Search

Миссионерская литургия и рок-концерт на Дне православной молодежи

20 февраля в Чеховском районом культурно-творческом центре «Дружба» в рамках Дня православной молодежи Московской области состоялся молодежный рок-фестиваль.

20 февраля в Чеховском районном культурно-творческом центре «Дружба» в рамках Дня православной молодежи Московской области состоялся молодежный рок-фестиваль. Фестиваль был организован отделом по делам молодежи Чеховского района и Чеховским благочинием. Большинство участников фестиваля — старшие школьники и учащиеся средних специальных заведений, студенческая молодежь.

Фестиваль начался миссионерской Литургией с комментариями в Анно-Зачатьевском храме. После богослужения для участников рок-фестиваля была приготовлена трапеза в церковном доме, а затем все отправились в центр «Дружба».

Рок-фестиваль открыл своим выступлением автор-исполнитель Павел Федосов. В рок-фестивале приняли участие 8 коллективов из Москвы и городов Подмосковья (Климовска, Протвино, Серпухова). Многие коллективы выступили с акустическими версиями своих песен.

Mepar.Ru

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

42 Responses

  1. В Неделю Православия все эти участники и организаторы таковых и подобных “Дней…” анафематствуются по чину Святой Соборной и Апостольской Церковью. Аще кто не любитъ Господа Iисуса Христа да будетъ проклятъ. Маранъ афа.
    Эти слова особенно актуальны для тех, кто ПЛЮЕТ на Правила Церкви, но при этом говорит о своем “православии”.

  2. Павел Федосов – бард, исполняющий свои песни под гитару. Если остальные исполнители были такими же, то что в этом плохого? Или, на взгляд авторов сайта, осуждению подлежит не только рок-музыка, но и авторская песня?

  3. Совершенно не важно, какие там были песни. Важно, что это называлось рок-концерт. Это все равно, что дать официальный аннонс концерта, где все во фраках: эротическое шоу. А потом сказать: там же не было голых, все были прилично одеты. Ну и что? Все равно все, независимо от одежды – участники неприличного эротического шоу. Потому что сознательно шли в нем участвовать. Назвался груздем!

  4. Константину Сенаторову.
    Кабы организаторы тусовки не стали бы употреблять слово “православный”, то никакого внимания этому событию православные и не уделили бы.
    Однако все не так: “Фестиваль начался миссионерской Литургией с комментариями в Анно-Зачатьевском храме”. Что такое “миссионерская литургия”? Имеет ли православная Церковь понятие “миссионерская литургия”? – Есть ли такой чин в Церкви? – Нет, ничего подобного в Церкви нет. Имеется чин литургии Иоанна Златоуста, Василия Великого, преждеосвященных Даров. Ушла в прошлое литургия апостола Иакова.
    В выступлениях Павла Федосова и иже с ним на подобных мероприятиях для данного конкретного человека может быть грех, допущенный по неведению. “Или, на взгляд авторов сайта, осуждению подлежит не только рок-музыка, но и авторская песня?” – немного не точно поставлен вопрос: судит миру Господь Бог. Ищущие спасения своей души придерживаются границ Церкви – Ее Святых Правил, остерегаются послужить сатане не только личными страстями и похотью, но особенно разрушением церковного здания, осквернением святости Церкви, попранием Священного Предания Церкви. Христианин, осознавший слова Господа КАЯ ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ, АЩЕ МIР ВЕСЬ ПРИОБРЯЩЕТЪ, ДУШУ ЖЕ СВОЮ ОТЩЕТИТЪ; ИЛИ ЧТО ДАСТЪ ЧЕЛОВЕКЪ ИЗМЕНУ ЗА ДУШУ СВОЮ.

  5. Константину.
    Что же тут непонятного? Когда, будь то визборы, митяевы.., или БГшники с ДДТшниками собираются на полянах, стадионах, театрах – мы понимаем, что мiр движется свойственной своему естеству жизнью. Но когда подобные мероприятия проводятся под “православной вывеской”, также следует понимать, что “нью мессионэйджеры от православия” приводят в действие комсоМольские механизмы по формированию “новой паствы” для своей “новой театрализованной церкви”.

  6. Уважаемый Роман!
    Вы убрали часть моего постинга…
    Вы это сделали в соответствии с тем, что этот взгляд расходится с Вашим видением данного предмета. Однако стоит постинг от моего лица. Более того, я именно подчеркиваю СВОЙ взгляд на этот вопрос, который, кстати, не расходится со святоотеческим учением по данному вопросу. И я могу это убедительно доказать это.
    Зачем же Вы редактируете ОТЗЫВЫ по тем или иным статьям на Вашем сайте? – Разве недовольно того, что я подписываюсь своим именем? – Но в этом случае, когда редактируете, хотя бы отметьте это в постинге. Иначе кто-то может подумать, что азъ, Григорий Харлампиевич, подобно некоторым “политикам” раскланиваюсь перед СОБАКАМИ, забежавшими в Церковь.
    Кстати, СОБАКОЙ, забежавшей в Церковь, Кураева назвал мой присно поминаемый духовник, прослуживший у Престола Божия без малого 60 лет, священник в 10-поколениях. Так что ошибки здесь нет. Надеюсь на Ваше понимание того, что для меня неприемлемо говорить языком Езопа, поскольку ОТЪ СЛОВЕСЪ СВОИХЪ ОСУДИШИСЯ. Спаси Господи люди Твоя.

    1. Уважаемый Григорий! Прошу меня простить за вмешательство в Ваши комментарии. Однако я отвечаю за материалы этого сайта, и именно поэтому не могу пропустить ни в статьях, ни в комментариях вещи недопустимые, которые могут подорвать веру читающего. Мне очень жаль, если Вы с этим не согласны.

