Интервью с главным редактором интернет-сайта «Антимодернизм.ру – православная миссионерская энциклопедия» Романом Алексеевичем Вершилло
– Уважаемый Роман Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о себе.
– Я родился в 1963 году в Москве, окончил Московский пединститут, ныне МПГУ. По специальности – учитель русского языка и литературы.
Пришел к вере в тяжелой болезни, постигшей меня в армии, в Монголии, на границе с Китаем. В 1988 году я принял святое Крещение. Больше всего мне хотелось и хочется учиться, изучать Евангелие, путь Святых Отцов. Хотя и с нежеланием, я рано начал писать и выступать по различным церковным вопросам. В 1990 году я редактировал самиздатский журнал «Пчела», который был посвящен неповрежденному Православию.
За прошедшие годы написал некоторое количество статей по церковным вопросам. Они публиковались в «Православной Руси», «Православной жизни» и других изданиях. Довольно продолжительное время я был членом РПЦЗ (Русская Православная Церковь за границей), но после долгих раздумий вернулся в РПЦ МП. Сейчас я прихожанин московского храма святителя Николая в Пыжах, где настоятельствует отец Александр Шаргунов.
Я женат. Моя жена – Ольга – певчая в подмосковном храме. У нас двое малолетних детей.
– Как и когда у Вас возникла идея создания проекта «Антимодернизм.ру – православная миссионерская энциклопедия»? С какими целями он создавался и на какую аудиторию рассчитан? Имеете ли Вы благословение кого-либо из православных священнослужителей на свой труд?
– «Антимодернизм.ру» берет начало из упомянутого журнала «Пчела», многие материалы оттуда теперь опубликованы на сайте. Окончательная ясность для меня наступила уже в 1991 году, когда мне попал в руки полный текст доклада архиепископа Феофана Полтавского об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления.
Сайт возник в феврале 2009 года буквально за один день, в его основу легли материалы, которые я собирал и обдумывал предыдущие два десятка лет.
Цель нашего интернет-проекта – дать оценку модернистскому направлению богословия с позиций святоотеческого православного вероучения. Мы хотим показать нашим читателям, что главная опасность для Русской Православной Церкви – это неверие и религиозный индифферентизм, существующие в форме модернистского «православного» мировоззрения. Этим определяется и задача нашей миссии – противодействие антиправославной пропаганде в церковной среде и обращение к догматической христианской вере сомневающихся или отпавших от нее. Собственно, нового и современного в этом нет почти ничего, кроме разве что западного слова «антимодернизм».
Насчет аудитории я, честно говоря, не задумывался. Есть у нас материалы простые и понятные, но о сложных вещах приходится писать не так уж просто. Понятно, что наш сайт не исчерпывает ни темы Православия, ни даже темы модернизма, а может служить лишь пособием для православного христианина.
На наши труды мы имеем благословение двух священников Московской Патриархии.
– Кто входит в состав редакции Вашего интернет-ресурса? Есть ли у Вас соработники, помощники? Каким образом осуществляется подбор и размещение материалов? Советуетесь ли Вы с кем-либо из духовных лиц и православных мирян?
– В состав редакции входят несколько православных христиан: Елена Владимирова (редактор сайта «Защитник Православия», Польша), Вячеслав Родинов (информационная служба МАПО «Народная защита»), Ольга Селихова (директор межрегиональной общественной организации «Жизнь»), Антон Тарасюков (Казахстан), Алексей Челноков (газета «Православный»).
Эти и другие люди помогают мне в работе по сайту, предлагают новые материалы, вносят поправки. Я ежедневно советуюсь с единомышленниками, в том числе со священниками.
Итак, с 2009 года мы планомерно описываем ключевые понятия модернизма, составляем биографии модернистских деятелей, даем исторические справки об их организациях и основных печатных и интернет-изданиях. На сегодня эта работа в основном закончена. Такие основные понятия, как «адогматизм», «аморализм», «антимодернизм», «догматическое развитие», «идеология», «либерализм», «масонство», «массовая культура», «модернизм», «политика», «рок-миссионерство», «экуменизм» – все это есть в нашей энциклопедии на сайте.
