И все-таки не напрасно мы изучали модернистов: и задолго до 2014 года, и все специальные годы до сего дня. Предупреждали мы и о предательстве чистоты веры. Мы предостерегали и от опасности опьянения либерализмом, социализмом, украинским национализмом, нашими отечественными идеологиями…
Наши наблюдения ничего не остановили, и если отрезвили, то очень и очень немногих. Однако наши материалы говорили о жизни и смерти. Теперь, с началом операции на Украине, это стало окончательно ясно.
Место христианина в обществе
По сравнению с вопросом о том, что такое модернизм в Православии, вопросы политические оказываются по-детски простыми.
В статье про государство и антигосударство я говорил, что антигосударство похоже на государство тем, что объединяет хороших и плохих, сильных и слабых, верующих и неверующих, граждан и преступников. Однако новое государство соединяет их уже не в порядке, а противно созданному Богом миропорядку и заповеданному порядку в обществе.
Всё остается, но иначе сочетается, как прекрасно выразился Константин Леонтьев.
Отсюда следует ясное понятие о месте гражданина и христианина в развращенном обществе:
Итак, мы видим, что общественная коллизия между христианами и гражданами антигосударства разрешается необычайно просто.
Место модерниста в развращенном обществе
Но как быть с тем, что в этом же развращенном обществе другие христиане занимают место, неподобающее для христиан? Вот этот вопрос не так уж прост, и разрешается он очень болезненно.
Христианин не может не страдать от того, что сродный ему человек, владыка мой и знаемый мой, иже купно наслаждался со мною брашен, вдруг поступает как человек опьяненный, сознательно неразумный (см. Пс. 53:12-15).
Совсем нелегко сказать таковым с Псалмопевцем:
Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их.
Христианин не может оставаться вместе с модернистами в обществе и в Церкви, но он не может и перейти в анархическое безцерковное состояние. Это недопустимо даже как мечта. Выход в обратном: в наибольшем попечении о выполнении своего долга. Тогда он будет гоним и от лжебратий тоже.
Место христианина в модернистской церкви
Наш анализ показывает, что модернисты хотят построить малый порядок в Церкви. Это порядок чисто светский, не имеет ровно никакого отношения к вере и догматам.
Одновременно с этим модернисты покушаются как будто и на сверхъестественный порядок. Они извращают веру и догматы, проповедуют безнравственность как новую православную мораль. Они судят о канонах, пользуются своей церковной властью, духовной и административной. И только совершенная духовная слепота мешает им по-настоящему дотянуться до священных предметов и вечных истин.
Вот каков итог наших размышлений над этими проблемами: модернизм – это место лжехристиан внутри того или иного малого порядка.
Модернизм есть собственно политическая позиция, определенное положение в развращенном обществе. Христиане тоже занимают здесь свое место, и оно незавидное во всех отношениях, кроме главного.
Послушание антигосударству
Например, сейчас всем стало видно, что украинский национализм в Церкви – это не набор воззрений, а просто послушание малому порядку, чисто светскому. То же касается всех остальных идеологий, как, например, литовский либерализм вынуждает митр. Иннокентия Виленского и Литовского выступить против России.
Модернизм в Церкви, даже если он победил, не то чтобы устанавливает малый порядок. Он невозможен в Церкви.
Но модернисты выходят навстречу миру и не скрывают этого, говоря об открытости миру и необходимости приспосабливаться ко все новым условиям. И это надо воспринимать всерьез.
Мнения не имеют значения
Еще раз повторюсь: модернизм – это не набор тех или иных мнений, а примирение лжехристиан с миром, то есть с тем или иным общественным порядком. Такой порядок мы назвали «малым», чтобы отличать от подлинного порядка в обществе.
Украинский национализм и его мнения
Нас, разумеется, отталкивает украинский национализм. Его мнения бесчеловечны и беспочвенны. Это тот самый нигилизм, о котором писал о. Серафим (Роуз) и, несколько прежде него, Альбер Камю.
Можно сказать, в самое сердце поражает нас то, что из этого мнения следует церковная политика, например, митр. Онуфрия (Березовского), главы Киевской митрополии Русской Православной Церкви.
Митр. Онуфрий, с самого своего избрания, выступает как идеолог украинского националистического государства. И вот сегодня, когда фактически идет война с идеологией украинского национализма, я скажу необычную вещь.
Дело здесь совсем не в националистических мнениях митрополита. Поэтому я бы не стал предъявлять ему исторические аргументы в пользу того, что Украина – это Россия. Это бесполезно.
Воззвать к его совести, напомнив о жертвах одесского Дома профсоюзов? Тоже бессмысленно. У него и так есть совесть, но, как видно, не просвещенная светом разума.
Надо же, наконец, и нам отрезвиться. Мы не ведем ученый диспут с модернистами и идеологами.
Мы не находимся в диалоге с архиереями, которые выступили на стороне украинского антигосударства.
Мы не увещеваем их, а лишь исследуем чисто совне их сознание как пример духовной смерти.