  7. Уважаемый Роман!
    Буду Вам признателен, аще Вы пропустите Слова Господа Бога или Великих учителей Церкви “которые могут подорвать веру читающего”.

    “И узнавши, не принимайте ихъ въ свои дома, не входите съ ними въ общение, не ведите съ ними беседъ, не повергайте бисера вашего предъ ними, но берегитесь ихъ закваски, то есть, ихъ ереси…Видите, повсюду богословы согласно съ Учителемъ своимъ именуютъ безбожныхъ еретиковъ СОБАКАМИ и волками?… Потому-то и я часто напоминалъ вамъ о безбожныхъ еретикахъ и теперь умоляю васъ: не имейте общения съ ними ни въ чемъ решительно – ни въ пище, ни въ питье, не велите съ ними ни дружбы, ни знакомства, НИ ЛЮБВИ, НИ МИРА” ( Творения Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводе. , Т. 8, кн. 2, Слово о лжепророкахъ, и лжеучителяхъ, и объ еретикахъ, и о знаменияхъ кончины века сего).
    Было сказано въ ожидании близкой смерти.

    Хочется надеяться, что Ваше прозорливое видение слов, “которые могут подорвать веру читающего”, и действий по редактированию этих слов, не поставит Господь Бог Вам в вину. Просто прошу Вас делать пометки – каким угодно образом – что постинг Вами редактирован.
    С уважением, Григорий.

  8. Добрый день, всем комментаторам. Хотелось бы обратиться кор всем. Я – священник Алексий Окнин, ответственный по делам молодежи Чеховского благочинпия. Я принимал участие в организации рок-фестиваля. Согласен с вами, что фестиваль в рамках Дня православной молодежи режет слух, но все же работать нам с молодежью нужно. Осуждают только те, кто сам реально ничего не делает. Как говорти народная мудрость: чужой хрен всегда кажется слаще!
    По поводу миссионерской литургии: пожалуйста, откройте миссионерскую концепцию Русской Православнеой Церкви, там все написано. Миссионерская литургия – это не вид, а качество. Это литургия с комментариями. Я служил Божественную литургию свт. Иоанна Златоустого. В ее стурктуру было добавлено дополнительное количество проповедей. Смысл от этого не поменялся, наоборот, мы просто помогли молодым людям понять, действительно, одно из самых сложных и важных богослужений. Для вас, я так плонимаю нужно так: “Мы служим по Уставу, а то что люди ничего не понимают – это их дело!” Так что ли?
    Я думаю, что одна из частей литургии – литургия оглашенных, однозначно, обязывает комментировать происходящее. Да и все последующие проповеди не нарушают установленный порядок совершения Божественной литургии.
    По поводу рокка и Церкви скажу следующее: рок – это всегда лучше, чем попса. Поверьте опыту(хоть еще и очень малому), что рокеры – это не отморозки, которым нечем заняться, это нормальные люди, которых не устраивает то, что сегодня делается у нас в стране. Я понпимаю, что полного синтеза никогда не произойдет, яне собираюсь приглашать их в храм и там устраивать концерты, но сказать слово на рок-концерте я могу. Вы бы знали, как они слушали, и я заметил, что оно не пройдет бесследно. В конце концов, Христа тоже осуждали за посещение дома Закхея-мытаря. Конечно, я не сравниваю себя с Христом (я не горжусь своим словом, я просто верю, что рано или поздно семена дадут плоды). Мне их просто жалко, они тоже люди и требуют пастырского внимания.

  9. Этап окатоличивания в РПЦ разворачивается по примеру рок миссии католиков. Там модернисты во главе с папой Бенедиктом XVI решили обращать молодежь прямо на стадионах. Количеством брать. Например, на огромных стадионах Австралии (кстати, не потому ли там то потоп, то наводнение?) служили мессу вперемежку с концертом и комментариями проповедников. Решили прогнуться под изменчивый мир, но потеряли при этом Христа и последних добрых католиков, кстати, тоже. Уж даже и не знаю как сказать, куда католическая церковь пришла сегодня после Второго Ватиканского Собора. Образно говоря они зашли в такую чащу, где бродят педофилы и еретики. Там может жить только Баба-яга и кабалистка Мадонна. Рок исполнительница, кстати.
    “Откройте миссионерскую концепцию Русской Православной Церкви, там все написано. Миссионерская литургия – это не вид, а качество. Это литургия с комментариями”. ОСК документ совершенно неоднозначный, особенно в разделе протестантской “Биоэтики”. Уверена, что православные потомки, если успеют, то дадут ОСК правильную оценку. Но то, что этот документ – не решения первых семи Вселенских Соборов, это очевидно. Это документ другого рода и другого духа.
    “Поверьте опыту(хоть еще и очень малому), что рокеры – это не отморозки, которым нечем заняться, это нормальные люди, которых не устраивает то, что сегодня делается у нас в стране.” Мы не можем объединяться с рокерами по предложенномку Вами логическому основанию, так как объединение возможно только во Христе, а не по отношению человека к власти или к ситуации в стране.
    “Я понимаю, что полного синтеза никогда не произойдет, я не собираюсь приглашать их в храм и там устраивать концерты, но сказать слово на рок-концерте я могу”. Синтез произойдет, это просто следующий этап. Например, на католической службе на Мальте хор к моему удивлению грянул “Дорогой дальнею, да ночкой лунною”, и бедные католики под эту музыку пошли причащаться. Под видом того, что Вы хотите рокеров обращать, сам сатана рвется в алтарь православной церкви. И синтез этот уже имеет место быть во всех католических странах. А начинался он примерно также, как Вы предлагаете сегодня вести проповедь для рокеров.
    Простите меня, если я чем-то Вас обидела, но Вы предлагаете делать очень опасные вещи для православия.

