Между модернизмом и Православием нет ничего общего, между ними пропасть, бесконечно глубокая и широкая. Под глубиной я подразумеваю их принципиальную несовместимость, а под шириной – множество расхождений между ними.
Модернизм и Православие несопоставимы. Таков важный постулат, который помогает определить объем и методы нашего исследования. Так мы начинаем понимать, что, в какой мере и как мы исследуем.
Следует последовательно сопротивляться попыткам уменьшить глубину и ширину пропасти. Неверным будет представление о пропасти как об очень (но не бесконечно) глубокой или очень (но не бесконечно) широкой.
Как только ты найдешь что-то, в чем совпадают Христианство и модернизм, знай, что ты ошибся, значит, ты плохо знаешь, что такое Православие и что такое модернизм.
Глубина пропасти
В статье Антимодернизм. Что это и зачем это мы ответили на вопрос о том, что такое модернизм, описали глубину пропасти между христианином и модернистом.
Модернизм – это модернисты. Мы имеем дело не с учением, а с людьми: их мимолетными мыслями, словами и делами. По этой причине различие между христианином и модернистом бесконечно глубоко. Каждый из них лично стоит на отдельном основании, идет отдельным путем и к особой цели.
Модернист – это не наивный путаник. Он угрожает нашей вере, то есть вечному спасению, и значит, должен быть страшнее и ненавистнее, чем обычный убийца.
Чаще всего у нас нет ни этого страха, ни такой ненависти. Если так, то наша вера является всего лишь психологической, то есть несвободной, нескромной, обращенной не на Бога, а на себя.
Принципиальные отличия
Модернизм не связан с Церковью никаким образом, даже в негативном смысле. Нет даже внешнего и поверхностного сходства.
Так, модернисты не понимают понятного и понимают непонятное. Христиане понимают понятное и не понимают непонятное.
Где нужно действовать, модернисты теоретизируют (без теории). Там, где нужно мыслить и созерцать, они сразу переходят к действию.
Они мечтают изменить то, что неизменно (например, Церковь). При этом они думают опереться на переменчивую жизнь человечества, как если бы она была неизменной.
Модернизм – это мистическое явление, но его мистика светская, посюсторонняя.
Модернизм иррационален, но представляет себя мудрым в веке сем. Он растворяется в обыденной жизни и отрицает ее, разрушает, вставляя в рамку революции.
Ширина пропасти
Теперь опишем ширину пропасти между Православием и модернизмом. Таким образом, мы ответим на более частный вопрос о модернизме как предмете исследования.
Модернист всегда заблуждается (Евр. 3:10). Следовательно, антимодернизм не может состоять в анализе отдельных, или даже всех, расхождений между Христианством и модернизмом.
Список расхождений будет бесконечным, а это исключает возможность полного описания. С другой стороны, такой список не доказателен, потому что антимодерниста всегда будут мучить вопросы: “А что плохого в этом? А что плохого в том?” Никакой список не способен ответить на эти вопросы.
Но почему различий бесконечно много? Если сравнить, скажем, марксизм и либерализм, то у них много различий, но есть и сходство. То же можно сказать о школах новой философии, или хотя бы о направлениях модернизма. Как бы они ни различались, между ними есть нечто общее.
Христиане с модернистами максимально похожи и непохожи как зеркальные отражения друг друга, как близнецы наоборот. Там, где мы плачем, они смеются, где поем, там они пляшут, и там, где у модерниста находится правый глаз, у нас находится левый.
Модернизм содержит все те же элементы, что и здравое христианское сознание, но содержит в беспорядке. То есть он даже и не нов, этот модернизм, но непрестанно создает все новые и новые виды беспорядка из элементов порядка.
В модернистском беспорядке находится место и Христианству, и Церкви, и Таинствам, но не в том месте и не в том смысле, в каком нужно.
Как же нам подступиться к непрерывно изменяющемуся предмету, в котором все находится не на месте?
Модернизм. Что это?
Мы постулируем, что модернизм есть предмет сложный, принципиально противный Христианству, противоречивый, мнимый, фальшивый.
Модернизм – это сложный предмет, который сопротивляется анализу в нескольких отношениях. Его сложность принципиально противоположна сложности Христианства, многоразличной премудрости Божией.
В нем по принципу «сочетание несочетаемого» соединены разнородные и противоречивые элементы: патологические мысли, словесные штампы, символы и т.п. из самых разных источников: гностической политики, массовой и элитарной культуры, богословия, философии.
Модернизм как амфибия живет в разных сферах: он скрывается в неопределенной мысли и речи, или, напротив, мнит жить реальной жизнью, а то вдруг снова порывает с вымышленной им реальностью во имя мечты.
Модернизм есть бесовский и человеческий вымысел и ложь, собрание ложных мыслей, мнимых умозаключений, лжи теоретической и фактической.
Будучи мнимостью, модернизм представляет себя осуществленной мечтой, изображает себя не тем, что он есть на самом деле, дерзко надевая грубо намалеванную маску православного.
Модернизм есть фантом, создание человеческого воображения. Он не имеет постоянной формы и меняет ее у тебя на глазах, прямо в тот момент, когда ты пытаешься его исследовать.
И в этом есть отражение природы вещей. Все люди меняются. В нас нет правды, и ее надо искать в Боге. Поэтому христиане также отпадают в модернизм, бессознательно или в поисках компромисса используют модернистские штампы, подчиняются приказам модернистов.
Модернизм существует и не существует
Перечисленные свойства модернизма говорят нам, что он одновременно существует и не существует.
