св. Иоанн Шанхайский
Крест Господень, как орудие нашего спасения, стал почитаться христианами еще во времена Апостольские. Однако во время гонений христиан почитание его могло быть только тайным. “Христос распятый” для иудеев был соблазном, для язычников — безумием. Посему христиане не высказывали открыто свое почитание Креста, чтобы не подвергать Его издевательствам. Они скрывали изображение креста или изображали крест так, чтобы язычники не могли догадаться, что данный рисунок прикровенно изображает крест.
В 312 году царь Константин Великий во время похода на Рим увидел на небе изображение креста с надписью – НИКА ,-то есть, побеждай. Сделав войсковую хоругвь в виде креста , Константин вступил в сражение, победил врага и взял Рим. В память той победы царь Константин повелел поставить в Риме свое изображение с крестом в руке и надписью “Сим спасительным знамением я освободил Рим от тирана”. Вскоре после сего христианское исповедание Миланским эдиктом было объявлено дозволенным; сам царь Константин показывал пример почитания креста, повелев изображать себя с крестом даже на монетах.
Видение креста царем Константином на небе повторилось еще два раза при его дальнейших походах, что еще более усилило его почитание святого Креста.
По его желанию его мать – св. царица Елена предприняла путешествие в Иерусалим и там обрела снятый Животворящий Крест. Она привезла в Царьград часть его, и византийские цари, отправляясь в поход, брали ее с собою, уповая на помощь Божию, подаемую через Крест.
Вот почему в дивных песнопениях, прославляющих Св. Крест, его восхваляли и за помощь, которую через него получали православные цари.
Вместе с тем, Православная Церковь, исполняя наставление апостола Павла молиться за царей, даже языческих, поскольку они являются защитниками порядка, а не гонителями Веры, всегда возносила моление Богу, чтоб сила Крестная помогала уповающим на Крест царям. Службы Св. Кресту по Средам и Пятницам, в кои дни воспоминаются страдания Христовы, и в другие праздники Животворящего Креста полны таких молений. В них говорится :”Крест царей держава”, “о Тебе вернейшии царие наши хвалятся, яко Твоею силою Исмаильтескии люди державно покаряюще”, “победы верным царем на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство”, “древо честное царем на варвары победу подающе”… Такими и тому подобными выражениями наполнена службы Креста.
Замечательно, что многие из сих песнопений написаны Святыми отцами, которые сами жестоко страдали от царей-иконоборцев; они не прекращали моления за царей, твердо веря, что после злых царей будут и цари благочестивые.
Не изменяли те молитвы православные греки и южные славяне и находясь под властью турок или других чужеземных властей, хотя бы они были иноверными.
Какой же смысл имеет моление о царях в молитвах Св. Кресту, когда какой-либо православный народ не имеет своего царя?
Во-первых – православные народы должны молиться не только за своих Государей, а как члены одного тела – Церкви, также и за других православных Государей. Порабощенные турками греки, сербы, болгары и румыны молились за единственного тогда православного Русского Царя. Долг и русских молиться не только за своих, но и за их государей, тем более что проживающие в их странах русские беженцы пользуются их защитой.
Во-вторых – при возношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и о будущих православных царях, ибо по толкованию св. Иоанна Златоуста православные государи будут держать власть до пришествия антихриста, удерживая распространение зла. Вот почему Церковь Православная не престает молиться – победы благоверным царем на сопротивныя даруя. Слова сии находятся в молитве Животворящему Кресту, которая особенно часто употребляется, так как является тропарем, то есть как бы гимном, дней Святого Креста.
Первые слова той молитвы составляют 9 стих ХХVII псалма Давида, а следующие за ними взяты из псалма 143, написанного Давидом по поводу борьбы с Голиафом.
Она сначала была составлена как седален осьмогласника (октоиха) для пения по Средам и Пятницам 1-го гласа между чтением кафизм Псалтири. Потом она стала употребляться также как тропарь тех дней, праздника Воздвижения Креста и других дней, посвященных Св. Кресту.
Она читается также в начале каждой повседневной утрени, поется при малом водоосвящении и во многих других случаях.
В России и в некоторых других славянских странах в ту молитву вставляли и имя царствовавшего Государя, но основное содержание всегда оставалось неизменным и подлинным текстом ее, то, что написали Святые Отцы:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Публикуется по изд.:
Пчела. 1990. № 5. С. 4-6
7 Responses
Рече Господь:
“иже хощет по Мне идти, да отвержется себе,
И возьмет крест свой, и по Мне грядет”
(Мк.8,34).