  10. Здравствуйте, о. Алексий!

    По поводу рокка и Церкви скажу следующее: рок – это всегда лучше, чем попса.

    Во-первых, почему мы обязаны выбирать только между роком и попсой. Неужели нет другой – качественно лучшей – музыки? Во-вторых, данное утверждение держится на рокерских стереотипах, и отнюдь не бесспорно. Я считаю иначе, ибо от поп-музыки существенно меньше вреда.

    Поверьте опыту (…) что рокеры – это не отморозки, которым нечем заняться, это нормальные люди, которых не устраивает то, что сегодня делается у нас в стране.

    Рокеры отнюдь не единственные, кого это не устраивает. Это совершенно не основание, чтобы выделять их из общества в особом свете.

    Я понпимаю, что полного синтеза никогда не произойдет, яне собираюсь приглашать их в храм и там устраивать концерты, но сказать слово на рок-концерте я могу. Вы бы знали, как они слушали, и я заметил, что оно не пройдет бесследно.

    Рок-концерт – одно из самых неподходящих мест для обращения к неформалам, ибо они проходят туда развлечься и «оторваться», настроены на совершенно другую волну. И оно не единственное. Есть же места, где они тусуются, где можно с ними спокойно поговорить. Я буду только рад, если им будут проповедовать Православие и вытаскивать из болота рок-культуры.

    В конце концов, Христа тоже осуждали за посещение дома Закхея-мытаря.

    Господь не посещал языческие вакханалии, современным аналогом которых являются рок-концерты. Не в осуждение Вам.

    Кроме того, организация рок-концерта представителями Церкви способствует популизации рок-музыки среди самой православной молодёжи. Благодаря рок-миссионерству многие её представители уже слушают рок. В итоге свои погружаются в болото рок-культуры, а другие так и не выходят из него. Простите, но это ложный путь.

  11. Здравствуйте,о.Алексий, Вы пишите:”Мне их просто жалко, они тоже люди и требуют пастырского внимания.” И слава Богу, что жалко.Вот и помогите им, дайте шанс на спасение, не заигрывая с ними и изображая “своих парней”, а показывая высоту и красоту жизни во Христе.Своей жизнью, своим словом,своей несхожестью с ними. Не может чистейшая река проповеди Истины Христовой смешиваться ни с какими мутными ручьями мира сего.Неужели рок – единственный путь к их сердцам? Но не излечить болезни болезнью. Простите меня, и помоги Вам Господи.

  12. “Время сотворити Господеви” – эти слова произносит священник перед началом Божественной Литургии, смиренно осозновая что далее все совершается Богом.
    “мессионерская”, то есть самочинно разделенная, “препарированная” Литургия – вмешательство в дело Божие, постановка себя на место Бога. Желание объяснить Необъяснимое. Не Ты Господи, а мы сами откроем людям “тайные и безвестные премудрости”. “Миссионерский” рок-фестиваль и “мессионерская” Литургия, все это становится знаком времени.
    Дух рок-музыки – это дух бунта, вызова и протеста. Против кого? Против Божия порядка, мироздания, закона Божия, власти от Бога, родительской власти, брака, детей… Это дух сатанизма. Гордого вызова всем и самоистуканства.
    “Миссионеры” говорят, что они “воцерковят” этот дух, направят протест против “негатива”. Это все равно, что мечтать сделать бесовский дух добрым, воцерковить его. Но сами миссионеры в это не верят, это просто их цинизм. На самом деле им нет дела до молодежи, глубоко плевать на нее. Истинный побудительный мотив их “деятельности” – никакая не молодежь. Это просто очковтирательство и пускание пыли в глаза начальству. Все делается ради отчетов о проведенной работе и публикаций в прессе, говорящей об активности и современности, то есть – о четком выполнении ими “директивы партии” и последующих похвал и наград.
    Лицемерие и ложь этого позора и отступничества, этого поношения и моральной дискредитации Православной Церкви в глазах народа выражается еще в том, что они оправдывают это примером мытаря Закхея, кощунственно приравнивая его к рок-музыкантам. Но Христос назвал Закхея “погибшим”, “больным”, которого Он пришел взыскать и спасти, а эти так рокеров никогда не называют. Не называют рок грехом. А Христос называл мытарей грешниками. Блуднице Христос сказал: иди и больше не греши! Мытарь сказал: половину имения отдам нищим! То есть они заявили о разрыве с прежним образом жизни. А рокеры после “посещений” их священниками не порывают с грехом как Закхей и блудница, а продолжают предаваться рок-музыке с еще большей силой, поддержанные священством! То есть это соблазн малых сих.

  13. Хочу сказать от лица тех, кого Господь привел в веру во взрослом возрасте.

    Фактически я вошла в Церковь с обычным “букетом” советского неоязычества: верой в НЛО, пристрастием к унылому “Наутилосу” и Б.Г. и многим-многим другим, что я и не осозновала как не соответствующее духу православия. Исповедую, что привел меня в Храм Господь, а не “рок” или НЛО. По сию пору благодарю первого встреченного мною скупого на слова и занятого на “строительных послушаниях” батюшку, который на мой робкий искренний вопрос, а ничего ли, что я раньше гадала и пыталась заниматься оккультизмом, не стал уклончиво говорить, что так я через бесов узнала Бога, а коротко и сухо сказал, что с сатаною быть нельзя, и что надо исповедаться и отстать. Жаль, что тогда же я не догадалась спросить и про остальное, от чего следовало бы избавиться сразу.

