Search

Мнимая христианская любовь и всепрощение

Неужели в наше время каждому честному и сознательному христианину еще может быть не ясно, что безусловное «всепрощение» нужно лишь врагу Христову — Антихристу, дабы люди окончательно потеряли чувство различения добра и зла, помирились бы со злом, охотно приняли его, а затем — и самого Антихриста, не помышляя о борьбе с ним?

Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение

архиеп. Аверкий (Таушев)

Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи,
отпустятся им, и имже держите, держатся
(Ин. 20:22-23).

Никтоже да плачет прегрешении, прощение бо от гроба возсия… слышим мы в священную и всепразднственную спасительную нощь Воскресения Христова столь радостные для нас слова великого вселенского учителя и святителя, прославленного церковного витии св. Иоанна Златоуста.

Мнимая христианская любовь и всепрощение

И действительно! Одним из главнейших и важнейших последствий великого дела искупления человечества, совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнодавцем, было именно прощение, или отпущение грехов.

Вот почему, явившись в первый же день по Своем Воскресении ученикам Своим, собранным вместе, Воскресший Господь, преподав им мир, дунул и сказал: Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Ин. 20:19-23).

А далее, из книги Деяний Апостольских мы видим, что св. Апостолы, проповедуя о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, после сего тотчас же призывали своих слушателей к покаянию и принятию святого крещения во оставление грехов.

Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов, и приимите дар Святаго Духа, — так взывал св. Апостол Петр к многотысячной толпе народа, слушавшей его в день Пятидесятницы (Деян. 2:38).

Покайтеся убо и обратитеся, да очиститеся от грех ваших,- взывал он же к народу, собравшемуся вокруг него и св. Апостола Иоанна после чудесного исцеления ими хромого от рождения (Деян. 3:19).

Бог ныне повелевает человеком всем всюду покаятися,- говорил св. Апостол Павел афинянам в своей знаменитой проповеди перед ареопагом: зане уставил есть день (ибо Он назначил день), в оньже хощет судити вселенней в правде (в который будет праведно судить вселенную) (Деян. 17:30-31).

Отсюда ясно видно, что это «прощение», о котором говорит св. Златоуст, или «отпущение грехов» дается нам не безусловно, а условно — именно под условием покаяния (конечно, искреннего). Потому-то и Господь, даровав Своим ученикам власть «отпускать грехи» Духом Святым, в то же самое время, как мы видим, дал им власть и не прощать грехи — очевидно тем, кто не кается по-настоящему: …и имже держите, держатся, то есть: «на ком оставите грехи, на том останутся» — следовательно, не простятся.

Как это понятно, как это логично, и как совершенно вразрез идет с этим ясным и определенным, чистым евангельским учением столь модная теперь пропаганда какой-то мнимо-христианской любви и безусловного всепрощения, слишком уж всеобъемлющего — простирающегося якобы даже на врагов Христовой веры, вплоть до активно-борющихся со св. Церковью и самою верою в Бога вообще несомненных слуг грядущего Антихриста!

Такие лже-проповедники модного мнимого «христианства» для подкрепления своих шатких «позиций» очень любят злоупотреблять известным изречением Господа: Не судите, да не судими будете (Мф. 7:1) — особо-излюбленным ими изречением, которое, однако, нисколько не мешает им самим судить и жесточайшим образом осуждать всех тех, кто не согласен с их лжеучением, представляющим собою только весьма лукавое искажение евангельского учения — подлог, которым они сбивают с толку и смущают многих.

Дабы правильно понимать это изречение Господа, надо помнить, что ведь Тот же Самый Господь наш Иисус Христос, сказавший: не судите, да не судими будете, тут же, непосредственно вслед за этим, учил: Не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы (Мф. 7:6).

Кто же это такие эти «псы» и эти «свинии»?

Под этими «псами» и «свиниями» Господь разумел нравственно-развращенных людей, неспособных к принятию евангельской Истины, которым все священное и духовное чуждо и даже противно, поскольку цены его они не могут понять. Это — люди морально-падшие, нечестивые и злые, которые часто только глумятся над евангельской Истиной, попирают ее и могут обратиться яростно и на самих проповедников ее, причинив им разные беды и даже смерть (см. толкования св. Иоанна Златоуста, Еп. Михаила и др.).