Великий Пост есть время покаяния, а покаяние есть подвиг борь¬бы с греховными страстьми и похотьми, которая настолько тяже¬ла для человека, что Сам Господь-Подвигоположник уподобляет ее крестоношению. Об этом живо напоминает нам в самой середине Великого Поста Неделя Крестопоклонная. Как Господь нес крест для нашего спасения, так и каждый из нас должен нести “свой крест”, чтобы стяжать это уготованное нам Господом спасение. Без креста, без подвига — нет спасения!
Так учит истинное христианство. Учение о подвиге, о несении Креста красной нитью проходит через все Священное Писание, о сем ярко свидетельствует вся церковная история, жития святых Угодников Божиих — подвижников христианского благочестия, Великий Пост есть только ежегодно повторяемое упражнение в (Несении жизненного креста, упражнение в подвиге, неразрывно вязанном со всей жизнью истинного христианина.
Но вот в ХХ-ом веке христианской эры появились умники — “неохристиане” (как некоторые из них сами себя так наименова¬ли), которые и слышать не хотят об этом. Они проповедуют какое-то новое, слащавое, сентиментальное, “розовое неохристианство”, без всяких трудов и подвигов, мнимую всеобъемлющую псевдо¬христианскую любовь и невозбранное наслаждение всеми благами здешней временной земной жизни.
Они вовсе игнорируют все бесчисленные места Священного Писания, которые сильно и красноречиво говорят о подвиге, об уподоблении Христу-Спасителю в самораспятии и о многих скорбях, ожидающих христианина в этой жизни, начиная со слов Са¬мого Христа-Спасителя, сказанных ученикам на Тайной Вечери: “В мiре скорбни будете” (Ин. 16, 33). И это потому, что как Сам Господь пояснил, истинные христиане — “от мiра несте” (Ин. 15, 19), так как “мiр весь во зле лежит” (1 Ин. 5, 19). Вот почему христиане и не должны любить этого мира и “ни яже в mipe” (1 Ин. 2, 15). А “любы mipa ceго вражда на Бога есть” и “иже во восхочет друг бытии мipy, враг Божий бывает” (Иак. 4,4).
Эти современные умники как будто не видят того, что Слово Божие решительно нигде не обещает христианам полного духовного удовлетворения и райского блаженства в этой земной жиз¬ни, а как раз наоборот — подчеркивает, что жизнь на земле все дальше и дальше будет отходить от Закона Божия; что люди все ниже и ниже будут опускаться в нравственном отношении (2 Тим. 3, 1-5); что “все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь” (2 Тим. 3,12-13); и что, наконец, ” земля и все дела на ней сгорят” (2 Петр. 3, 10), а явится новое небо и новая земля, на которых будет обитать правда (2 Петр. 3, 13), – тот дивный “новый Иерусалим, сходящий от Бога с неба”, который был показан Тайновидцу Иоанну в Откровении (гл. 21-я).
Все это “нео-христианам” — не по душе. Им хочется блаженства здесь, на этой обремененной многими грехами и беззакониями земле, и они с нетерпением ждут этого блаженства. Одним из вернейших путей к достижению этого блаженства представляется им “экуменическое движение” — объединение и соединение всех людей в одной новой “церкви”, куда войдут не только римо-католики и протестанты, но и иудеи, и магометане, и язычники, оставаясь каждый при своих убеждениях и заблуждениях. Мнимая христианская любовь, во имя будущего блаженства людей на земле, должна попрать Истину.
Гибель этой земли, со всем, что на ней, хотя она и ясно предречена Словом Божиим, представляется им чем-то неописуемо страшным, будто бы даже несогласным со всемогуществом Божиим, и, по-видимому, весьма нежелательным. Они соглашаются, скрепя сердце, признать это (ибо какие признавать совсем того, о чем предсказано в Слове Божием), при условии, что это произойдет где-то далеко-далеко, в туманной глубине… не веков, а многих миллионов лет.
Отчего это так?
Можно полагать: оттого, что они слабо веруют или вовсе не веруют “в воскресение мертвых и жизнь будущаго века”.
Для них все — в этой земной жизни, и с нею для них все конча¬ется!
В некоторых своих пунктах — особенно в ожидании наступления блаженной жизни на этой земле — такое умонастроение весь¬ма сближается с весьма распространенной в первые века христи¬анства ересью “хилиазма” — ожиданием тысячелетнего Царства Христова на земле, и потому может быть названо “нео-хилиазмом”.
