Search

Модернистская эксплуатация вместо служения

В этой дерзкой и бессильной попытке человеческого духа эксплуатировать Святыню, вместо того чтобы служить ей, заключается обреченность модернизма на провал и уничтожение: Истина никогда не позволит эксплуатировать Себя.

Модернизм являет нам грубый утилитаризм в своем отношении к Святыне.

Так, общим местом во множестве книг, лекций и популярных бесед о Православном Богослужении, о молитве – стало чуждое Православию утверждение, что Богослужение «нужно нам, а не Богу», что «умная молитва – метод лечения» человеческих немощей и страстей, а Православие можно рассматривать «как медицинскую науку» (митр. Иерофей Влахос).

Эти модернистские клише резко контрастируют с православным учением о молитве и Богослужении.

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу (Катехизис).

Богослужение есть обязанность человека в отношении к Богу (Иван Дмитриевский. Историческое, догматическое и таинственное объяснение на Божественную Литургию).

Действительно!

Господь обязал Христиан служить Ему. Это императив, приказ и Заповедь.

Такова Его воля.

Вот и вся мотивация Богослужения. Мы служим Ему не потому что «пришли к этому по жизни», не потому что это «вытекает» из наших размышлений и опыта, не потому что это следствие каких бы то ни было наших психических или ментальных причин. Нет! Никаких оснований для Богослужения кроме веры в Заповедь – нет. Мы служим Ему, потому что это Ему угодно, потому что нам так приказано.

Господу Богу твоему покланяйся и Ему единому служи (Мф. 4:10). Покланяющиеся Ему, Духом и истиною должны покланяться (Ин. 4:24).

В противность этому ясному учению, мы читаем и слышим со всех сторон примерно следующее:

Церковная служба нужна не Ему — нам. Естественно, что мы просим прощения за то, что огорчаем Его своими грехами, благодарим Его, воспеваем Ему хвалу. Все это — наша естественная потребность, именно наша, это нужно нам. И это есть служение Богу, так как, устрояя свою духовную жизнь правильно, имея с Богом правильные отношения, мы являем миру факт правильного устроения жизни, т.е. проповедуем это устроение, а это — богоугодное дело, следовательно, мы Ему тем самым служим.

Нет смысла персонализировать авторство этого текста – это общий голос современных «популяризаторов» и «апологетов» православного богослужения перед лицом неверующего мира. И это ошибка! Причем ошибка миссионерская.

Миссионер боится просто признаться в вере и призвать к вере аудиторию. Он боится сказать: «это – повеление Божие». Он думает «объяснить» веру, тогда как его обязанностью является лишь засвидетельствовать ее и призвать к ней, дать же ее может лишь Сам Бог.

Нет. Мы служим Богу не тем, что удовлетворяем свою «естественную потребность» и не тем, что являем миру свое устроение жизни. И не потому что церковная служба, якобы, «нужна не Ему а нам»!

Мы служим Богу по той единственной причине, что это Ему угодно.

Это необъяснимо. Это сверхъестественно. Это принимается на веру. Это узнается из Откровения.

Служба Богу предписана Самим Богом. Сие творите в Мое воспоминание.

Мы творим, совершаем, служим – в силу веры в Его слово и подчинения Ему. Других причин нет.

Вразрез с этим, потребительский, органический и чуждый Веры взгляд на молитву, на пост, на нравственность, на целомудрие, на брак, на чадородие, на всякую Святыню и Заповедь Божию, как на «средство», «метод» и «материал» для достижения земных задач и целей сделался весьма распространенным в наше время – время подмены веры в сверхъестественное Божественное Откровение «верой» в экзистенциальный земной опыт человека.

Собственно в этом и состоит церковный модернизм.

Интересно наблюдать, как эти общие места, эти духовные штампы христианского модернизма переходят из собственно церковной среды в среду общественно- церковную, оставаясь при этом четко узнаваемыми артефактами, специфическими продуктами модернистского сознания.

Анатолий Степанов, «Русская Линия»:

События нашей истории и исторические персоналии издавна вызывают в русском обществе ожесточенные споры. Один острослов даже заметил, у России всегда непредсказуемое прошлое. Шутка отдает русофобией, но в ней уловлена существенная черта нашего национального характера, – для русского человека прошлое – это не что-то ушедшее в небытие, и уж тем паче не какой-то исторический анекдот. Русский человек, даже порвавший с церковной традицией, понимает, что в России грань между историей и вечностью очень тонка. Поэтому русские споры о прошлом – это споры о настоящем и будущем. Поэтому они такие ожесточенные.

И в центре этих споров обречены быть события трагического и героического ХХ века, – века, в котором произошла страшная национальная революционная катастрофа 1917 года, повлекшая ожесточенную братоубийственную войну и великая русская Победа 1945 года, увенчавшая кровопролитную Великую Отечественную войну. Наполненный преступлениями, изменами, кровью и героизмом XX век обречен быть предметом споров сегодня. Ведь от понимания того, что мы пережили в ХХ веке, от извлечения уроков из трагического и героического национального опыта зависит наш путь в будущее. Объединится ли русский народ, восстановит ли Великую державу, которая только и сможет уберечь от соблазнов и напастей нашу Церковь? Или мы на радость нашим врагам продолжим вновь делиться на «белых» и «красных», что завершится новой междоусобицей? Это фундаментальный выбор. Потому и споры о нашем прошлом такие ожесточенные.