Не ясно ли из этого, что словами: Не судите, да не судими будете Господь вовсе не воспрещает давать нравственную оценку людям — проводить различие между добрыми и злыми людьми? И не только не воспрещает, а как мы увидим далее, даже предписывает это делать.

Так, Господь прямо повелевает обличать согрешившего брата.

Аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего… (Мф. 18:15).

Мало того! к такому благоразумному и христианскому суду над согрешившим братом не только разрешается, а даже предписывается привлекать и других братий:

…Аще ли тебе не послушает, поими с собою еще единаго или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол (Мф. 18:16).

Но и это еще не все! Если брат продолжает упорствовать в творимом им зле, то надо «поведать» о том Церкви, то есть церковной власти, получившей от Самого Господа благодатное право «вязать и решить»:

…Аще же не послушает их, повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18:17).

Эти последние слова — самые страшные и совершенно-неприемлемые для извращенной мнимо-христианской идеологии современных пропагандистов либерального модного нео-христианства, ибо они идут совсем вразрез с их основными установками.

Но нравятся ли они или не нравятся кому-нибудь, их из Евангелия никак не выбросишь: ведь это — слова Самого Господа нашего Иисуса Христа.

Как же можно с ними не считаться?

Но современные нео-христиане, в составе которых теперь числятся и ученые богословы и многие высокие иерархи, с настоящим, подлинным Христовым Евангелием вовсе не желают считаться, а самочинно фабрикуют себе свое собственное «евангелие», как это в свое время сделал и их идейный предшественник мрачной памяти Лев Толстой.

Увы! Для многих современных весьма нестойких, нетвердых в истинно-христианской вере «христиан» это — большое искушение, соблазн, совершенно сбивающий их с правого пути.

Не судите, да не судими будете!

Как это кажется привлекательным в нео-христианском кривотолковании: «Я не буду мешать тебе грешить, а ты за это мне не мешай грешить!»

Вот ведь в каком ужасающем, извращенном, преступном преломлении предстает перед нами этот священный текст в наше время!

А на самом деле, мы должны знать и помнить, что осуждение осуждению рознь: что есть разные виды осуждения.

Одно осуждение — греховное, а другое, как мы уже видели, не только не греховно, а предписывается самим Евангелием.

И это вполне понятно: ибо, если мы никогда, никого и ни в каких случаях не будем осуждать, то мы скоро потеряем всякую способность различать добро и зло, и легко сможем сами быть увлечены на путь зла.

Величайший из рожденных женами, святость и безупречная нравственная высота которого засвидетельствована Самим Христом-Спасителем, св. Предтеча Господень Иоанн, видя идущих к нему фарисеев и саддукеев, говорил им: Порождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева? (Мф. 3:7).

Что это? Греховное осуждение?

Сам Господь наш Иисус Христос, предлагавший Своим последователям брать пример с Него, говоря: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29), тем не менее не раз употреблял в отношении к закореневшим во зле грешникам, не желавшим внимать Его Божественному учению, то же самое выражение: порождения ехиднова! и нередко обращался к окружавшим Его людям, особенно к книжникам и фарисеям, с весьма резкими словами осуждения: род лукавый и прелюбодейный! (Мф. 12:39), о, роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вам? (Мф. 17:17). Книжников и фарисеев Он постоянно называл: «лицемерами», «безумными и слепыми», «змеями» (Мф. 15:7; 16:3; 16:6-12; вся 23-я глава), царя Ирода называл однажды «лисицей» (Лк. 13:32); «поносил», как выражается само Евангелие, целые города: Хоразин, Вифсаиду и Капернаум за то, что они «не покаялись» (Мф. 11:20-24).

Мало того! Мы знаем из Евангелия, что кроткий и смиренный Господь, молившийся впоследствии за Своих распинателей: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 23:34), не только употреблял резкие слова осуждения, но прибегал иногда и к очень сильным и решительным мерам физического воздействия: так, Он дважды — в самом начале Своего общественного служения — и вторично — в самом конце его, незадолго до Своих крестных страданий, совершил изгнание торгующих из храма. Живо и образно передают нам об этих событиях св. евангелисты. Не будучи в состоянии стерпеть безобразного торгашества, которое завели, под покровительством самих священников и даже при участии первосвященников, имевших большой доход от продажи голубей, иудеи в иерусалимском храме, Господь Иисус Христос, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, и овец и волов, и деньги у меновщиков разсыпал, а столы их опрокинул, сказав при этом продавцам: Дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин. 2:14-17). А после Своего торжественного входа во Иерусалим перед Своими страданиями, Он снова, войдя в храм, выгнал всех продающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: Дом Мой Дом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21:12-13; Мк. 11:15-17; Лк. 19:45-46).

