Нравственный монизм
направление богословского модернизма, отрицающее Святоотеческое учение об Искуплении, воздаянии и суде.
“Нравственный монизм” – это название, которое митр. Антоний (Храповицкий) дал своему мировоззрению, возникшему у него в кон. XIX в. под влиянием идей Ф. М. Достоевского и В. С. Соловьева.
Для “нравственного монизма” характерен иррационализм, т. е. ненависть к Христианской Истине в Ее точном догматическом выражении. По их представлениям в духе “философии жизни”, жизнь бесконечно полнее рассудочных определений, и потому ни одна формула не может вместить всей ее полноты. Вера в догматы, якобы, не может заменить самой жизни в ее творчестве, в ее еже-моментном и повсюдном созидании нового (о. Павел Флоренский).
Для “нр. монизма” характерен лозунг борьбы со схоластикой, то есть со всяким теоретическим знанием и, в частности, с православной догматикой. Поэтому в “нравственном монизме” особенно ярко изложено учение об “условности” слов и понятий, о принципиальной недостаточности слов для выражения истины. Как пишет А. И. Осипов:
Несмотря на продолжающееся весьма интенсивное развитие мышления человека, язык современного человека, как и прежде, не может адекватно выразить не только чувства, ощущения и переживания, но очень часто у него не хватает однозначных, точных понятий и для выражения идей и мыслей. Многозначность понятий и терминов — одно из значительных препятствий на пути межчеловеческого общения и взаимопонимания. Это препятствие во всей силе ощущается и в сфере научно-богословской, особенно в наш экуменический век.
Иррационализм принимает в “нравственном монизме” форму адогматизма, а точнее, антиюридизма. Данное направление модернизма отрицает значение догматической истинной веры, в частности, православное учение об Искуплении, которое они уничжительно называют “юридическим”. Взамен они предлагают познание Бога самой жизнью человека, причем эта жизнь понимается не благодатно, а естественно.
Среди предтеч “нравственного монизма” можно указать философию Спинозы, натурфилософию. Воззрения “монистов” вполне укладываются в русло новой философии Шопенгауэра, Ницше, Бергсона и т.п.
В начале XX в. сщмч. Виктор Глазовский, архиеп. Феофан Полтавский, архиеп. Серафим (Соболев) и др. предлагают опровержение лжеучения “нр. монизма”.
В частности, сщмч. Виктор указывает, что “нравственный монизм” учит о чисто естественном “спасении” человека, поскольку человеку, якобы, явлена одна лишь помощь, чтобы он сам совершал свое спасение:
Новые богословы не могут примириться с учением Православной Церкви о действительном значении крестной смерти Христа, как жертвы, очищающей грехи, ибо такое понятие о спасении, по их мнению, игнорируя собственные средства человека, лишено здравого смысла, как отрицающее законы психической жизни человека, где все должно происходить естественным порядком. “Спасение не есть какое-нибудь внешне-судебное или магическое действие, а развитие постепенно совершающееся в человеке действием благодати Божией, так как могут быть степени искупления”,- говорит архиеп. Сергий (Страгородский)…
Вместо того, чтобы твердо и смело судить всю настоящую жизнь истиной учения о совершенном Божием спасении мира, они осмысливают эту истину ее возможной пригодностью, полезностью для жизни человека. Они имеют надежду как-либо связать Никейский символ и Нагорную проповедь, то есть истину догматического учения Христианства, с добродетельной жизнью человека, и забывают, что нравственное содержание жизни есть для всякого верующего лишь неизбежное, естественное следствие определенного Божия дела спасения человека…
Наконец, пишет сщмч. Виктор, для новых богословов историческое дело Христа-Спасителя в той форме, в какой оно совершено, безусловно должно потерять, и уже для многих несчастных потеряло, свой смысл и значение. И человек снова возвращается на путь естественного мышления и еще только “возможности” своего спасения, и в муках отчаяния снова вопиет к Небу словами апостола Павла: “Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти”.
Нравственный монизм: основные представители и сочинения
митр. Антоний (Храповицкий) – Догмат искупления (1917), Опыт христианского православного катехизиса (1924)
митр. Сергий (Страгородский) – Православное учение о спасении (1895)
В. И. Несмелов – Наука о человеке (1898)
о. Тарасий (Курганский) – Перелом в древнерусском богословии (1903)
еп. Григорий (Граббе) – Единство и единственность Церкви (1929)
А. Каломирос – The River of Fire (“Огненная река”) (1980)
А. И. Осипов – Основное богословие (1994), Путь разума в поисках истины (1997)
О нравственном монизме
Виктор (Островидов) св. Новые богословы
Феофан (Быстров) архиеп. Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления
Парента Милош о. Отзыв о сочинении митр. Антония (Храповицкого) “Догмат Искупления”
Елевферий (Богоявленский) митр. Об Искуплении. Письма митрополиту Антонию (Храповицкому) в связи с его сочинениями: “Догмат Искупления” и “Опыт Христианского православного катехизиса”. Париж: Совет по учреждению монашеско-миссионерского братства, 1937
Вениамин (Федченков) митр. О “Катехизисе” митр. Антония (Храповицкого). Переписка с архиеп. Феофаном Полтавским
Серафим (Соболев) архиеп. По поводу Катехизиса митрополита Антония
Серафим (Соболев) архиеп. По поводу статьи Архимандрита Илариона “Единство идеала Христа”
Айвазов И. Г. Догмат Искупления
Красовицкий Стефан о. О богословии Александра Каломироса
Серафим (Роуз) о. Докладная записка Епископу Нектарию Сиэттлийскому
Главев Божидар о. Нравственият монизъм – минало и настояще // Бъди верен. http://www.budiveren.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1123:2015-01-20-11-12-43&catid=68&Itemid=181 20.01.2015
Переслегин Владимир о. Параллельно горизонту
Вершилло Р. А. Книга А. И. Осипова “Бог”
Вершилло Р. А. О сергианстве
Вершилло Р. А. О неправославном учении профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова
Вершилло Р. А. О Благом Судии
Буздалов Александр. Пленение схоластикой и освобождение софистикой, или еще раз о «юридической» теории искупления
Торчагин Роман. “Праведная” ревность нравственных монистов на “Русской народной линии”
Источники
Осипов А. И. Спасение – освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1976. № 3. С. 60
Добавить комментарий