Разве правда о прошлом нужна нам уже не ради самой правды как таковой? И разве сама правда не является наградой алчущим и жаждущим ее? Разве не надежда насыщения ею в чистом виде, без функций и производных, без различных конструкций с ее использованием «в настоящем и будущем» подвигает душу к непредвзятому исследованию? Неужели хотя бы некоторое, в общих чертах, понимание тайны Отречения Государя от Престола Государства Российского, без идеологии и конспирологии, не утешает душу русского, мучительно не находившего объяснения этой трагедии – и успокоившегося, наконец, на принятии на веру объяснения самого Императора, данного им в Акте Отречения, как единственного и исчерпывающего?

Разве любовь к Истине не является величайшим даром и наградой от Бога?

И разве сама эта любовь не несет в себе великую награду, несравненную ни с какими «выгодами» от познания Истины?

И познаете истину, и истина свободит вы,– глаголет Господь (Ин. 8:32).

Но этой свободы от лжи, доставляемой Истиной – мало меркантильным душам, душам людей, для которых истина – не самодовлеющая цель, а средство в решении любых, в том числе и самых «высоких» задач.

Ведь от понимания того, что мы пережили в ХХ веке, от извлечения уроков из трагического и героического национального опыта зависит наш путь в будущее.

Нет! От нашего понимания ничего не зависит, кроме самого понимания.

Думать так есть чистый гнозис.

Наше будущее, история страны, история мира – зависит только от Бога. Выучить бы этот урок.

Само по себе наше понимание или наше непонимание, наши грехи или наши добродетели – не протягивают «ниточку» ни к каким событиям. Никакой связи вне Бога между грехом и наказанием, между добродетелью и наградой – нет.

Дети не наследуют грехи родителей помимо Суда Божия.

Праведник не пожинает мир и благоденствие от своей правды, сама по себе она не плодоносит.

Это штамп современной массовой культуры, не больше.

Штамп нравственного монизма: и наказание и награда уже заключены в тех или иных действиях или мыслях – и являются лишь их «раскрытием».

Для меня Царь – Мученик Николай Александрович и Иосиф Виссарионович Сталин – звенья одной цепи. Цепи нашей русской истории.

Но где тогда Суд Божий?

Если история – «цепь», если святость и грех – ее «звенья», то такой детерминизм земных событий не оставляет места Промыслу Божию, действующему в каждую секунду истории. Нет, история – не цепь, а люди – не звенья. Это все то же органическое богословие А. И. Осипова, полагающее, что первородный грех– не личная вина каждого из нас в Адаме, как учит Церковь, а органическое заражение естества, «цепная реакция».

Модернистская эксплуатация вместо служения
Святой Царь-Мученик Николай II.

Да, у некоторых конкретных земных событий есть конкретная причинно–следственная связь, которую можно доказать. Можно сказать вслед за следователем Соколовым, что следствием беззаконного ареста Государя 8/21 марта 1917 года явился его злодейский расстрел вместе с Августейшей Семьей 4/17 июля 1918 года. Эта земная цепь имела место: была попущена Богом. Русский народ мог разорвать эту цепь, но не стал.

Никаких других цепей и связей: «исторических предпосылок и исторических условий», предопределяющих те или иные события, нет: все в руках Божиих. «Цепь истории» – атеистический миф ХХ века, такой же, как теория эволюции Дарвина, классовая борьба Маркса, комплексы Фрейда и архетипы Юнга. Есть воля Божия, независимая ни от каких земных обстоятельств. Все нити – от Него и к Нему. Но Он – не звено в этих «цепочках», а Творец, Судья, Автор и Хозяин всех судеб исторических и личных. Поэтому Царь и Сталин – не звенья одной цепи. Такой цепи не существует нигде, кроме как в воображении А. Степанова и других гностиков.

Но такие «цепи» со всех сторон окружили нас!

Не ради верности Богу, давшему Заповедь, не ради спасения душ, а ради решения демографической проблемы призываются православные вступать в брак.

Не правда ли, нам приходилось слышать этот трюизм из самых разных модернистских уст?

Вместо чистого и бескорыстного служения Истине ради исполнения Заповеди и насыщения Самой Истиной – низкая потребительская мотивация. Утилитаризм.

Вместо простой веры в «не укради»: «Не хищничать – чтобы не нарушать баланс в природе».

Вместо простой веры в «не прелюбодействуй»: «Не изменять жене – чтобы не разрушать семью, не травмировать детей».

По Степанову, правда об Отречении «хороша» тем, что объединяет сторонников Царя и Сталина. Государь вынужденно уступил революционерам – Сталин расправился с революционерами. Неправда же об Отречении «плоха» тем, что вооружает врагов России основанием для территориальных претензий.

На самом же деле, правда хороша сама по себе. Искать от нее исторической выгоды – грех симонии, так как правда свята.

А неправда плоха сама по себе, так как является ложью. Обвинять ложь в том, что она вооружает врага – значит предоставлять ей презумпцию собственной невиновности, тогда как всякая неправда есть грех (1 Ин. 5:17).

Им Правда и Истина нужны не Сами по Себе – а в связи с удовлетворением потребностей, в связи с необходимостью решения важных проблем и задач: исторических, педагогических, терапевтических, психологических, социальных, экологических.

В этом весь модернизм – глубочайшая и в то же время кричащая и бьющая в самое сердце подмена веры в Бога и любви к Богу – занятостью собой и миром с «привлечением» Бога.

В этой дерзкой и бессильной попытке человеческого духа эксплуатировать Святыню, вместо того чтобы служить ей, заключается обреченность модернизма на провал и уничтожение: Истина никогда не позволит эксплуатировать Себя.

Протоиерей Владимир Переслегин

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.