На нашем ресурсе размещено также 140 биографий ведущих модернистов и экуменистов: от А.М. Бухарева (бывш. архим. Феодора) и В.С. Соловьева – до наших современников: митрополита Антония Сурожского, отца Александра Шмемана, отца Петра (Мещеринова), отца Димитрия Карпенко…
Руководителем в такого рода деятельности для нас стал архиепископ Феофан Полтавский, бывший духовником Царской Семьи, ректором Санкт-Петербургской Духовной академии.
Митрополит Вениамин (Федченков) писал о нем:
Часто он говорил о профессорах духовных академий неодобрительно: обвинял их в либерализме, в увлечении Вл. Сер. Соловьевым. И, кажется, будто он делал и из них очень большие выписки, надеясь со временем привлечь их к ответственности…
Усвоив глубоко, по Святым Отцам Православие (как никто, разве за исключением еп. Феофана, Затворника Вышенского), он очень чутко относился к богословствованию других писателей: Вл. Соловьева, о. Флоренского, академических профессоров и др. И будучи в Академии, он скорбел, что в их мировоззрение вошло много неправославного.
И еп. Феофан начал для себя писать против них. Эти тетради так и назывались им в разговорах – „Против профессоров“. Он вообще считал их вольнодумцами, неправославными, не христианами. И все мечтал о будущем Вселенском Соборе, когда он сможет выступить перед авторитетным церковным собранием и там изложить все их нечестие. И он был уверен, что это время наступит. Увы! Он не дождался этого: умер. Но огромные обличительные труды его, вероятно, сохранились где-нибудь и, конечно, были бы глубоко интересны и авторитетны, особенно, обоснование Святыми Отцами.
Там мы увидели бы имена Влад. Соловьева, Бердяева, о. Булгакова, о. Флоренского и многих-многих др. Сюда же можно было бы включить и митр. Антония (Храповицкого).
В сущности мы делаем то же самое: составляем досье на неправославные мнения ведущих мыслителей-модернистов, сопровождая их анализом, и посильно опровергаем.
Наряду с теоретическими материалами мы размещаем новости, которые касаются тематики нашего сайта, распределяем эти материалы так, чтобы все складывалось в цельную картину.
– Итак, покровителем своего проекта Вы избрали приснопамятного архиепископа Феофана Полтавского (Быстрова). Многие православные ничего не знают об этом подвижнике благочестия; расскажите о нем, пожалуйста. Достоин ли владыка Феофан, на Ваш взгляд, прославления Русской Православной Церковью в лике святых? Предпринимались ли какие-либо попытки в этом направлении и есть ли надежда, что когда-либо его прославление совершится?
– Архиепископ Феофан – великий богослов, человек святой, подвижнической жизни, монархист, разоблачитель либерализма и масонства. Он особенно ревностно относился к чистоте Православной веры, что доказал в противостоянии и с либеральным «парижским» богословием, и в опровержении лжеучения об искуплении уже внутри самой РПЦЗ.
Что писали о нем, и притом – люди неблагожелательные к его безкомпромиссному стоянию в Истине? «Феофан Полтавский маленький, худенький, святой» (С.М. Зернова); «Маленького роста, с тихим голосом, с головой, склоненной вниз, он был подлинный мистик, открывавший нам доступ к тем откровениям Святаго Духа, о которых мы читали в творениях Святых Отцов» (Н.М. Зернов).
Отец Киприан (Керн) вспоминал: «И вот среди всей этой братии, среди этих русских иноков стоит маленькая фигурка Святителя. Трудно говорить о таких людях, трудно даже подойти. С особым благоговейным трепетом склоняешься в земном поклоне перед ним, прося его благословения. И, не смотря в его лицо, принимаешь широкое его осенение маленькой, суховатой рукой, немного отрывистое и резкое. И особенно становится благоговейно, если взглянуть в его лицо: немного припухлая, точно детская верхняя губа, черная маленькая бородка, длинные волнистые волосы почти до пояса, слегка раскосые глаза, надвинутый клобук. Великий постник, молитвенник, человек той особой духовной жизни, уже увидевший те высоты и лазурные, светлые дали, которые видимы им, этим полуземным людям, этим ангелам во плоти, уже живущим не здесь».
Я сам лично удостоверился, что молитвенное предстательство архиепископа Феофана действенно, о чем, Бог даст, напишу когда-нибудь подробнее.