Что же это такое?

И как далеко это от той мнимо-христианской «любви» и всеобъемлющего «всепрощения», которые проповедуют современные либералы – «нео-христиане»! И не найдут ли они, более «любвеобильные», чем Сам Господь, такие слова и действия Безгрешного Господа греховными и недопустимыми, противоречащими Его учению: не заклеймят ли они их столь излюбленными ими выражениями «мракобесия», «черносотенства», «мрачной средневековщины», «ретроградства», «инквизиции» и т. под.?

Но можем ли мы думать, чтобы Господь наш, Воплотившийся Единородный Сын Божий, пришедший на землю ради спасения нас, людей, ради научения нас Божественной Истине и жизни, согласной с нею, противоречил, в чем бы то ни было, Сам Себе — поступал вопреки Своему собственному учению?

Об этом, конечно, не может быть и речи: думать так было бы величайшим кощунством!

Но вот Он так поступал!

Следуя примеру Самого Господа, и Его Святые Ученики и Апостолы не боялись в нужных случаях «осуждать» людей, упорно противившихся той Евангельской Истине, которую они проповедывали, и прибегать иногда к самым решительным мерам воздействия для обуздания и пресечения зла.

Так, св. Апостол Петр сурово осудил за допущенный ими обман Ананию и Сапфиру, которые были наказаны мгновенною смертью только за то, что утаили из цены земли, проданной ими, некую часть, вместо того, чтобы полностью принести все в жертву Церкви (Деян. 5:1-11).

Св. первомученик Архидиакон Стефан открыто при всех, в заседании синедриона, осудил своих сородичей иудеев, назвав их «жестоковыйными» и «людьми с необрезанным сердцем и ушами», и обвинив их в том, что они всегда противятся Духу Святому, что они убивали пророков и, наконец, сделались предателями и убийцами Самого Господа Иисуса Христа, о пришествии Которого предвозвещали эти пророки (Деян. 7:51-52).

Св. Апостол Петр осудил Симона-Волхва за его попытку купить благодать Св. Духа за деньги, сказав ему: сребро твое да будет с тобою в погибель… вижу тебя исполненнаго горькой желчи и в узах неправды (Деян. 8:18-23).

Св. Апостол Павел, во время своего первого миссионерского путешествия, сурово осудил волхва-лжепророка Вариисуса, или Елиму, пытавшегося отклонить от веры во Христа проконсула Сергия Павла, сказав ему: О, исполненный всякаго коварства и всякаго злодейства, сын диавола, враг всякой правды! и наказал его слепотою (Деян. 13:6-12).

Что это? Греховное осуждение? Отсутствие христианской любви у Апостолов?

Тот же св. Апостол Павел, когда новообращенные им к вере во Христа Коринфяне донесли ему, что в их среде завелся отвратительный гнусный грех кровосмешения — что некто, вместо жены, имеет жену отца своего, не сказал им на это: «Не судите, да не судими будете!» или: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь?» Нет! ничего подобного! Св. Апостол тотчас же осудил этого грешника, и Коринфянам повелел осудить его, вынеся ему строжайший приговор и наказание: Предать его сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5:1-5).

Мало того! Св. Апостол Павел предписал затем Коринфянам вообще не сообщаться с блудниками и не только с блудниками, но и с «лихоимцами», или «хищниками», или «идолослужителями» и со всеми теми, кто называясь «братом» (то есть, «христианином») остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе… извергните развращенного из среды вас (1 Коринф. 5:9-13).

Приведенных нами выше мест Священного Писания, кажется, более чем достаточно, чтобы видеть, как надо правильно понимать слова Господа: Не судите, да не судими будете!, то есть убедиться в том, что эти слова отнюдь не исключают всякого рода осуждения ближнего — что есть «осуждение» не только позволительное, но даже необходимое, предписываемое самим Законом Божиим и совестью, так как истинный христианин не может относиться к явному злу и греху равнодушно, не замечать его и мириться с ним, под лукавым предлогом «неосуждения», «христианской любви» и «всепрощения».