Они враги Церкви, они враги России. Значит, и мы им враги, а не друзья и советники.
Украинский «новый порядок»
Тут подходит аналогия с шайкой. В банде не все киллеры, не все грабители. Есть те, кто все это финансирует, и сам никого не убивал.
Таким образом, при встрече с модернистом наш вопрос должен звучать примерно так: «Что ты делал в шайке?» Стоял на стреме? Всего лишь квартиру сдавал?
Заметьте, сколь многое это объясняет. Личное участие в большом преступлении может выглядеть совсем невинным, как, допустим, издание богословских сочинений на украинском языке либеральным киевским издательством «Дух и литера».
Лжехристианин может ненавидеть насилие и от него воздерживаться. Преступными являются не мысли, а соучастие в общем преступном замысле.
Вот и украинское государство, как мы прекрасно знаем, включает в себя и националистов, и сомневающихся в национализме, и даже тех, кто противится национализму, но в рамках законов, установленных националистами.
Лжехристиане говорят много верного
Мнения не имеют значения. Это наблюдение можно обернуть и в другую сторону: лжехристиане говорят много верного.
Я легко могу представить себе архиерея, пособника украинских националистов, выступающим против извращенцев и Запада. Больше того, я даже самих украинских нацистов, военных преступников, могу представить себе выступающими против извращений, как Гитлера и Геббельса в свое время.
Возьмите Запорожского митрополита Луку.
В 2014 году он помог в войне против Донбасса. Теперь он выступает против содомитов. Что для нас важно: первое или второе?
Нас не интересует, сколько было правильного в речах Гитлера. Нас не интересует исповедание наших врагов и их нравственность.
Лжехристиане повторяют чужие слова
Когда лжехристиане говорят ложь, они повторяют сказанное не ими. Даже если модернист сказал что-то первым, он все равно сошел с ума.
Когда идеологи говорят что-то верное, они тоже говорят не свое, а чужое. Они присваивают то, что им не принадлежит.
Мы, разве, от митр. Луки узнали, что содомия есть грех? За что ему полагается такая благодарность?
Митр. Онуфрий призывает нас молиться и соблюдать Великий пост, и сам его соблюдает. Должны ли мы ему быть за это признательны?
Нет, потому что мы не от него узнали, что надо соблюдать Великий пост.
Так за что же на самом деле многие так благодарны украинским архиереям? Не за крупицы краденой истины, а за иллюзию взаимного признания. «Мы вместе». Иллюзия церковного единства соблюдена.
Стресс
Человек в стрессе отшатывается к фундаментальным своим (чужим) понятиям. Потрясенный, человек приговаривает: «Мама, мама!» Тогда его усыновляет антигосударство. Оно дает человеку идеологический ум и освобождает его от ответственности за совершаемые преступления.
Был истинный монах, и потом он стал пособником преступников. Что с ним случилось? Ничего, кроме перемены его места в малом порядке. Он всегда был таким, каков он сейчас.
Когда предатели Православия и враги России участвовали в Поместных соборах, они были такими, каковы они сейчас. И когда сочиняли богословские труды и заседали в богословских комиссиях, они были теми, кто они есть на самом деле.
Во времена более спокойные это было незаметно, как в известном анекдоте, когда душевнобольной выглядит совершенно разумным, пока его не спросишь о форточке.
В 2022 году они на некоторое время предстали в своем истинном обличии. Вот и всё.
6 Responses
Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли.
Возможность выбора есть всегда, но не всякий раз она бывает необходимой. Пока не встал вопрос о существовании псевдогосударства, как такового, то не было причин раскрывать людям, благодаря которым оно и бытовало, свое настоящее отношение к православию.
Написано: “Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы Я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу Мою” (от Мф. 13:30)
Может кто-то ещё и покается, и увы, и увы, кто-то из нас ещё предаст Господа..уж “не я ли?”… Страсть как не хочется с ними под одну гребёнку..
Но за статью спасибо! По моему мнению нас стали мало пороть в детстве.
Адогматизм гностиков такой же фальшивый, как и прочие их убеждения. Есть у них догматы, и главный из них:
каждый имеет право на признание истинным своего мнения, кроме тех, кто отрицает существование такого права.
Этот адогматический догмат очень чётко очерчивает поле гностицизма, исключая из него всё истинное, вечное и фундаментальное.
Образно говоря, для гностической власти подходят подданные любой формы и степени сумасшествия, но адекватные истине люди должны быть маргинализированны и преданы осмеянию.
Пожелание для авторов сайта. Изъясняйтесь, пожалуйста попроще. Русскими словами. “Модернизм” – это ересь, но слово это не русское. Можно назвать осовременивание или “обновленчество”, как ранее и называлась эта ересь.
А в-общем, все правильно пишете. Только чтобы было доступно для простых людей!
Так модернизм и явление не русское, как и социализм и национал-социализм. Так что мы решили, что такой термин вполне подходит, тем более, что его уже употребляли православные авторы.