Модернистские утопии и Христианство

«Христианский» модернизм готов поддерживать статус кво из аморальных соображений, а революцию - из стремления к разрушению любого порядка во имя утопического «нового» мира.

utopia01Пассивное участие в «болотной революции» подвигло Андрея Десницкого к обобщениям на тему «Христианские утопии и государственное строительство».

Как видно, этот публицист модернистского направления никогда прежде не размышлял над темой, и поэтому в своей статье наступает буквально на все грабли. Он делает три утверждения, и все они являются ложными.

Во-первых, он утверждает: Нет никаких оснований думать, что христиане якобы всегда поддерживают существующий порядок вещей.

Рассматриваем ли мы эти речи как призыв к революции, или к либеральной эволюции, в любом случае они явно противоречат словам Апостола: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению (Рим.13:1-2).

Для Апостольских утверждений есть идеальные основания, и они являются общими для всех и верными в принципе. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены им и что нет того неустройства, чтоб происходило что-нибудь кое-как и без порядка, чтобы народы носились туда и сюда подобно волнам, — все сие св. Иоанн Златоуст называет делом Божией премудрости.

С другой стороны, слова Апостола не означают, что всякий конкретный начальник поставлен от Бога: Посему Апостол не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но, рассуждая вообще о начальстве, говорит: «несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть» (св. Иоанн Златоуст).

Во-вторых, в доказательство своего тезиса о революционной или эволюционной сущности Христианства А. Десницкий приводит примеры осуществленных утопий: Женеву при Кальвине, пуританскую революцию в Англии, парагвайское государство иезуитов, и самое главное – мюнстерскую коммуну анабаптистов.

За исключением ничего не доказывающего примера с Парагваем, всё это вспышки откровенных гностических революций, за рассказом о чем мы отсылаем к главе «Гностическая революция. Пуритане» из книги Э. Фогелена The New Science of Politics. Эти утопии не только не являются примерами христианского отношения к политике, но даже прямо напротив – прямыми предшественниками атеистических тоталитарных режимов XX века.

Наконец, вполне ложным является и общий вывод А. Десницкого:

Христианство само по себе не привязывается к тому или иному государственному устройству, той или иной идеологии. Христиане могут жить в государствах разного типа и даже создавать новые государства, с разной степенью успеха. Они ищут Царствия Небесного, а делами земных государств занимаются в силу необходимости, раз уж живут на земле, и нет у них в этих делах никаких общеобязательных рецептов.

Плюрализм политических мнений не вытекает из Христианства, а является его прямым отрицанием. Христианство истинно абсолютно, и поэтому Христианская политика, если она возможна, может быть только единственной и общеобязательной для всех.

Все сказанное – даже не главная ошибка в краткой статье А. Десницкого. Главная ложь состоит в целом в типично модернистской попытке овладеть землей с помощью религии. Такая попытка предполагает как обмирщение Церкви, так и упразднение государства в качестве Удерживающего (2 Фес. 2:7). Эта идея выражена уже у В.С. Соловьева в качестве «богочеловеческого» процесса самоспасения человечества, у о. Сергия Булгакова и у позднейших модернистов. Так, в идеологии о. Александра Шмемана обмирщение Церкви и гностическое «освящение мира» сосуществуют как двуединая задача.

И тем не менее А. Десницкий, надо отдать ему должное, на этот раз говорит о деле, а не привычно блуждает в модернистских фантазиях. Вопрос о христианском ответе на гностические революции Нового времени действительно ключевой. В частности, в Русской Церкви споры по этому вопросу развернулись вокруг учения митр. Сергия (Страгородского) о Церкви и мире. По словам сщмч. Виктора Глазовского, последователи сергианства превратили Церковь Божию из союза благодатного спасения человека от греха и вечной погибели в политическую организацию, которую соединили с организацией гражданской власти на служение миру сему, во зле лежащему.

Как и всякая другая идеология, торжествующий ныне либерализм – это попытка построить земное благополучие, не заморачивая себе голову вопросами добра и зла. Поэтому эти идеологические порывы не могут быть близки Православной Церкви, которая одобряет власть не потому, что одобряет все действия генсека и президента, и осуждает революцию не потому, что не желает добра согражданам.

«Христианский» модернизм, напротив, готов поддерживать статус кво из аморальных соображений своей частной выгоды, а революцию – из принципиального стремления к разрушению любого порядка во имя утопического «нового» мира.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Против иудеев. Слово пятое

Нашею целью было доказать, что делаемое теперь иудеями есть беззаконие и нечестие, брань и война людей против Бога: это и доказано, при помощи Божией, со всею точностью.

Патриарх Диодор. Послание Главам поместных Церквей

Наша Православная Церковь, будучи уверенной в правильности своего пути и своей спасительной апостольской миссии на земле, вовсе не нуждается в богословских собеседованиях с инославными, которые и сами могут изучить нашу

7 Responses

  1. Горе человеку , если он усваивает Слово Божие только умом , а
    сердце его далеко от Бога -очень далеко его заносит самодоволь –
    ный умишко.Не исполняется самая первая заповедь !
    Такие люди крутятся возле церкви ,но как бесы ,ничего общего
    сБогом не имеют .Самонадеянные ” библеисты” широким веером
    разбрасывают свои плевелы. Тот же А. Десницкий ,,умудряется ”
    в переводах Библии избегать слово ”дьявол”!
    Христос дает всем свободу.И злым пока дает возможность исторг-
    нуть в мир их зло.- А зачем ? Чтобы умудрить верных.
    Переубеждать людей, которые не любят и не боятся Бога, беспо –
    лезно – ”не в коня корм”.

    1. Какая замечательная реплика, Нина!)
      С одной только оговоркой: “Христос дает всем свободу. И злым пока дает возможность исторгнуть в мир их зло. А зачем ? Чтобы умудрить верных.” –
      к сожалению, не только для этого :
      “по возможности, соблазнить и избранных” – вот цель дьявола(((

      1. Инна, простите, мне кажется, что Вам не нужно было приводить цитату Нины. Понятно, что Вы хотели сказать, но в контексте сказанного Ниной получается не очень хорошо. С уважением.

          1. я,по-моему,не только Бога упомянула. Чего вы воду мутите,если вам “все понятно”?

  2. У меня есть маленькая слабость – я не люблю много писАть.
    «Христос дает всем свободу. И злым пока дает возможность исторгнуть в мир их зло. А зачем ? Чтобы умудрить верных.» — И чтобы беззаконник явился. — Так понятно? Или цитировать Священное Писание зерна и плевелы?? и почему их СРАЗУ запретили искоренять?.

    1. “или цитировать Священное Писание ПРО зерна и плевелы” (не вижу возможности редактировать, поэтому поправлюсь тут.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.