Надо хорошо знать и помнить, что совершенно чуждо истинного христианства зловредное Толстовское учение «о непротивлении злу» (кстати сказать, погубившее нашу несчастную Родину-Россию и ввергнувшее ее в страшные кровавые ужасы большевизма!): всякий истинный христианин — непримирим ко злу, где бы и в ком бы он его ни встречал.

Примеру Самого Господа Иисуса Христа и Его Святых Апостолов следовали затем на протяжении всей истории Церкви и все истинные христиане, всегда осуждавшие зло и боровшиеся с ним, хотя бы это стоило им всевозможных тяжких лишений и даже самой жизни.

Так боролись со злом темного язычества и идолопоклонства святые мученики, не только пассивно умиравшие за Имя Христово, но и весьма решительно осуждавшие, иногда в весьма резких словах и выражениях и даже действиях заблуждения и нечестие идолопоклонников.

Решительно и безкомпромиссно боролись с лжеучителями-еретиками Святые Отцы Церкви, отнюдь не считая еретиков «инакомыслящими» (как это стало модно в наше время выражаться!), к которым надо проявлять «терпимость», к которым надо «подходить с пониманием», а рассматривая их, как лютых волков, не щадящих стада, по выражению Слова Божия (Деян. 20, 29), и сурово осуждая их на Вселенских и Поместных Соборах, всячески предостерегая от общения с ними правоверующих, и предавая их анафеме.

Что это? Греховное осуждение или отсутствие любви?

Нет! Это не более, как вполне законное применение в жизни слов св. Апостола: Какое может быть общение у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? или какое соучастие вернаго с неверным? (2 Коринф. 6:14-15).

И Преподобные Отцы наши и Матери — христианские подвижники и подвижницы — «осуждали» этот мир, во зле лежащий, самим фактом своего ухода из него. Они следовали призыву Слова Божия: Изыдите от среды их и отлучитеся, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму вы, глаголет Господь, и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери (2 Коринф. 6:17-18).

А теперь, в переживаемое нами страшное время циничного и откровенного лютого безбожия, мы, как христиане, верные Христу-Спасителю и Его Истинной Церкви, не можем не осуждать со всею решительностью безбожников и кощунников, лютых богоборцев, стремящихся искоренить во всем мире веру Христову, и разрушить Святую Церковь — осквернивших Отечество наше и надругавшихся над нашими Святынями.

Не можем мы не осуждать и всех тех, кто сотрудничает с ними, кто поддерживает их и содействует укреплению их власти, помогая им, тем самым, в их адских замыслах.

Мы осуждаем слуг грядущего Антихриста и самого Антихриста…

Неужели все это есть греховное осуждение, запрещаемое Евангелием, как пытаются убедить нас в этом современные умники — нео-христиане, исполненные какой-то необыкновенной «сверхлюбви» и всеохватывающего «всепрощения»?

Пусть не лгут они на Господа и на Его Святое Евангелие!

Пусть не приписывают себе, в своей фарисейской гордыне и самообольщении, любви большей, чем имела ее Сама Воплощенная Любовь — Господь и Спаситель наш!

А как надо правильно понимать изречение Господа: Не судите, да не судими будете!- это прекрасно объясняет великий Отец Церкви св. Иоанн Златоуст:

Здесь Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь проступки. Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних, в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи (см. том 7, стр. 260).

Следовательно, запрещается не суждение о поступках ближнего и не осуждение злых его поступков само по себе, а злое чувство в душе по отношению к ближнему, со стороны человека, который сам так же грешит, или даже еще больше, не думая о своем собственном исправлении.

Запрещается не объективное «суждение» о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений — из гордости и тщеславия, из зависти или обиды.

Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего, на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто-идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот — даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы, вследствие этого, в мире.

Великое преступление поэтому совершают те современные пастыри, которых лучше было бы назвать лже-пастырями, кои, под благовидным предлогом мнимой христианской «любви» и «всепрощения», сознательно или бессознательно, учат своих пасомых толстовскому «непротивлению злу».

Какое это страшное, беспросветное лукавство!

Какое это подлинное фарисейское лицемерие!

«Совсем никого и ни за что не осуждать» — такого настроения в современном христианском обществе только и хотят добиться слуги грядущего Антихриста, для того, чтобы им легко и просторно было действовать, подготовляя в мире обстановку, благоприятную для скорейшего воцарения их «Властелина».

