Модернизм. Что это

Модернизм есть предмет сложный, принципиально противный Христианству, противоречивый, мнимый, фальшивый.

Между модернизмом и Православием нет ничего общего, между ними пропасть, бесконечно глубокая и широкая. Под глубиной я подразумеваю их принципиальную несовместимость, а под шириной – множество расхождений между ними.

Модернизм и Православие несопоставимы. Таков важный постулат, который помогает определить объем и методы нашего исследования. Так мы начинаем понимать, что, в какой мере и как мы исследуем.

Следует последовательно сопротивляться попыткам уменьшить глубину и ширину пропасти. Неверным будет представление о пропасти как об очень (но не бесконечно) глубокой или очень (но не бесконечно) широкой.

Как только ты найдешь что-то, в чем совпадают Христианство и модернизм, знай, что ты ошибся, значит, ты плохо знаешь, что такое Православие и что такое модернизм.

Глубина пропасти

В статье Антимодернизм. Что это и зачем это мы ответили на вопрос о том, что такое модернизм, описали глубину пропасти между христианином и модернистом.

Модернизм – это модернисты. Мы имеем дело не с учением, а с людьми: их мимолетными мыслями, словами и делами. По этой причине различие между христианином и модернистом бесконечно глубоко. Каждый из них лично стоит на отдельном основании, идет отдельным путем и к особой цели.

Модернист – это не наивный путаник. Он угрожает нашей вере, то есть вечному спасению, и значит, должен быть страшнее и ненавистнее, чем обычный убийца.

Чаще всего у нас нет ни этого страха, ни такой ненависти. Если так, то наша вера является всего лишь психологической, то есть несвободной, нескромной, обращенной не на Бога, а на себя.

Принципиальные отличия

Модернизм не связан с Церковью никаким образом, даже в негативном смысле. Нет даже внешнего и поверхностного сходства.

Так, модернисты не понимают понятного и понимают непонятное. Христиане понимают понятное и не понимают непонятное.

Где нужно действовать, модернисты теоретизируют (без теории). Там, где нужно мыслить и созерцать, они сразу переходят к действию.

Они мечтают изменить то, что неизменно (например, Церковь). При этом они думают опереться на переменчивую жизнь человечества, как если бы она была неизменной.

Модернизм – это мистическое явление, но его мистика светская, посюсторонняя.

Модернизм иррационален, но представляет себя мудрым в веке сем. Он растворяется в обыденной жизни и отрицает ее, разрушает, вставляя в рамку революции.

Ширина пропасти

Теперь опишем ширину пропасти между Православием и модернизмом. Таким образом, мы ответим на более частный вопрос о модернизме как предмете исследования.

Модернист всегда заблуждается (Евр. 3:10). Следовательно, антимодернизм не может состоять в анализе отдельных, или даже всех, расхождений между Христианством и модернизмом.

Список расхождений будет бесконечным, а это исключает возможность полного описания. С другой стороны, такой список не доказателен, потому что антимодерниста всегда будут мучить вопросы: “А что плохого в этом? А что плохого в том?” Никакой список не способен ответить на эти вопросы.

Но почему различий бесконечно много? Если сравнить, скажем, марксизм и либерализм, то у них много различий, но есть и сходство. То же можно сказать о школах новой философии, или хотя бы о направлениях модернизма. Как бы они ни различались, между ними есть нечто общее.

Христиане с модернистами максимально похожи и непохожи как зеркальные отражения друг друга, как близнецы наоборот. Там, где мы плачем, они смеются, где поем, там они пляшут, и там, где у модерниста находится правый глаз, у нас находится левый.

Модернизм содержит все те же элементы, что и здравое христианское сознание, но содержит в беспорядке. То есть он даже и не нов, этот модернизм, но непрестанно создает все новые и новые виды беспорядка из элементов порядка.

В модернистском беспорядке находится место и Христианству, и Церкви, и Таинствам, но не в том месте и не в том смысле, в каком нужно.

Как же нам подступиться к непрерывно изменяющемуся предмету, в котором все находится не на месте?

Модернизм. Что это?

Мы постулируем, что модернизм есть предмет сложный, принципиально противный Христианству, противоречивый, мнимый, фальшивый.

Модернизм – это сложный предмет, который сопротивляется анализу в нескольких отношениях. Его сложность принципиально противоположна сложности Христианства, многоразличной премудрости Божией.

В нем по принципу «сочетание несочетаемого» соединены разнородные и противоречивые элементы: патологические мысли, словесные штампы, символы и т.п. из самых разных источников: гностической политики, массовой и элитарной культуры, богословия, философии.

Модернизм как амфибия живет в разных сферах: он скрывается в неопределенной мысли и речи, или, напротив, мнит жить реальной жизнью, а то вдруг снова порывает с вымышленной им реальностью во имя мечты.

Модернизм есть бесовский и человеческий вымысел и ложь, собрание ложных мыслей, мнимых умозаключений, лжи теоретической и фактической.

Будучи мнимостью, модернизм представляет себя осуществленной мечтой, изображает себя не тем, что он есть на самом деле, дерзко надевая грубо намалеванную маску православного.

О. Андрей Стребков и его кукольный театр.
О. Андрей Стребков и его кукольный театр.

Модернизм есть фантом, создание человеческого воображения. Он не имеет постоянной формы и меняет ее у тебя на глазах, прямо в тот момент, когда ты пытаешься его исследовать.

И в этом есть отражение природы вещей. Все люди меняются. В нас нет правды, и ее надо искать в Боге. Поэтому христиане также отпадают в модернизм, бессознательно или в поисках компромисса используют модернистские штампы, подчиняются приказам модернистов.