Но надо знать и помнить, что хилиазм осужден на Втором Все¬ленском Соборе в 381 году, а потому придерживаться его в ХХ-м столетии, хотя бы частично, совсем непростительно. Кроме того, этот современный “нео-хилиазм” гораздо хуже древней хилиастической ереси, ибо в основе его лежит несомненное неверие и “жизнь будущаго века” и страстное желание получить блаженство здесь, на земле, пользуясь всеми усовершенствованиями и дости¬жениями временного материального прогресса.
Это лжеучение приносит страшный вред, усыпляя духовную бдительность верующих и внушая им, что до конца мира еще очень далеко (если только он вообще будет — ?!), а потому нет надобно¬сти особенно “бодрствовать и молиться”, к чему постоянно при¬зывал Христос-Спаситель Своих последователей (Мф. 26,41), так как в мире все идет постепенно к лучшему и лучшему — духовный прогресс “идет в ногу” с материальным. А те жуткие явления совре¬менности, которые мы наблюдаем сейчас, это все — временное, это бывало и раньше, и все это, в конце концов, минует и заменит¬ся необыкновенным расцветом Христианства, в чем экуменизму будет, конечно, принадлежать главное почетное место.
Зато как хорошо! И трудиться над собой не нужно, и подвигов никаких не надо, и посты назойливые упразднены, и все само со¬бой идет к лучшему — к водворению Царства Божия на земле и всеобщему земному довольству и блаженству.
Братие! Неужели не ясно, где первоисточник этого соблазни¬тельного лжеучения? Кто внушает современным христианам все эти мысли, целиком ниспровергающие все Христианство?
Как чумной заразы, как огня должны мы бояться этого “нео-хилиазма”, глубоко противного учению Слова Божия и учению свя¬тых Отцов — всему многовековому учению нашей Святой Церкви, следуя которому спасались многие и многие тысячи святых пра¬ведников.
Вне подвига — нет и не может быть истинного Христианства! А потому нам не по пути ни с модернистами всяких толков, ни с экуменистами, ни с нео-хилиастами.
Наша вера — вера святых подвижников — “Вера Апостольская, Вера Отеческая, Вера Православная”, которая “вселенную утвер¬ди”. Ее и только ее будем неуклонно держаться в переживаемые нами лукавые дни! — Аминь.
Это арх. Аверкия (Таушева) проповедь
Вечная память святителю Божию Аверкию!
В связи с проповедью святителя Иоанна хочется только с горечью отметить, что текст этого прекрасного тропаря уродуется по местам с поразительным бесстрашием. Более того – эти искаженные тексты вошли в церковную практику и успели утвердиться в ней. Святитель Иоанн говорит, что мы молимся “и о будущих православных царях”, поэтому совсем неизветно, почему текст тропаря так искажается. Вернее, известно, конечно.
Например, в Польской Православной Церкви он поется так: “… победы благоверным на сопротивные даруя…” Намерения ясны: в католическом огружении – не вежливо декларировать правильность только своей веры и молиться только за своих…
А вот в новом молитвеннике, изданном при патриархе Кирилле – степень обобщения повысилась еще больше, просто: “победы на сопротивные даруя”…. короче вот и пример имитации православия, о которой ваша покорная слуга говорила в связи с проповедью отца Владимира Переслегина.
Осуждение феврализма (соединяющего в себе большинство идеологий, рассмотренных на этом сайте, в совокупности с грехом клятвопреступления) в РПЦ МП в настоящее время так же насущно, как и вряд ли возможно. Святоотеческое учение о царской власти игнорируется, как несоответствующее духу времени, а связанные с этим учением богослужебные тексты изъяты из обихода.
Согласен.
“Учение о царской власти основано на Св. Писании. Следовательно, в своей основе это учение богооткровенное. И не проблематически, а самым положительным образом Св. Писание вещает нам в качестве богооткровенных истин, что царь есть Божественное учреждение, что его власть происходит от Бога, что он есть самодержавный, наследственный и помазанник Божий. А также в форме самых положительных богооткровенных истин и заповедей, а не в качестве проблемы Св. Писание от лица Самого Бога и Его св. апостолов предлагает нам учение о том, что власть Царя следует почитать, ей нужно повиноваться и молиться за нее Богу, если мы хотим, чтобы наша жизнь протекала в благополучии и святости в целях вечного спасения.
После такого положительного учения Слова Божиего о царской власти называть его проблемой – это значит не понимать Св. Писания и даже отвергать его в учении по сему вопросу; а вместе с ним и святоотеческое учение о царской власти, строго основанное на Божественном Откровении. Если бы русские православные люди имели веру в богооткровенные истины о царской власти, то они могли бы с успехом бороться с врагами нашей Родины, ее погубившими. Эти враги в своей неистовой борьбе с самодержавной властью Царя, Помазанника Божиего, исходили из ясного, определенного учения диавольского – социализма, с его обманом о земном счастье, к каковому учению они относились не как к проблеме, а как к непреложной истине, в которой были убеждены всем своим существом. Поэтому они знали, за что боролись, за что страдали и умирали.