    Господь сказал, что не может из одного источника течь сладкое и горькое. Сравнивая свои отклонения с духом православия в таинствах, общественных служениях, жизни и быте монастырском и приходском, то есть на разных уровнях познания, постепенно училась я отличать сладкое и горькое. Кто-то, наверное, в этом месте подумает, что вот ведь, не мешал ей Б.Г. быть православной. Неправда, мешал и даже очень. Я просто не осознавала этого, и шла долгим, очень долгим путем к избавлению. Но у меня был шанс избавиться, потому что, пусть и без четкого человеческого научения, но был перед глазами пример православной жизни и жизни в православии. Какой же пример перед глазами у участников и слушателей рок-концерта и миссионерской литургии, что это “по сути” одно или, скажу мягче, близко по духу?? У таких людей шанс не избавиться, а запутаться.

    И еще (обращенное лично к священнику Алексию, который, как мне показалось, искренне стремится угодить Богу). Уважаемый батюшка, уверена, что Вы лучше меня знаете жития святых Димитрия Ростовского. Приведите себе на память житие Иоанна Златоустого, и в частности эпизод, где рассказывается о том, как ариане отвлекали своим “псведохристианским” пением людей от храма, собирая свои “стадионы” на площадях. Что сделал тогда Златоуст?? Пошел подпевать? Попросился “освящать” арианские собрания вступительным словом? И т.д. и т.д. НЕТ!!! Ввел крестные ходы СО СТРОГО ПРАВОСЛАВНЫМИ ПЕСНОПЕНИЯМИ, ПРОСЛАВЛЯЮЩИМИ ПРЕСВЯТУЮ ТРОИЦУ!!! И обратите внимание, какими песнопениями, не авторской песней, не кантами, не бардами… а с молитвами, то есть просто вывел на улицу на всеуслышание часть молитвенного храмого служения (не знаю, точно ли я выразилась, но хотела донести, что даже в те времена не только содержание песен, но и их форма, была разной, и, тем не менее, святой не счел нужным подделываться даже по форме). Умудри Вас, Господи!

  14. Интересно, что говорит Екатерина. Исповедую, что меня привел Господь. Спрашивается, как? Вы услышали голос с неба, подобно апостолу Павлу? Отвечаете сами: через священника. Вот и я говорю, что не рок приводит к Богу, но Господь. Как говорит народная мудрость: “Быстро только кошки родятся”, поэтому человек постепенно приходит в храм, ваш пример тому подтверждение. Тот период когда Вы слушали Б.Г. был важным периодом в Вашей жизни, но почему-то вы не хотите это признать. Вы поняли, что он вам мешает только тогда, когда сравнили Православие и его песни. Так и я даю возможность людям сравнить. Пусть сделают выбор. Кстати, о рок-фестивале, активно критикуется Вами: несколько человек сделали небольшой шажок – вынули из ушей пирсинг, чему я безусловно очень рад.
    По поводу того, что Христос не посещал все эти вакханалии, скажу, что Вы очень плохо считали Евангелие. Как же брак в Кане Галилейской? Трапеза в доме Матфея мытаря? Или вы не знаете, что такое еврейская свадьба? Можете сходить на свадьбу грузинскую, мало чем отличается…
    Знаете, людям что ни делай все равно не угодишь – все не нравится. Как Христос горит: Иоанна Креститель не ест и не пьет – осуждают, пришел Сын Человеческий (имеет в виду себя), который ест и пьет – тоже осуждают.

    “Но Христос назвал Закхея «погибшим», «больным», которого Он пришел взыскать и спасти, а эти так рокеров никогда не называют”

    – Вы тоже называйте их так же и толкайте в яму. Важно, что Христос не просто так называл этих людей, но показывал им путь спасения, помогал им избавиться от прежнего образа жизни. А вы что делаете? Можно провести аналогию. Лежит пьяный человек на дороге. Все проходят мимо, в том числе и вы, и бросают в его сторону: “Фу, пьяный!” А то, что человек лежит в снегу и может замерзнуть, что его нужно срочно донести до теплого места вам и в голову не придет. Всегда легче осудить, чем помочь своему заблудшему брату.

  15. О. Алексий, а Вы лично многих пьяных вытащили из сугроба и донесли до теплого места? Если бы Вам это хоть раз удалось, Вы бы, не оглядываясь, вытаскивали этих несчастных ребят из рок-культуры. Потому что вытаскивать пьяного из сугроба мешает не немощь, а страх перед осуждением окружающих. Так и духовно пьяных рокеров Вам мешает спасать от льда самоутверждения и гордыни рока не Ваша немощь, а Ваша к ним толерантность. У Вас нет подлинной жалости к ним. “Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?” (Мф 7:9) Будь эти рокерами Вашими детьми, не стали бы Вы поощрять и благословлять то, что разрушает и губит их души.

  16. На счет вытаскивания пьяных из сугробов, я вам скажу, что два дня назад я это сделал. У своего дома я увидел лежащую на снегу женщину, очень сильно пьяную. Вызвал скорую, объяснив, что я священник. Скорая помощь приехала и отвезла ее в больницу – у нее было очень сильно отравление.
    С рокерами я не имею никакой толерантности (очень не люблю это слово). Не тем более солидарен с ними. Если бы они были моими детьми, то я не стал бы их притеснять, а наоборот помог найти путь к Свету – Христу. В моем случае, я не потакаю им, но указываю куда нужно идти.
    “не стали бы Вы поощрять и благословлять то, что разрушает и губит их души” – я никого и никуда не благословлял. То что написано в новости – неправда, я сказал слово, в котором рассказал о Дне православной молодежи и указал присутствующим на то, что им еще нужно стремиться к тому, чтобы называться “православной молодежью”…

  17. Уважаемый отче, если для рокеров организовывают рок-фестиваль, и священник в его рамках обращается со сцены (будто это нормально), то у них мысли не возникнет бросать рок-культуру. Наоборот сложится впечатление, что её можно спокойно совмещать с Православием. Вы пишите: “Знаете, людям что ни делай все равно не угодишь – все не нравится”. Батюшка, простите, но перечисленное выше это не всё. Это не единственная форма проповеди. Более того, она вредна, как для них, так и для Церкви, и является одним из плодов апостасии. Поэтому “фарисейство” и тому подобное здесь ни при чём. Сравнение же языческой вакханалии со свадебными гуляниями и трапезой в доме мытаря считаю откровенно натянутым.