Неужели в наше время каждому честному и сознательному христианину еще может быть не ясно, что безусловное «всепрощение» нужно лишь врагу Христову — Антихристу, дабы люди окончательно потеряли чувство различения добра и зла, помирились бы со злом, охотно приняли его, а затем — и самого Антихриста, не помышляя о борьбе с ним?

Это — не больше, как лицемерно-фарисейское лукавство врага, жаждущего нашей погибели!

Ведь если бы христианское всепрощение, дарованное нам Воскресшим Христом-Спасителем, простиралось, так сказать, автоматически и на тех, которые не желают каяться и исправлять свою жизнь, тогда не давал бы Господь Своим Апостолам, а в лице их и всем их преемникам, пастырям Церкви, наряду с властью «разрешать грехи» власть «вязать» их и не сказал бы, явившись им по Воскресении: Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся, то есть: не отпустятся (Ин. 20:23).

Какая, в самом деле, беспредельная и безрассудная дерзость — считать себя любвеобильнее Самого Бога и «исправлять» Евангелие Христово, сочиняя какое-то свое собственное «евангелие»!

Будем же всячески беречь себя, братие, от этой лукавой закваски современного фарисейства!

Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной душе, не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает — не по гордости и по самолюбию, а единственно — по любви к истине. Наша главная задача в это лукавое время лживого бесстыдства — сохранить всецелую верность и преданность подлинной Евангельской Истине и Начальнику нашего спасения — воскресшему тридневно из гроба Xристу-Жизнодавцу, Победителю ада и смерти.

Публикуется по изд.

Современность в свете слова Божия. Слова и речи 1961-1968 Т. II. NY.: Jordanville, 1975

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

18 Responses

  1. “добренький” дискурс массмедийного пространства (из блога руководителя отдела по связям с общественностью Благовещенской епархии иерея Святослава Шевченко )

    “На днях произошел еще один инцидент. В аэропорту Киева к Патриарху подбежала обнаженная по пояс активистка из украинского феминистского движения….
    Знаете, после этого инцидента я взглянул на “врагов” Патриарха другими глазами. И сегодня раскаиваюсь в своих постах, в которых может быть излишне эмоционально негодовал на Надежду Толоконникову, Марию Алехину, Екатерину Самуцевич, Ксению Собчак, и на тех, кто их поддерживает…
    Только сейчас мне вдруг стало ясно, что они глубоко несчастные люди и за них нужно усиленно молиться….
    Наверное, нам нужно устраивать не молитвенные стояния о защите Церкви, а молебны “за проклинающих нас”. Нам нужно научиться реагировать на всевозможные медиа-провокации по-христиански.”

    1. Неужели отец иерей не понимает, что это теплохладность. Внешне кажется, что это – некая забота, печаль о грешнике. Но нет. Это равнодушие. В первую очередь ко Христу и Его Церкви. Они готовы жалеть и печалиться о ком угодно, но не о поруганном Христе, при условии, что те, кто Его хулит и оплевывает не касаются их лично.

    2. Одно другому не мешает. Молитесь усиленно о вразумлении и покаянии этих девиц. Если молитва эта будет угодна, тогда они сами попросят достойного для них наказания. Но молитесь не менее усиленно и о Цервки Христовой, о чистоте Ее, чтобы не были мы достойны таких испытаний и вразумлений.

  2. “Святые отцы сказали: «Когда видишь утопающего, простри к нему конец жезла твоего и сделай все, что можешь, для его спасения, но руки твоей не давай ему, чтоб он не увлек тебя с собою в пропасть». Бог да дарует Вам мудрость поступить по сему совету.”
    Святитель Игнатий Брянчанинов. Письма к разным лицам. Письмо 98

    Молиться (да еще усиленно) без благословения духовника – опасно!

    1. “Молиться (да еще усиленно) без благословения духовника – опасно!”

      Опасно так думать.

      Молитва это обращение к Богу, о том чтобы Он простер (а не молящийся) свою руку грешнику.

      Молиться о них можно и нужно Богу. Наша рука им уже не поможет, а Господь может их спасти, наказывая (тюрьмой в том числе) и, благодать Свою на них изливая, изгоняя бесов силой Своей и изменяя душевный строй этих грешниц.