Он существует как факт, но не существует как разумная мысль, разумное слово и правая деятельность. Он не существует как невидимая мера. В качестве объекта исследования у нас есть только сами модернисты, как носители суеты.
Вопреки своей фактической очевидности модернизм не лежит перед нами как инертный предмет. С ним трудно и смертельно опасно работать, поэтому с ним надо сперва научиться работать, научиться изучать так, чтобы самому не стать модернистом.
Это не честная речь, а насмешка над Христом. В конце концов, модернизм – это общая рамка, обстановка речи, отношение к предмету. Поэтому модернисты могут буквально цитировать Писание и Святых отцов, но неправильно относиться к этим словам.
Модернист в проповедях, статьях и книгах по-разному рассказывает нам о своих фантазиях, и рассказывает лукаво, в зависимости от обстоятельств и ожидаемой выгоды.
Комментарии к мифу
Как же это происходит? Почему модернист никогда не говорит разумно и искренне?
Он всегда держит в голове основополагающий миф Нового времени о том, что “человек спасает себя сам”, “возник сам собой”, “сам определяет свою судьбу” и т.д.
Модернисты повторяют этот миф на разные лады, отрицая Промысл Божий, как А.И. Осипов, через учение об эволюции, через фактическую деятельность по разрушению Православия.
К этому мифу модернисты прилагают объяснения того, как он якобы сочетается с Евангелием, с наукой, с философией. Только в этой точке и возникает собственно модернизм, потому что к тому же мифу существуют и другие комментарии: марксистские, масс-культурные и т.п.
В реальном мире нет никаких подтверждений тому, что человек спасает себя сам или тому, что Бог не промышляет о мире, наказывая грешников и прославляя праведников.
Чтобы объяснить все несоответствия между мифом и реальностью, нужно выдумать мир заново. Поэтому модернистским комментариям к мифу нет конца. Вот здесь и подстерегают человека новизна и современность, возникает еще один круг ложных утверждений. Так создается мир, выдуманный для оправдания выдуманного мира.
Поэтому то, что продуцирует модернист, это даже не речь. Он как бы прислушивается к сверхмифу и сопровождает его не идущими к делу комментариями. Он только играет, чертит каракули на полях универсального текста.
Текста написанного кем? Наверное, отцом лжи.
Роман Вершилло
18 Responses
В святоотеческой и библейской терминологии модернисты называются лжеучителя. Полностью ли совпадают эти два понятия? При замене термина, правда, несколько утрачивается дипломатичность, и белое выглядит более белым, а черное более черным.
Они там именуются и лжеучителями, и лжебратиями, и клеветниками, и глупцами, и еретиками. Обозначается одно, но с разными оттенками.
Модернизм это гордость.Вы изучаете гордость,во всех её проявлениях, против Церкви.Глупец,по святоотеческому толкованию,это гордец.Если читатель этого не учитывает,то почти везде,где у вас в статьях энциклопедии написано: глупец,глупость,воспринимается им как извинительное невежество,неведение людей.Или как обделённость даром рассуждения,недалёкость,просто дурень,хотя Вами вкладывается смысл не такой.Но нужно учитывать,что слово глупый по современному, осознаётся не как беззаконник,но как просто:глупый,глупенький т.е.
Определение же: гордец[а гордец не может быть не глупым]и гордость- понятней.
Вы правы. Только тут дело не в том, какое именно слово выбрать. Ведь и Писание говорит о глупцах и глупости. О гордости я как раз собирался написать отдельно.
Да, Роман, и не не забудьте написать отдельно о гордости ума.
А почему Вы напоминаете об этом?
Вы знаете, почему.
Понял Вас. Действительно, знаю.
Потому что смирение юродства ради Христа – Истины, то есть интеллектуальная честность Христианина – ошибочно квалифицируется Вами как гордость ума. А вот почему это происходит – не хотел бы знать.
Напишите ещё,ради Христа,побольше о “психологической вере”,которая “нескромная” и “обращённая не на Бога,а на себя”.Боюсь понять это только за гробом,когда уже будет поздно.”Психологическая вера”-совесть подсказывает что это в самую точку,а умом,сердцем не понимаю.Кто знает,может у многих сейчас вера только психологическая,умрём и узнаем,что оказывается не верили Христу!Иногда важно какое слово выбрать,если бы не слово: “психологическая”вера,я бы так не задумалась,не проснулась.
Вот: “Психологическая вера“.
Верующий никогда не скажет о себе: я человек глубоко верующий.
Так говорит как раз психологическая вера, нуждающаяся в подобном “усилении”.
Я написала так много, подробно – чтобы мне помогли в отчаяния. Хорошо. Пусть будет Бог с Вами.
Спаси Вас Господи!
Укрепи, защити и помилуй!!!
“Кто не признает свидетельства крестного, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни воскресения, ни суда, тот первенец сатаны.” – сщмч. Поликарп, еп. Смирнский, Послание к Филиппийцам, гл.7
В основе ересей и гностицизма лежит самочинное толкование Писания.
У гностиков, особенно “левых”, пытливый ум рассматривается как добродетель, в противовес “слепой вере”, как они это называют. Прививая человеку этот принцип, гностицизм делает его генератором новых и новых ересей. Причём, ересь ещё подразумевает некоторый догматизм, определённость, а в пределе этой деятельности уже и ересей в строгом смысле никаких нет, а остаётся только непрерывно видоизменяющаяся ложь.
Потому – первенцы сатаны.