  18. Здравствуйте! С некоторым недоумением прочитал это обсуждение. Мне казалось, что жанровое отнесение той или иной песни к року есть всего лишь свидетельство об особом типе ее ритмической выстроенности, не более того. Говорить о том, что рок – это зло – это примерно тоже самое, что назвать злом живопись с использованием черной туши или еще что-нибудь. Тем не менее раз уж здесь предложено меня анафематствовать, буду признателен Вам за предметную критику моего творчества.

    1. Павел, мы не можем заниматься рекламой рок-музыки, поэтому я удалил Ваши ссылки.
      Кое-что о роке Вы можете узнать отсюда. Вас ожидает там много неизвестного, если Вы действительно не знаете о существовании рок-культуры.

  19. Спасибо, статья посвящена деятельности конкретных “рок-миссионеров” и их взглядам и продолжает уже долгую полемику, в которой участвовать мне не хотелось бы. В тексте этой статьи я не обнаружил внятного музыковедческого раскрытия понятия “рок” или если угодно культурологического раскрытия понятия “рок-культуры”.Сказано о протесте, как основе рока, но в роке существует множество песен о любви, дружбе и.т.д.,более того в американском роке был специальный жанр “песня протеста” наряду со многими другими жанрами. Сказано о примате коллективизма над личностью, однако в советские годы рок критиковали ровно за обратное – за примат индивидуализма над интересами коллектива и.т.д. и.т.п.

  20. 22.Андрей сказал
    Ваш комментарий ожидает проверки.
    08.03.2011 в 9:46 пп

    Что это значит?

  21. Уважаемый Павел! Я не знаком с Вашим творчеством, поэтому не знаю, насколько оно относится к року. Да и воздержусь от поиска и прослушивания подобной музыки в первую неделю поста. Я просто выскажусь по Вашей аргументации.

    Вы написали: Мне казалось, что жанровое отнесение той или иной песни к року есть всего лишь свидетельство об особом типе ее ритмической выстроенности, не более того. Однако потом: В тексте этой статьи я не обнаружил внятного музыковедческого раскрытия понятия «рок». То есть вы сначала высказались, что Вам известно, что такое рок, а затем требуете его определения. Полагаю, признания в том, что Вы и так знаете, вполне достаточно, и излишние разговоры ни к чему. Вы пишите: Говорить о том, что рок – это зло – это примерно тоже самое, что назвать злом живопись с использованием черной туши или еще что-нибудь. Простите, подобные рассуждения и есть профанация. Это всё равно, что разговаривая о наркотиках, приводить только их химическую формулу и говорить: «такая же формула, как и все». Зачем же люди слушают ритмы рока? Ради драйва, экстатических переживаний, поиска сомнительных душевно-эмоциональных состояний, что довольно опасно в духовном плане. О красоте и сложности музыки в данном случае речи не идёт: по сравнению с академической музыкой рок безобразен и примитивен. И эта музыка несёт на себе дух протеста, вне зависимости от текстов песен. “July morning” Uriah Heep тёмная и мятежная по духу, как и “Smells like teen spirit” Nirvana. Да и мировоззрение у поклонников рока складывается именно бунтарское. Все субкультуры, основывающиеся на роке, протестуют: против обыденности, против «системы», против чего угодно, – хотя их представители слушают «разный рок». Всё это противоречит Православию.

    Предложения предать Вас анафеме не нашёл. Простите. Приятого Вам поста!

  22. Уважаемый Антоний, своими суждениями я пытаюсь выяснить, из какого определения или понимания понятия “рок” исходят его критики. Мне кажется, что этого определения или понимания нет, на это я и указываю. А если нет этого определения, значит и критика не вполне корректна. В том числе и в Ваших словах, приравнивающих рок к наркотикам, я вижу не столько понимание рока как явления сколько ощущение его греховности. Вы даете примеры песен, но я могу Вам привести обратные примеры песен, но этим вопрос не решится, так как пример – это не доказательство. Предложение предать анафеме – в первом комментарии Григория.

    1. Как видно, чтение статьи о рок-миссионерстве Вам, Павел, пока не пошло впрок. Вы ищете культурологического определения рок-культуры, тогда как в статье ясно сказано:
      1) есть рок-культура,
      2) она есть часть массовой культуры,
      3) существом массовой культуры является идеология протеста.
      Поскольку мы стремимся доказать, почему рок-культура несовместима с Православием, то для этих целей нет необходимости более точно определять рок-культуру.
      Попробую пояснить: есть человеческая культура в собственном смысле слова (Шекспир, Моцарт, Леонардо да Винчи). В конце XIX – нач. XX в. возникает массовая культура, которая не имеет ничего общего с истинной культурой и служит для управления массами в интересах правящих идеологий. Либерализм рождает свою масс-культуру, фашизм – свою, коммунизм – свою. Рок-музыка возникает в кон. 50-х гг. XX в. для обслуживания либеральной идеологии протеста.
      Наконец, что Вы хотите этим сказать: Вы даете примеры песен, но я могу Вам привести обратные примеры песен, но этим вопрос не решится, так как пример – это не доказательство? Почему пример не доказательство? Совсем напротив: общее доказывают на основании того, что очевидно частное (Аристотель). Если поэт пишет любовные стихи, и при этом призывает к сатанинскому бунту (Байрон, Шелли), то неужели мы не можем вынести о его творчестве единого суждения?