Прославление святых – в руках Божиих. Для этого должно быть несомненное действие Божией благодати. От нас, грешных человеков, зависит очень немногое: молитва, сбор материалов.
– Сегодня неравнодушные к происходящему в Церкви верующие говорят о модернизме, экуменизме, обновленчестве. Все это называется ересью, отступлением, искажением догматов, нарушением канонов, апостасией, предательством истины… Не могли бы Вы дать более конкретные и, если возможно, простые (с расчетом на то, что большинство наших читателей не имеют богословского образования) определения данным понятиям и пояснить, чем различаются модернизм, экуменизм и обновленчество, как необходимо ко всему этому относиться?
– Модернизм – это духовная болезнь, которая в Священном Писании определяется как «глупость». В книге Притчей Божественная Премудрость зовет к Себе неразумных: Кто неразумен, обратись сюда! И скудоумному она сказала: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума (Притч. 9, 1–6).
Одновременно звучит голос Глупости, женщины безрассудной, шумливой, глупой и ничего не знающей: Кто глуп, обратись сюда! (Там же, 13, 16).
Одни – православные христиане – откликаются на призыв посланников Премудрости. Вторые слышат голос безумия и идут к Глупости, у которой на лбу написано: «Глупость». Тем самым они переступают через огненную черту, охраняющую человека от принятия антихриста.
Модернизм есть неверие, причем такое, которое стремится морально оправдать и идейно обосновать отсутствие веры в Бога. Если вникнуть, то модернизм во всех его видах представляет спасение совершающимся человеческими силами, а не Божией благодатью. Отсюда свобода и независимость модернистов от церковной догматической веры по Никео-Цареградскому Символу веры. Надо заметить, что этой свободой они очень гордятся.
У модернизма есть три основных идеологических направления:
1) приспособление религиозных воззрений к современному образу мыслей;
2) учение о том, что Бог имманентен (единосущен, однороден) человеку и что культурный прогресс человечества есть Божественное Откровение;
3) вера в то, что цивилизация прогрессирует к Царству Божию.
Безошибочным признаком модернизма служит вера в теорию эволюции.
С другой, весьма важной стороны, модернизм не поддается точному определению. Это безпорядочное смешение ложных и сомнительных мнений, произвольно почерпнутых из современной светской политики, науки и массовой культуры. С этой стороны надо понимать, что модернизм – это модернисты, то есть люди, в корне нечестные, преданные суете. Как говорил блаженный Августин, устрани суетствующих, и никакой суеты не будет («Об истинной религии»).
Что касается экуменизма или обновленчества, то это уже плоды неверия в церковное учение о спасении. Причем экуменизм есть предательство христианской православной истины во имя практической пользы и удобств в земной жизни. А обновленчество выражается в богослужебной реформе и безпринципном сотрудничестве с антихристианскими властями или безбожным «гражданским» обществом.
В целом модернизм с его ответвлениями предстает перед нами как новая религия самоспасения и противозаконного самоисследования с основным мифом об «абсолютной свободе человека».
– По каким принципам Вы составляете свою энциклопедию? По каким критериям определяете, стоит ли причислить того или иного автора к модернистам? Что можно ответить людям, утверждающим, что создание такого перечня – это навешивание ярлыков, а создатели восхищают себе Божий суд, согрешают осуждением?
– Когда мы прилагаем к деятелю или мнению определения «модернист», «модернизм», мы не обзываем их и не уничижаем. Модернизм приобрел за последние 200 лет со времени своего возникновения определенный комплекс догматов, которые несовместимы с Православием. Иными словами, модернизм – это конкретное явление, и принадлежность к модернизму того или иного автора можно документально доказать. Если кто-либо считает наименование модерниста для себя унизительным, то в его силах не быть модернистом, а исповедовать Православие.
– К сожалению, иногда приходится наблюдать, что люди, публикующие обличительные материалы в православно-патриотических СМИ, действительно уклоняются в осуждение, грубость, бездоказательное поношение оппонентов. Ваш ресурс, на мой взгляд, не причастен этой болезни. Как Вы считаете, в чем ее причина и каким образом можно избежать такого перегиба?
– Ваш вопрос очень важный и непростой. Дело в том, что грубость и осуждение действительно существуют, что отражает одичание нашего общества в его целом. В то же время нам следует думать прежде всего не об этикете, а об истине. Да, нехорошо, когда истина выражена грубо или сказана в обидной форме. Но все-таки это истина, а не ложь. Простите, но я предпочитаю такую правду – самой милой и приятной лжи.
