Карнавальное веселье на страницах модернистских СМИ продолжается. “Татьянин день” предлагает апологию карнавала, то есть насмешек над святыней. В заметке Андрея Зайцева “О здоровом христианском смехе” утверждается, что профанация – это древняя христианская традиция и свидетельствует именно о благочестии:
Пародия на богослужебные формы говорила не об антиклерикальном настроении общества, а о значимости Церкви для людей. Пародия может затрагивать лишь предельно важные и известные всем образы или явления… Подобная интерпретация молитвы не является кощунством – для авторов этого текста церковная традиция была настолько значимой, что они были абсолютно убеждены в том, что все их произведение не требует объяснений. Читатель хорошо знает традиционную схему богослужения, и ему доставит немалое удовольствие посмеяться над тем, как оно наполняется новым содержанием.
“Татьянин день” здесь действительно следует перевернутой логике карнавала. Ведь получается, что чем человек благочестивее, тем более важные религиозные истины он подвергает осмеянию. По этой логике только маловер может не радоваться кощунству вместе с о. Андреем Кураевым.
Согласно Зайцеву, в Православной Церкви есть даже особый род святых-кощунников, каковыми он считает Христа ради юродивых. Вполне последовательно Зайцев приводит как образец православного мировосприятия “Службу кабаку”, и особенно пародию на молитву Господню.
В заключение Зайцев предупреждает, что карнавал не может длиться вечно. Судя по модернистским СМИ, этого как раз не скажешь.