  23. Утверждение об общем можно доказать на основании очевидности всей совокупности частного. Любой приведенный пример не достаточен для вынесения суждения о явлении в целом. Ваше утверждение о Байроне едва ли достаточно для вынесения суждения о сатанинской сущности романтизма.
    Что касается рок музыки, то она в своем истоке имеет не идеологический заказ, а традиционную народную музыку. Да, безусловно рок стал знаменем эпохи 60-х, но в это ли его сущность?
    Если Вы готовы услышать примеры непротестного рока даже из русской традиции послушайте: “Легенду” Цоя, “Никита Рязанский” Гребенщикова, “6 утра” Науменко, “Поезд” Башлачева …да и множество других произведений. Это песни о любви,боли, вере…У меня создается ощущение, что сыскной, следовательский пафос в отношении явлений культуры есть следствие убежденности в том, что “мир лежит во зле” и забвения о том, что именно этот мир и пришел спасти Христос…

    1. В гуманитарных науках практически никогда невозможно обеспечить “всю совокупность примеров”, а в философии и логике это невозможно в принципе. Дело в том, что в естественных науках и в гуманитарных – разные методы исследования и разные критерии точности, и Вы ошибочно применяете естественно-научные требования к области наук о человеке.
      Достаточно сказать, что до нас дошли не все произведения Шекспира. Относительно авторства некоторых – идут непрестанные споры. Идут споры даже об авторстве Шекспира. Так что у нас нет всей совокупности фактов относительно Шекспира, и это не мешает литературоведам исследовать его творчество.
      От некоторых античных поэтов до нас дошли одно или два стихитворения, а иногда – одна-две строчки. И это не делает невозможным их научное исследование.
      Что касается Байрона и романтизма, то здесь Вы также неправы. Взгляд, утверждающий демоническую сущность романтизма, является общепринятым со времен этих самых романтиков. Почитайте “Разговоры с Эккерманом” Гете, где он об этом рассуждает.
      Если Вы начнете изучать пропаганду национал-социалистов, то с удивлением обнаружите, что собственно пропаганда превосходства арийской расы, воспевание фюрера и т.п. занимала в ней небольшое место. В основном, Геббельс контролировал производство бездумной развлекательной масс-культуры, которая ничего, вроде бы, нацистского в себе не несла. Если рассуждать по-вашему, то никакого господства нацизма в пропаганде и не было. Но это, очевидно, не так (см. прекрасную книгу David Welch. The Third Reich: Politics And Propaganda. Routledge, 2007).
      Итак, можно исследовать сущность художественных явлений на основании отдельных примеров. Надо только следить, чтобы эти примеры были характерны для романтизма, рока, нацизма или иного явления.
      Рок не просто стал знаменем 60-х, а надо увидеть его в связи с политическим молодежным протестом того времени, возникновением контр-культуры битников, а потом хиппи, оккультной революцией New Age. Тогда Вы, может быть, поймете, что в роке – характерное, а что – случайное.
      Ваше утверждение о нашей

      убежденности в том, что «мир лежит во зле» и забвения о том, что именно этот мир и пришел спасти Христос

      есть модернистская демагогия.
      Апостол Иоанн, сказавший, что весь мир лежит во зле (1 Ин. 5:19), сам же поясняет, что это за “мир”: это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Апостол учит, что этот мир не от Отца (1 Ин. 2:16), и поэтому он будет не спасен, а уничтожен: И мир проходит, и похоть его (1 Ин. 2:17). Земля и все дела на ней сгорят (2 Петр. 3:10).

  24. Пример может быть основанием для исследования сущности художественных явлений в том случае если между примером (или совокупностью примеров) и утверждением о сущности художественного явления есть промежуточное, методологические необходимое звено. Оно формулирует гипотезу, которая задает принцип связующий характерные художественные особенности данного явления с сущностной характеристикой, предлагаемой исследователем. В случае такого жанра как рок добросовестный исследователь, взяв несколько разных рок-песен, (которые и являются основным материалом для исследователя), убедится в том, что протест вовсе не является их объединяющей характеристикой.

    1. Павел, стоит ли отнимать свое и мое время детскими рассуждениями?
      В области культуры, гуманитарных наук мы не можем ограничиваться только сравнением примеров. Никто не будет сравнивать только тексты песен, как будто ему ничего не известно об окружающем нас мире, об истории и т.п.
      Советую Вам ознакомиться хотя бы с “Введением в изучение филологических наук” Г.О. Винокура (1896-1947). Там как раз описаны методы понимания текста. Выдающийся ученый категорически утверждает, что невозможно филологически прочесть памятник без всякого предварительного опыта.
      Есть внешние по отношению к текстам факты: биография автора, историческая обстановка, история вопроса, заявления самих рок-музыкантов, сообщения прессы, социологические опросы, свидетельства очевидцев. Все это необходимо учитывать.
      Возьмите Битлз. У них есть милые и невинные песни. Но как можно игнорировать известный факт битломании, т.е. массового помешательства на их концертах? Как можно игнорировать их собственные революционные заявления? Как можно игнорировать всю культурную обстановку вокруг Битлз, которая отражала эти “милые” песенки как разрушительный для общества протест?
      Возьмите заявления о. Сергия (Рыбко), что рок – это музыка протеста. Это заявление невозможно игнорировать, поскольку его автор сам был и остается частью контр-культуры. Он знает, о чем говорит, и его публичные заявления не встречают возражений со стороны его знакомых рокеров, того же Гребенщикова или Кинчева.
      Вы-то сами хотите понять, что происходит, или будете невидящим взглядом смотреть на слова и аккорды? Так ничего нельзя понять ни в какой культуре.