Здесь сказывается модернистская либеральная пропаганда, когда основное внимание обращено на политкорректную форму выражения мыслей, а не на самое существо дела. Мы не должны поддаваться такой пропаганде, а смотреть в корень.
– В чем, по-Вашему, кроется причина равнодушия к чистоте веры многих современных христиан? Почему люди, годами регулярно посещающие православный храм, зачастую не видят существующих в Церкви проблем, не знают основ Православного вероучения, оказываются неспособными отличить ложь от истины, суррогат – т.н. «розовое христианство» – от истинной веры Христовой?
– Все благое происходит от веры, а все дурное – от утраты или ослабления веры. Так и причина равнодушия – в ослаблении веры, и только в этом. Отличить «розовое христианство» журналов «Фома» и «Нескучный сад» от подлинного Евангельского христианства совсем не трудно. Константин Леонтьев все давно написал в брошюре «Наши новые христиане: Ф.М. Достоевский и гр. Лев Толстой» (1882 г.). Если человек не знает об этом, значит у него нет интереса к своему спасению.
Я говорил выше о модернизме как о «глупости», то есть духовной болезни неведения Бога. То, о чем спрашиваете сейчас Вы, это тоже духовная болезнь, которую можно назвать «невежеством». Люди не знают о плачевном положении вещей, а когда им предлагают ложные учения, откровенно безверные лозунги, типа «веры в человека», встречающейся у митрополита Антония Сурожского, то они «понимают» эти слова в православном смысле.
В целом мы переживаем духовную катастрофу, для которой недостаточно одних только лжеучителей-«глупцов». Необходимы еще два компонента: назовем их «невежество» и «безстыдство».
Для нашей катастрофы недостаточно сплоченной группы оправдателей неверия и неправоверия. Для нее недостаточно и массового духовного невежества, которое истолковывает учение модернизма якобы в православном духе. Нет, всего этого мало: нужны еще избранные, достойные и верующие люди, которые своим безстыдным равнодушием венчают эту пирамиду зла.
– Клириков, монашествующих и мирян, обличающих модернизм и экуменизм, нередко обвиняют в попытках спровоцировать церковный раскол. Объясните, пожалуйста, в чем несостоятельность подобных обвинений. С другой стороны, угроза уклониться от единства с Церковью действительно существует, и немалое количество людей становится на этот путь. Как Вы считаете, почему так происходит? Как этого избежать и как не предаться унынию, не опустить руки, наблюдая происходящее?
– Здесь проверяется то, на чем стоит человек, на чем основано его исповедание: на единственном краеугольном Камне – Христе, или на человеческих, в конце концов, соображениях?
Я не верю в то, что «строительством юрисдикций» можно спасти Церковь. Церковь человеческими усилиями не спасешь. Она стоит пред Богом, ожидая от Него Единого спасения. Да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), – говорит Апостол. Святитель Иоанн Златоуст объясняет, что этим объемлется вера и проповедь, потому что истина есть столп и утверждение Церкви.
От уныния и сомнений никто из нас, грешных, не застрахован. Но ведь вера – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом – в невидимом, обратите внимание!
Придет, придет осуществление ожидаемого! Но на этом пути нас ожидает много искушений, и от них нет иного спасения, как только в той же вере в Бога-Истину.
– Кроме догматических заблуждений Вы освещаете проблемы, на первый взгляд, относящиеся более к нравственной области, например, футбольные матчи среди священнослужителей, оправдание смертного греха детоубийства, т.н. рок-миссионерство и т.п. Нравственные отклонения всегда связаны с погрешностями в вероучении? Почему?
– Безусловно, нравственность – то есть следование заповедям Божиим – и неверие и маловерие неразрывно связаны между собой. Если, скажем, человек по примеру профессора А.И. Осипова не верует в Бога-Судию, в Бога-Промыслителя, Бога, наказывающего грешников и милующего праведников, то на чем окажется основана его добродетель? Правильно – на себе самой, а это гордость, самоспасение, погибель.