      1. Каббалистка мадонна уж чего только не вытворяла, но сейчас “кусает локти”. На сегодня она простая поклонница и несчастная подражательница трех русских “девочек”…
        Евгений, это все враги Церкви, вражины, предтечи вавилонских блудниц и я просто не представляю себе как можно призывать за них молиться, да еще сильно…
        Здесь уместно просить Господа положить преграду зла их и защитить от них избранных Его.

      2. Евгений, они враги Церкви, богоборцы. Молиться об их спасении – ставить себя выше авторитета Церкви, Которая не молится о богоборцах. Иван прав – нужно молиться о том, чтобы Господь оградил нас и наших ближних от этого зла и не дал людям поверить в ложь, распространяемую безбожниками.

        1. Возник такой вопрос. Решил разобраться по поводу молитв о спасении неверующих.
          Святые Отцы писали о том, что за неверующих и гонителей (разумеется, живых, а не скончавшихся во вражде с Богом) можно молиться:  
          1. Молитесь также за власти, даже за преследующих и ненавидящих вас, и за врагов Креста, чтобы плод вашей веры был ясен для всех и сами вы были совершенны (сщмч. Поликарп Смирнский, Послание к Филиппийцам, 12).
          2. Но неужто ты запретишь Церкви молиться за неверующих, чтобы они стали верующими, за тех, кто не желают веровать, чтобы они пожелали веровать, за тех, кто отвращаются от ее закона и учения, чтобы они согласились с ее законом и учением, чтобы дал им Бог то, что обещал через пророка: сердце познающее Его и уши слышащие, – это, несомненно, получили те, о которых Сам Спаситель сказал: Кто имеет уши слышать, да слышит? Неужели, когда ты услышишь, как священник Божий пред Его алтарем побуждает народ молиться Богу, или сам молится во всеуслышание, чтобы Бог побудил неверующие народы прийти к его вере, ты не ответишь: «Аминь»? Разве выскажешь ты нечто противное здравости этой веры? Неужели громко объявишь или тихо пробормочешь, что ошибся в этом вопросе блаженный Киприан, учащий нас молиться за врагов христианской веры, чтобы они также обратились к ней?
          Неужели, наконец, ты обвинишь апостола Павла, приносившего великие молитвы за неверующих иудеев? Он говорит о них: Добрая воля моего сердца и молитва к Богу о них во спасение. И он же говорит фессалоникийцам: Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. Каким образом будет распространяться и прославляться слово Божие, если не благодаря обращению к вере тех, кому оно проповедуется, поскольку уже уверовавшим он говорит: Как и у вас! Достоверно знает он, что это совершается Тем, Кому побуждает молиться, чтобы Он это сделал, как и о том, чтобы ему избавиться от беспорядочных и лукавых людей, то есть от таких, кому вовсе не суждено уверовать, даже если и будут эти молиться [о них]. Из-за этого он добавил: Ибо не во всех вера, как бы желая сказать: «Ибо даже если вы будете молиться, не у всех прославится слово Божие», поскольку, разумеется, лишь тем предстоит уверовать, кто были предуставлены к вечной жизни, будучи предопределены к усыновлению Ему через Иисуса Христа, и избраны в Нем прежде создания мира. Однако Бог для того заставляет уверовать еще не верующих посредством молитв верующих, чтобы показать, что Он Сам делает это. Ведь нет никого столь невежественного, столь плотского, столь неразумного (tardus ingenio), [нет такого], кто не увидит, что [Сам] Бог делает то, о чем повелел просить Его в молитвах, чтобы Он это сделал. (блаженный Августин, письмо 217 к Виталию Карфагенскому, глава 7).
          3. (О неверном) А что надобно молиться за него, о том, послушай, как говорит Павел: “итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков” (1 Тим. 2:1); но тогда не все были верующими, как всякому известно. И далее: “за царей и за всех начальствующих” (1 Тим. 2:2); но они были нечестивые и беззаконные, как тоже известно. Потом, показывая причину, почему нужно молиться, присовокупляет: “ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1 Тим. 2:3-4).