  25. т.е. Вы допускаете, что протест – не столько характеристика самого рока как песенного жанра, сколько характеристика исторического контекста, в котором этот жанр был задействован и развивался? Ну так а почему Вы исключаете, что возможен и иной ценностный контекст существования и развития этого же жанра? Что в самом жанре не позволяет этому быть?

    1. Я не исключаю иной ценностный контекст существования и развития рока. Просто тогда это было бы уже другое культурное явление. Пока видна полная преемственность, как можно убедиться из заявлений “православных” рокеров и рок-миссионеров.

  26. Есть много всего в роке, например содружество рок-поэтов “Даждь”, как раз попытка заниматься рок-музыкой в христианском ценностном контексте

  27. Павел, подобных примеров я могу привести огромное множество у самых разных исполнителей, в самых разных направлениях рока. К слову, «July Morning», вообще, повествует о романтике, который искал свою любовь и ни кем не был понимаем, то есть там дело в музыке, если хотите, в эстетике рока. Тексты тут на втором месте.

    Я познакомился с песнями, которые Вы указали. За исключением разве что песни Науменко, я не могу назвать их роком в музыкальном плане. Это обычные песни под гитару, плюс немного ударных для поддержания ритма. Не знаю, как это правильно называется: авторская песня или иначе.

    Возьму эту песню Науменко. Какой настрой создаёт музыка, исполнение, текст? Рисуется картина беспутной разгульной жизни, сулящей свободу и удовольствия, причём на фоне жизни обычных людей (я про мироощущение). И автор прямо заявляет о своей принадлежности к рок-культуре: «И звезды рок-н-ролла ложатся спать». Если копнуть глубже, то это протест против традиционного общества, только в яркой и развлекательной форме, ибо молодое поколение, проглотив это, пойдёт к ложным разрушительным идеалам. Возможно, поэтому были популярны битлы, ведь они дарили ту же инфантильную мечту.

  28. На сайте чеховского регионального телевидения есть рубрика, в которой представлен материал газеты «Читают все». Итак, выпуск № 14 от 26.02.2011.(http://www.chehov-vid.ru/read_all/2011/n14_2011.pdf). В статье «Рок благословленный» изложено интервью о. Алексия Окнина. Он говорит: «Рок, как сегодня говорили ведущие фестиваля, это – прежде всего вызов. Я уверен, что мы должны работать над тем, чтобы рок стал вызовом не против добрых ценностей, которые сохраняет человек, но против тех негативных явлений, которые присутствуют в молодежной среде».
    Из вышесказанного мы видим, что сами рокеры, в т.ч. и священнослужители, одобряющие рок, признают и открыто говорят о том, что рок – вызов, протест. Также о. Алексий признает, что рок – вызов против добрых человеческих ценностей.
    Вместо Креста Христова и сораспятия плоти своей со страстями и похотями рок предлагает и проповедует необузданную похоть во всех ( от курения до человеческих жертвоприношений) ее проявлениях. Вместо кротости и смирения – бесовская гордыня, стремящаяся растоптать личность слушателя; подчинить, пленить разум его и заставить чувствовать, жить и вращаться в том мире уныния, безысходности, агрессии, экзальтации и, в итоге, богохульства, в котором пребывает сам исполнитель. Поэтому сущность рока – глубоко антихристианская. Изменить направление вектора вызова рока, направить его на блуд, наркоманию и прочие «негативные явления» значит направить этот вызов на саму суть рока, направить его против самого себя. Замкнутый круг – не может бес беса изгнать, нельзя изгнать блуд проповедью о блуде, нельзя уйти от наркомании, пользуясь при исполнении песен наркотиками и тому подобными веществами и т.д. Но пока разворачивается такая интенсивная «работа» по спасению неформальной молодежи, большинство других обыкновенных людей откровенно соблазняются действиями рок проповедников. Между прочим, у газеты, в которой была напечатана статья «Рок благословленный» тираж 10000 экз.
    Итак, рок это – вызов. Вызов прежде всего Господу, но вызов, также, и всем тем простым, средним людям, которые не зная никакой истории рока определяют его демоническую сущность по духу рока, по тем опустошающим, унылым последствиям, происходящим от соприкосновения с этой музыкой. Поэтому, нормальный, совестливый, честный гражданин (благо, что не все еще потребители с сожженной совестью) нашей страны с ужасом и соблазном смотрит на участие Церкви в подобных акциях. И соблазняется именно то большинство, которое в храм не ходит, но, пока не ходя в храм, чудом сохранили совесть и представление о Православии, как о Церкви, являющей беснующемуся миру святость, нетерпимость ко греху, непреклонность в исполнении Святых Заповедей и самое главное неотмирность, непричастность к злу, лицемерию, неправде. Чаще всего это люди почтенного возраста, культурные, честные. Этих то людей и стесняются рок-миссионеры, оправдываясь перед своей рок-паствой и говоря, что Православие это не религия старух, а религия молодых, прогрессивных людей. И никакая оправдательная болтовня не заставит этих уважаемых людей, стариков, которые строили нашу страну, поверить в то, что такие мероприятия необходимы.
    Но люди видят и слышат, что это делается от лица Церкви и, к сожалению, не многие по простоте и доверию могут разграничить Церковь Христову и новоявленных проповедников. К сожалению немало людей, которые соблазнились и отошли от храма именно из-за того, что некоторые церковные деятели позволяли себе ставить подобные эксперименты. О необычности и даже скандальности своих мероприятий некоторые деятели говорят сами. “Согласен с вами, что фестиваль в рамках Дня православной молодежи режет слух…”,- сказал священник Алексий Окнин. Когда была кощунственная выставка «Двоесловие – диалог» в Татьянинском храме, то один из организаторов выставки диакон Федор Котрелев заявил: «Мы допускаем возможность конфликта с народом…». Таких свидетельств множество. Перечислять бессмысленно. Важно понять, что такие «духовные» эксперименты недопустимы. Недопустимы, потому, что нет в Священном Писании и Предании Православной Церкви свидетельств примирения Веры Христовой с миром. Это чувствуют сами модернисты, поэтому и говорят, что их дела будут «резать слух», вызовут «конфликт с народом». Надо заметить, что модернисты часто оправдываются (не только перед людьми, но и перед собой) и аргументы для оправданий берут из собственного опыта, чувств, ощущений (мне кажется, я думаю, я надеюсь, верится… и т.п. ), откликов публики и даже из произвольно понимаемого ими Священного Писания и Предания. Но по поводу этих оправданий (снятого пирсинга, «православных» текстов песен, символики на черных футболках с черепами и надписью «Православие или смерть», криков «мы православные», слушающих проповедь на миссионерской литургии рокеров и тому подобных), используемых модернистами – все давно уже сказано в Священном Предании. «Падшие духи стараются прикрыть все грехи благовидною личиною, называемой в аскетических писаниях оправданиями. Делают они это с той целью, чтоб человеки удобнее были обольщены, легче согласились на принятие греха. » (свт. Игнатий Брянчанинов. Слово в неделю 1-ю Великого Поста.).
    Проповедовать перед молодежью можно и нужно, но без экспериментов. Проповедовать так, как проповедовал ап. Павел в Ареопаге. Сказать рокерам о том, где они будут после смерти, если не покаются и не обратятся от своего пагубного увлечения. Это вызовет улыбки и, в лучшем случае, желание послушать проповедника в другое время. Но! Когда детки нагуляются, когда Господь скорбями смирит гордую рокерскую выю, они будут знать к Кому прибегнуть и куда прийти, чтобы спасти свою острупленную блудами, наркотиками, развратом и роком душу. Не пойдут они туда, где проповедуется дружба с миром, не пойдут они к тому, кто над ними ставил опыты. Им в этот момент будет не до игр, они будут идти к Свету, со слезами падая ниц и отвергая тьму. Но это только в том случае, если они услышат правду о себе, о своих поступках. В противном случае на проповедниках исполняются слова Господа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу; дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас»(Мф. 23.15).