Модернизм существует и не существует

Перечисленные свойства модернизма говорят нам, что он одновременно существует и не существует.

Он существует как факт, но не существует как разумная мысль, разумное слово и правая деятельность. Он не существует как невидимая мера. В качестве объекта исследования у нас есть только сами модернисты, как носители суеты.

Вопреки своей фактической очевидности модернизм не лежит перед нами как инертный предмет. С ним трудно и смертельно опасно работать, поэтому с ним надо сперва научиться работать, научиться изучать так, чтобы самому не стать модернистом.

Это не честная речь, а насмешка над Христом. В конце концов, модернизм – это общая рамка, обстановка речи, отношение к предмету. Поэтому модернисты могут буквально цитировать Писание и Святых отцов, но неправильно относиться к этим словам.

Модернист в проповедях, статьях и книгах по-разному рассказывает нам о своих фантазиях, и рассказывает лукаво, в зависимости от обстоятельств и ожидаемой выгоды.

Комментарии к мифу

Как же это происходит? Почему модернист никогда не говорит разумно и искренне?

Он всегда держит в голове основополагающий миф Нового времени о том, что “человек спасает себя сам”, “возник сам собой”, “сам определяет свою судьбу” и т.д.

Модернисты повторяют этот миф на разные лады, отрицая Промысл Божий, как А.И. Осипов, через учение об эволюции, через фактическую деятельность по разрушению Православия.

К этому мифу модернисты прилагают объяснения того, как он якобы сочетается с Евангелием, с наукой, с философией. Только в этой точке и возникает собственно модернизм, потому что к тому же мифу существуют и другие комментарии: марксистские, масс-культурные и т.п.

В реальном мире нет никаких подтверждений тому, что человек спасает себя сам или тому, что Бог не промышляет о мире, наказывая грешников и прославляя праведников.

Чтобы объяснить все несоответствия между мифом и реальностью, нужно выдумать мир заново. Поэтому модернистским комментариям к мифу нет конца. Вот здесь и подстерегают человека новизна и современность, возникает еще один круг ложных утверждений. Так создается мир, выдуманный для оправдания выдуманного мира.

Поэтому то, что продуцирует модернист, это даже не речь. Он как бы прислушивается к сверхмифу и сопровождает его не идущими к делу комментариями. Он только играет, чертит каракули на полях универсального текста.

Текста написанного кем? Наверное, отцом лжи.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Полу-модернизм

Особенно заметна неадекватность Е.Н. Трубецкого в его монументальном изложении учения В.С. Соловьева (Миросозерцание Вл. Соловьева. Т. 1, 2. М., 1913), а также в учении о свободе. Последнее хорошо видно из статьи о. Георгия Митрофанова «Путь свободы» в журнале «Вода живая».

18 Responses

  1. В святоотеческой и библейской терминологии модернисты называются лжеучителя. Полностью ли совпадают эти два понятия? При замене термина, правда, несколько утрачивается дипломатичность, и белое выглядит более белым, а черное более черным.

  2. Модернизм это гордость.Вы изучаете гордость,во всех её проявлениях, против Церкви.Глупец,по святоотеческому толкованию,это гордец.Если читатель этого не учитывает,то почти везде,где у вас в статьях энциклопедии написано: глупец,глупость,воспринимается им как извинительное невежество,неведение людей.Или как обделённость даром рассуждения,недалёкость,просто дурень,хотя Вами вкладывается смысл не такой.Но нужно учитывать,что слово глупый по современному, осознаётся не как беззаконник,но как просто:глупый,глупенький т.е.
    Определение же: гордец[а гордец не может быть не глупым]и гордость- понятней.

    1. Вы правы. Только тут дело не в том, какое именно слово выбрать. Ведь и Писание говорит о глупцах и глупости. О гордости я как раз собирался написать отдельно.

        1. Понял Вас. Действительно, знаю.
          Потому что смирение юродства ради Христа – Истины, то есть интеллектуальная честность Христианина – ошибочно квалифицируется Вами как гордость ума. А вот почему это происходит – не хотел бы знать.

  3. Напишите ещё,ради Христа,побольше о “психологической вере”,которая “нескромная” и “обращённая не на Бога,а на себя”.Боюсь понять это только за гробом,когда уже будет поздно.”Психологическая вера”-совесть подсказывает что это в самую точку,а умом,сердцем не понимаю.Кто знает,может у многих сейчас вера только психологическая,умрём и узнаем,что оказывается не верили Христу!Иногда важно какое слово выбрать,если бы не слово: “психологическая”вера,я бы так не задумалась,не проснулась.

      1. Верующий никогда не скажет о себе: я человек глубоко верующий.
        Так говорит как раз психологическая вера, нуждающаяся в подобном “усилении”.

    1. Спаси Вас Господи!
      Укрепи, защити и помилуй!!!

  4. “Кто не признает свидетельства крестного, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни воскресения, ни суда, тот первенец сатаны.” – сщмч. Поликарп, еп. Смирнский, Послание к Филиппийцам, гл.7

    В основе ересей и гностицизма лежит самочинное толкование Писания.

    У гностиков, особенно “левых”, пытливый ум рассматривается как добродетель, в противовес “слепой вере”, как они это называют. Прививая человеку этот принцип, гностицизм делает его генератором новых и новых ересей. Причём, ересь ещё подразумевает некоторый догматизм, определённость, а в пределе этой деятельности уже и ересей в строгом смысле никаких нет, а остаётся только непрерывно видоизменяющаяся ложь.

    Потому – первенцы сатаны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.