди новых авторов, на которых я ориентируюсь, можно назвать Эриха Фогелена, Лео Штраусса, Ханну Арендт, Ханса Блюменберга. Отчасти и с осторожностью я воспользовался трудами Альбера КамюЖан-Поль СартраГегеля, в той мере, в какой они анализируют нового человека.

Социология

Для нас будут важны наблюдения за коллективным сознанием, которые нам предоставляет в обобщенном виде социология.

Прежде всего невозможно было бы обойтись без глубоких обобщений и концепций Макса Вебера и Карла Манхейма.

Полезные наблюдения над социологией революций сделал по горячим следам Питирим Сорокин в своей «Социологии революции» (1923 г.). Вообще полезны исследования по социологии революций: Английской, Французской, оранжевых революций, украинских майданов.

Социология XX века положила начало исследованию массового человека, как члена общества потребления. Достаточно вспомнить важную концепцию инонаправленного человека Д. Рисмана, Н. Глязера и Р. Денни. Состояние общества в условиях массового оглупения рисует выдающийся психолог Р. Кеттелл. Следует упомянуть важные концептуальные открытия Торстена Веблена и Жюльена Бенда. Освальд Шпенглер для нас может быть полезен своими наблюдениями за новой культурой мирового города.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.