  29. Сергей Андреевич, хорошее дело читать газеты, а почему же вы мое мнение не хотите узнать. Многое в зазете – откровенная ложи и некоторых предложений я не говорил. Более того, что мою просьбу выслать статьб перед печатью – отклонили (просто не прислали на почту и все). Я согласен, что созидательной силы у рока нет, но не нужно отвергать всех рокеров и называть их сразу сатанистами. Почитайте молитву перед исповедью. Священник молится: “соедини и примими его Святей Твоей, Соборней и Апостольстей Церкви”, т.е. говорится о том, что каждый человек самовольно, совершая грех анафеманствует себя и отделяет от Церкви. Исходя из этого к себе мы должны так же относиться как к роверам. А когда Христос разговаривал с блудницей, но не осудил ее, а предложил фарисеем следующее: “Если кто без греха, пусть первый бросит в нее камень”. Осуждающие люди – фарисеи, которым трудно что-то доказать, да и честно не хочется, может поймут что со временем. В том, что я предложил рокерам иной путь – в этом нет греха, обратиться с проповедью я могу к любому человеку согласно заповеди данной апостолом, а через них епископам и мне.
    Считаю, что Павла Федосова осудили совесем не справедливо. Он прекрасный исполнитель. И его песни еще раз показывают всем критикующим рок-музыку, что рок бывает разным.

  30. Когда слушаешь “православных” рок- исполнителей, через некоторое время понимаешь, что у них слова вторичны, а на первом месте- ритм. Это как инициализация в языческих культах, харизм. дух у пятидесятников. Человек сознательно позволяет над словом(восприятием и далее) быть низшему: ритмам, каким-то судорожным движениям. Это разрушение богоданной целостности человека. Какие бы хорошие слова не были, они не дойдут до сознания и не перейдут в положительное действие, так как человек использует практику его притупления. Это разрушение себя. Фанатическая защита своего “искусства”, подтверждает близкое соприкосновение с иной реальностью.
    Батюшка, дорогой отец Алексий! Если Вы прочитаете эти слова. Не губите себя! Почему Вы не чувствуете, что происходит во время рок- концерта? Почему не видите связующей всех, кто относит себя к группе рок-музыкантов? Вы, видимо, молоды. Сами ли Вы идете в эту топь, или Вас подталкивает кто-то из окружающих? У Вас, наверное, есть матушка и дети? Зачем своими руками готовить им тяжелые и страшные искушения, заигрывая с главным организатором этих массовок?
    Как становится возможным служить перед этим действом Литургию? Старец арх. Иоанн(Крестьянкин) говорил, что и священником не может быть тот, кто был рокером. А Вы служите Литургию и идете на ее же поругание. Вы, видимо, нарушили один из краеугольных камней самосохранения- доверились СВОИМ чувствам, хотя на эту тему говорили и писали многие отцы, в которых видны залоги спасения.
    Батюшка, пожалуйста, поберегите себя и своих ближних! Простите, с любовью о Христе, Иляна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.