Мы также должны помнить, что прежде всего нам заповедано возлюбить Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением. Более всех прочих модернисты и лжемиссионеры преступают именно эту заповедь, как тогда, когда отец Сергий (Рыбко) говорит: «Мы были романтиками в „совке“, и тезис, что „Христос был первым хиппи“ я, в общем, принимаю».
Что видно из этих слов? Что человек ценит свое прошлое в движении хиппи, от него никак не отрекается. Где же тут взяться любви к Богу всем сердцем, разумом и душой?
– Слышала о том, что Вы собираетесь издавать антимодернистскую энциклопедию? Расскажите, пожалуйста, об этом начинании. Книга еще не увидела свет? Где ее можно будет приобрести?
– Подошло, как кажется, время оформить наши материалы в виде одного тома. Работа над подготовкой к печати почти завершена. Пока мы попытаемся выпустить нашу энциклопедию в электронных форматах.
Скажу Вам о планах вообще, что все они в руках Божиих. Что нас ждет впереди? Тюрьма, нищета, болезнь, смерть? Да будет воля Божия!
Е.Ю. Концевич писала в конце жизни:
Мы находимся в состоянии упадка, и не приходит Моисей вывести нас из Египта. Нужно молить Бога, чтобы Он прекратил Свой гнев, чтобы новая заря взошла над Россией. Необходимо глубочайшее смирение – смиренная мольба, чтобы не отверг Он наших попыток защитить Церковь. Только в смирении возможно спасение. Мы должны стать как дети.
Следует признать в конце концов, что положение наше – критическое. Вы знаете, какая угроза исходит от крестоборческой ереси (митр. Антония Храповицкого). Да помилует нас Бог! Мы не можем ее принять. <…> Надеюсь, Вы понимаете, что я пишу Вам это искренне, желая Вам блага.
– Как Вы полагаете, увенчается ли борьба церковных чад против современных лжеучений успехом, т.е. наступит ли такое время, когда ереси модернизма и экуменизма и их проповедники и последователи будут осуждены, отлучены от Церкви?
– Я знаю твердо только одно: избавление от модернизма и экуменизма произойдет не человеческими усилиями и не согласно с человеческими планами. Для верующего, однако, в этом нет ничего разочаровывающего.
К Богу, к Богу нам следует прибегать. В расколе, в отделении, в самочинии – нет веры, а есть человеческая, слишком человеческая деятельность.
Беседовала Анна Самсонова, “Православный Крест”
4 Responses
Уважаемый Роман, теперь я при возможности почитаю ваши материалы о митр. Антонии Храповицком.
На БО я дал ссылку на его лекцию о патриархе Никоне, прочитанную в 1910 году. http://www.voskres.ru/podvizhniki/antonii.htm Я не могу там со всем согласиться, но в общем его отношение к патриарху Никону нахожу верным. Интересно, ты и эту лекцию считаешь модернистской? А патриарха Никона? Я лично не призываю к канонизации патриарха Никона, но и злословие раскольников и злоупотребления нынешних модернистов не приемлю. Ответь, пожалуйста.
Во-первых, я глубоко почитаю Патриарха Никона. Во-вторых, модернистские оттенки митр. Антоний (Храповицкий) сумел внести и свою, в основном верную, лекцию. Например, он делает такие странные заявления:
или
И так далее.
Благодарю за прекрасный текст! Да благословит Бог труд над сайтом “Антимодернизм.ру”!
К сожалению сейчас духовные школы попитаны духом модернизма, обучаясь в ПСТГУ напитался этим лжеучением, но по милости Божией познакомился с сайтом Антимодеонизм, с о. Владимиром, которые произвели операцию на душе, вначале болезненую, по удалению нароста модернизма. Пришлось заново переучиваться, брать опять Катехизис, догм. богословие архп. Макария, читать Святых отцов. Неправильную веру не так просто выкорчевать!
Сейчас вижу какая великая разница между Православием и модернизмом. Послушание Церкви, ее догматом приносит мир, радость, желание угодить Господу в руке Которого твоя судьба. Он все и во всем, на Него одна надежда и упование!
И модернизм – постоянная суета, деятельность, упование на свои силы и разум- вобщем не хочется даже вспоминать. Роман совершенно верно характеризует модернизм.
Дай Бог ему крепости сил и бодрости духа!
Сердечно благодарю о.александра, о. Владимира и Романа с его помошниками! Низкий вам, земной поклон!