Search

Об оставляющих монашество

О недопустимости самовольного сложения священного сана или оставления монашества.
Старец Алексий Валаамский.
Старец Алексий Валаамский.

IV Вселенский собор

Правило 7. О недопустимости самовольного сложения священного сана или оставления монашества

Учиненным единожды в клир, и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирской чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрал для Бога, предавать анафеме.

Правило 16. О запрете брака монахам и «девам, посвятившим себя Богу»

Деве, посвятившей себя Господу Богу, равно и монашествующим, не позволяется вступать в брак. Если же обретутся творящие сие: да будут лишены общения Церковнаго. Впрочем определили мы местному епископу иметь полную власть в оказании таковым человеколюбия.

Трулльский собор

Правило 44. О епитимии для монахов, нарушивших обет девства

Монах обличенный в любодеянии, или поемший жену в общение брака и сожития, да подлежит по правилам епитимии блудодействующих.

Правила свт. Василия Великого

Правило 6. О том, что духовные лица, лишённые сана по причине блуда, не могут вступать в брак с женщиной, ради которой лишились чина

Любодеяния посвященных Богу да не обращаются в брак, но всячески да расторгается их совокупление. Ибо сие и для утверждения Церкви полезно, и еретикам не даст случая укоряти нас, аки бы привлекаем к себе попущением греха.

Правило 60. О 15-ти летней епитимии для нарушивших обет девства

Обещавшаяся пребыти в девстве, и от обещания своего отпадшая, да исполнит время наказания, положенное за грех прелюбодения с распределением, смотря по ея жизни. Тожде и для восприявших обет жития монашескаго, но падших.

св. Никифор Константинопольский, исповедник

Правило 25

Отложившего святый образ (монашеский) и не исправляющагося не следует принимать под кров, или приветливо встречать его (говорить ему «радуйся»).

Правило 35

Если монах, отложивши святый образ, будет есть мясо, возьмет себе жену и не пожелает возвратиться, то надлежит предать его анафеме, заставить его силой облечься в монашеское одеяние и заключить в монастыре.

св. Иоанн Златоуст

2-е послание к Феодору

Сочетавшемуся с небесным Женихом – Его оставлять и сопрягать себя с женою есть дело прелюбодеяния, хотя бы ты и тысячекратно называл это браком; сие даже хуже прелюбодеяния потолику, поколику Бог лучше человеков. Ибо если жена своим телом не владеет, но муж, то тем более во Христе живущие не должны быть господами своего тела.

св. Амвросий Оптинский

Оставляющия монашество уподобляются Иуде предателю (1869 г.)

Чадце мое неблагодарное и неразумное. Да весть малодушие твое, что никто из человек не имеет права дозволять, кому бы то ни было, оставить воспринятый им путь благочестивой жизни. Потому что, воспринявшие монашество и оставившие оное, уподобляются Иуде предателю, который ни у кого не просил на это дозволения, а самоизвольно предал, и сам терпит горькую участь свою во аде. У кого есть еще сколько-нибудь смысла, тот не должен решаться подражать такому жалкому и злополучному человеку, а лучше пусть потерпит временныя неудобства и временную малую скорбь, чтобы получить вечную милость Божию велику.

о. Иоанн (Крестьянкин)

из письма

Монахиня N! Вам необходимо знать, что монах, изменивший своим обетам, вменяется в самоубийцу и даже лишается христианского погребения.

из письма

Монах, и тем более иеромонах, жениться не может. И кем она становится с тобой – блудницей, жертвой ада.

Ты же по канонам, если не прекратишь своих беззаконных отношений и не успеешь покаяться в этих своих деяниях и умрешь, то вменяешься в самоубийцу и лишаешься православного погребения. Это финал твоих нынешних дел, а что в Вечности ждет – о том умолчим.

Матфей Властарь

Синтагма

Если кто из монахов, оставив монастырь, возвратится в мирскую жизнь, тот, быв предварительно лишен местным епископом и гражданским начальником воинской службы и чести, если какую имел, потом с имуществом, которое приобрел, должен быть ввергнут в монастырь и против воли.

 А.А. Никольский

Новые духовные законы. Москва, 1879

По просьбам о сложении монашества поступается следующим образом: 1) Просящий о снятии монашеского сана увещавается о сохранении обета, во-первых, чрез монастырского Настоятеля с старшею братиею; во-вторых, чрез особенно от епархиального начальства назначенных по дознанной способности лиц; в-третьих, в полном присутствии Консистории. 2) На сии увещания употребляется шесть месяцев. 3) Тот, с кого снято монашество по его непреклонному желанию, поступая в первобытное гражданское состояние, на основании, в предшедшей 348 статье означенной, не может уже быть определен в гражданскую службу. 4) Он не может также иметь жительства, ни приписаться к какому либо обществу в той губернии, где жил монахом, равно как и в обеих столицах во все то время, в продолжении которого по церковным правилам состоит он под эпитимиею для очищения своего поступка, т.е. в течении семи лет. 5) Если о снятии монашеского сана будет просить бывший уже под наказанием за предосудительные поступки, или неодобренный в поведении монастырским начальством, или сильно подозреваемый в предосудительном поведении, таковой предается суду духовному, и по решению оного снимается с него сан. После сего, сверх воспрещения вступать в государственную службу, ему не дозволяется никогда иметь пребывание, а тем менее приписываться к городским или сельским обществам в той губернии, где был монахом, равно как и в обеих столицах. 6) В выполнении сего берется с него подписка, под опасением, за нарушение оной, быть отосланным в Сибирь на всегдашнее пребывание, без разрешения и там вступить на службу.

Составил Олег Алексеев

Библиография

Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М.: Паломник, 2000

Правила Святых Апостол и Святых Отцев с толкованиями. М.: Паломник, 2000

Творения Святого отца нашего Иоанна Златоустого Архиепископа Константинопольского в русском переводе. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. Т. 1

Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях. Синтагма, 2009

Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996

Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Письма. Псково-Печерский монастырь, 2003

Никольский, А.А. Новые духовные законы: Полное руководство для православных священно-церковнослужителей, монашествующих, настоятелей монастырей благочинных, членов консисторий, архиереев и др. монашествующих лиц, с прил. подроб. узаконений для церков. старост и попечительств: Сост. по св. зак. нов. изд., Дух. регламенту и Уст. Дух. конс. Москва, 1879. Ч. 1. С. 55

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.