          И сама Церковь молится в Неделю Православия о справедливо отлучённых от неё: “Не хотяй смерти грешных, но ожидаяй обращения и покаяния, обрати всех отступльших ко Святей Твоей Церкви, молим Ти ся, милосердый Господи, услыши и помилуй.” Нашёл также у свт. Филарета Московского о прошении “о соединении всех”, и почему Церковь не поминает неправославных за Литургией:
          “Против сего изъяснения молитвы не представят ли в качестве возражения то, что в диптихах, на проскомидии, неправославных не поминают? – Ответствуем, это дело иное.
             Иное дело молиться о соединении с Православной Церковью неправославных церквей в обширном составе молитв, объемлющих весь мир, а иное поминать неправославных в диптихах при таинстве Евхаристии. Неправославные самим неправославием отлучили себя от общения таинств Православной Церкви, сему соответствует непоминание их при таинстве Евхаристии и исключение из диптихов.”

          Но вопрос вот в чём: сам Апостол Иоанн сказал: “Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.” (1 Иоан. 5:16). Толкователи утверждают, что это означает, что молитва за согрешающего смертно и может не исполниться, и понятно почему: если грешник коснеет во грехе до кончины, то ему не будет прощено. Блаж. Феофилакт говорит, что Апостол выступает против такой молитвы, а еп. Михаил (Лузин) – что не запрещает, но и не предписывает. Помогите, пожалуйста, разобраться.

          1. Цитата 3 – свт. Иоанн Златоуст, беседы на 1-е послание к Коринфянам, №33.

          2. Какой вы сильный!прп Амвросий наставлял ,что даже жалеть[он писал не про себя] иногда не по силам.Тут ещё есть у Евгения в коммент.,что “движение сердца” заставляет молиться.движение сердца должно быть в руках ума.нельзя всех жалеть или за всех молиться,т.к ты чувствительный или жалостливый,св.отцы так не учили.молиться нужно прежде о том:как в конкретном случае угодно Богу?и сила,мера,призвание-всё вкупе.письма прп Амвросия в помощь!но вам пусть ответят мужи,я просто написала,может кому пригодится,не мои мысли,прпАмвросия.он меня научил, из книг.

          3. “За это и должна понести тяготу её искушения.Много бы нашлось людей изъявлять жалость и усердие даром.Но так как приходится через такое усердие несть и тяготу,и скорбь,и искушение,то не у многих продолжается такое усердие.Для избавления молись так:”Гшсподи!За молитвы сродника преподобного Иоанникия помози мне окаянной!”..Вперед знай да ведай,как являть жалость и кому.”письмо 520.Собрание писем Оптинского старца Амвросия.

  3. Ивану и Роману Чиорне: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 44-48).

    1. Иди и ты твори такожде.
      Или како можеши рещи брату твоему.
      (Лк. 10, 37; 6: 42)

    2. “А теперь, в переживаемое нами страшное время циничного и откровенного лютого безбожия, мы, как христиане, верные Христу-Спасителю и Его Истинной Церкви, не можем не осуждать со всею решительностью безбожников и кощунников, лютых богоборцев, стремящихся искоренить во всем мире веру Христову, и разрушить Святую Церковь — осквернивших Отечество наше и надругавшихся над нашими Святынями…

      Неужели все это есть греховное осуждение, запрещаемое Евангелием, как пытаются убедить нас в этом современные умники — нео-христиане, исполненные какой-то необыкновенной «сверхлюбви» и всеохватывающего «всепрощения»?”

      Евгений, как Вы думаете, благословил бы нас архиепископ Аверкий на молитву за PR ?

      1. Не знаю. Но иногда молитва возникает сразу же, в ответ на движение сердца, и тогда уже не задумываешься о благословении (не успеваешь его попросить), а просто молишься. Желание помолиться за них у меня возникло после просмотра последнего слова Толоконниковой – какой-то смеси гордыни с наивностью. Знаете, возникло какое-то сочувствие к их положению, а не их бредовым мыслям (идеям).
        Они (PR) – по большому счету ,жертвы от начала и до конца своего существа, потому жалости и достойны. Гнев, возмущение рано или поздно отступают, а остается мерзкое искажение образа Божия в твари, лишенной своей воли. Это ли не достойно сожаления и молитвы о спасении заблуждающихся?

      2. Убеди себя, что не ты смотришь на Бога, а Он на тебя. Разница как небо от земли. Кто этого не знает, не может истинно молиться. Вся цель и смысл подвига ― в стяжании Духа Святого, во вселении Господа в нашу душу. От человека в подвиге зависит только твердость и постоянство… В том и состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников или немощных, иметь к ним сострадание и милосердие. Схиархимандрит Кирик Афонский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.