К великому нашему несчастью, русское общество не могло противопоставить бесовской силе врагов соответствующую могущественную силу, хотя таковая и была в России в лице царской самодержавной власти. Что это за сила, об этом свидетельствовал еще св. Иоанн Златоуст, который смотрел на царскую самодержавную власть как на главное препятствие, удерживающее появление антихриста.
На этом свидетельстве св. Златоуста основывается еп. Феофан Затворник в своем толковании слов ап. Павла из Второго послания к солунянам: «И ныне удерживающее весте, во еже явитися ему (антихристу) в свое время» (2 Фес. 2, 6). «Царская власть, – говорит еп. Феофан, – имея в своих руках способы удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, то и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть удерживающее. Когда же царская власть падет, и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно.
Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время Французской революции. Некому будет сказать veto – властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут. Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовых стремлений, тогда и антихрист явится. До этого времени подождет, удержится. На такие мысли наводят слова св. Златоуста, который царскую власть представлял под видом Римского государства. «Когда, – говорит, – прекратится существование римского государства (т. е. царской власти), тогда придет антихрист. Потому что до тех пор, пока будет бояться этого государства (этой царской власти), никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено (власть эта прекратится), водворится безначалие, – и он устремится похитить всю и человеческую и божескую власть».
Русское общество не могло воспользоваться этою величайшею силою, вследствие своего ненадлежащего отношения к царской самодержавной власти, точнее – по причине отсутствия веры в богооткровенные непреложные истины относительно этой власти. А между тем за эту, как и вообще за Православную веру, Господь и ниспосылал русским людям благодать Св. Духа, несокрушимую Божественную силу в борьбе со всяким злом. Да и о какой же вере можно было говорить у нас пред гибелью нашей Родины, когда русская интеллигенция в своем подавляющем большинстве стала неверующей и даже богоборческой или же совершенно равнодушной к самодержавной власти Царя Помазанника?!
Русские люди последнего типа были далеки от истинной веры, и в частности от веры в богооткровенные истины о царской власти, и как таковые они совсем не сознавали ее величайшего спасительного значения. Они даже не знали, нужно ли ее защищать, и потому предпочитали плыть в общем русском прогрессивном течении, лишь бы на них не была положена печать черносотенства. Только самая небольшая часть русского общества сознавала значение самодержавия и готова была объединиться вокруг своего Царя как спасительной силы для России, как источника ее величия и славы. Но эта часть была незначительна и одинока, как одинок был и сам Государь наш среди моря бушующего либерализма в России, искоренившего в ней вместе с Православной верой и всякую мысль о богоустановленности царской власти.
Этим-то отсутствием православной веры в русском обществе и объясняется успех действия разрушительной силы наших врагов, почему они достигли своей цели и погубили величайшую державу в мире по ее могуществу и славе. Хотя бы под влиянием огненных испытаний мы опомнились и начали стремиться к возрождению России, исходя из веры в Божественное Писание, во все его спасительные для нас и непреложные истины касательно всех областей нашей жизни, не исключая и области государственной власти Царя, Помазанника Божиего.
Если мы будем считать вопрос о царской власти только проблемой, не будем иметь к ней надлежащего отношения на почве Православной веры; если будем рассуждать – установлена она от Бога или нет, и даже утверждать, что она на Св. Писании не основана, что сама по себе не имеет ценности и не может быть предметом нашего внимания, – то при наступлении возможности возрождения России враги ее снова воспользуются недостойным отношением нашим к царской самодержавной власти, в таком случае этого возрождения мы не увидим никогда. Быть русским православным людям в положении крыловского метафизика теперь, при величайших несчастиях, в которые мы впали, – не только смешно, но и грешно.
Поэтому нужно смотреть на учение Божественного Писания о царской власти как на самую ясную, положительную, непререкаемую истину. Будем как можно дальше от весьма вредной для возрождения нашей Родины рационалистической мысли, считающей проблемой вопрос о царской власти. Будем смотреть на этот вопрос глазами Православной веры, т.е. не сомневаться в том, что навсегда, самым определенным образом, а не проблематично уже решен он в Божественном Писании. Поэтому мы должны исповедывать веру в богооткровенные истины о царской власти при памятовании, что у нас не может быть ничего общего с рационализмом, уничтожающим эту спасительную веру, без которой возрождение России невозможно”.
Архиепископ Серафим (СОБОЛЕВ).