Search

Модернистско-католическая перекличка в “Церковном вестнике”

"Церковный вестник" публикует по обыкновению невразумительный доклад Ольги Седаковой "И жизни новизна. О христианстве Бориса Пастернака", с которым она выступила на ежегодном экуменическом форуме «Встреча в Римини» (август 2011 г.).
Православным рассказали о папе и Джуссани
Православным рассказали о папе и Джуссани

“Церковный вестник” публикует по обыкновению невразумительный доклад Ольги Седаковой “И жизни новизна. О христианстве Бориса Пастернака”, с которым она выступила на ежегодном экуменическом форуме «Встреча в Римини» (август 2011 г.). В той же конференции принял участие и главный редактор “Вестника” Сергей Чапнин, чем единственно и можно оправдать публикацию в православном издании доклада, рассчитанного исключительно на католическую аудиторию.

В сочинении О. Седаковой отмечаются такие значимые для православных параллели к творчеству Бориса Пастернака как папская энциклика Dominum et Vivificantem, какое-то послание Иоанна-Павла II “художникам мира”, а в особенности учение “дона” Джуссани, основавшего католическое движение “Общение и освобождение”.

О. Седакова справедливо усматривает светский характер религии Бориса Пастернака, когда пишет о переживании «внехрамовой литургии», неприметной святости человека и человеческого общения («общение между смертными бессмертно», как толкует Евангелие герой Пастернака) и полностью приветствует эту чудовищную подмену. Она указывает на параллели этого “христианства” Пастернака у Дитриха Бонхоффера и м. Марии (Скобцовой). Седакова сообщает: С настоятельным призывом не заслоняться «набожностью» и не прятаться за готовыми формами благочестия обращался к своему слушателю самый любимый и влиятельный православный проповедник наших лет митрополит Антоний Сурожский, с чем также приходится согласиться.

Однако интересно не только это – такая подмена Церковного Христианства светским мистицизмом становится, похоже, нормой. Удивляет фантастическая некомпетентность Седаковой, которая видна уже в первых строках: Как это ни удивительно, тема христианства в творчестве Бориса Пастернака затрагивалась меньше всего. В качестве исключения можно назвать лишь работы французской славистки Жаклин де Пруайар, друга Пастернака, и отечественного библеиста и историка Церкви Анны Шмаиной-Великановой.

Очень удивительно. Неужели, кроме некоей дамы с двойной фамилией, больше никто и никогда не писал о религии Пастернака? Конечно, нет. О Пастернаке еще в 1959 г. писал знаменитый католический мыслитель-модернист Томас Мертон, и ему давным-давно возразил о. Серафим (Роуз). Ради того, чтобы привести слова о. Серафима, и стоило заводить речь о докладе в “Церковном вестнике”.

В ответе о. Серафима мы находим формулировку “нового христианства”, которая приложима и к крайним модернистам нашего времени: о. Георгию Кочеткову, о. Петру (Мещеринову) или о. Алексию Уминскому.

О. Серафим писал в 1962 г. в письме Т. Мертону:

“Религия” Пастернака, автора “Доктора Живаго”, это “новая духовность”, которая чает не “маленького” и “ограниченного” Христа, Которого почитает Церковь, а “нового” Христа, более соответствующего эпохе “свободного человеческого духа”. Это дух человеко-бога, сверхчеловека, не грубого, как у Ницше, а утонченного, духовного “нового гуманизма”, более подходящего для замены обанкротившегося гуманизма прошлого. Этот дух не друг истинного Христианства, а его смертельный враг.

Моя вера выросла из духовности, которая возникла в пламени советских гонений на Церковь, но эта духовность не имеет ничего общего с “простотой”, “примитивностью” и романтической “естественностью” Пастернака.

Вера Пастернака – это расплывчатая и бессильная вера, которая не способна принять Христа, которая верит только в “жизнь”, только в этот мир, хотя и облачается в обрывки внешней ризы Православия, но надеется вопреки надежде на то, что ее идеализм может победить в мире сем.

Роман Вершилло

Еще по теме

31.08.2011 Делегация «православных» модернистов приняла участие в экуменическом форуме в Римини

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.