Search

Мотивы патологического сознания

Как возникает патологическое сознание?

  • Каковы мотивы патологического сознания (ПС)?
  • Как оно возникает?
  • В чем причина беспорядка в душе?
  • В какой обстановке он возникает?
  • Что заставляет ПС двигаться, оставляя впечатление, что душа жива и не умерла духовно?

Эти вопросы – самые важные во всем нашем исследовании.

Легко было бы сказать, что сознание является причиной своего собственного беспорядка. Тем более легко, если учесть, что ПС размышляет над беспорядком в себе и в обществе и пытается своими силами решить проблему беспорядка. С другой стороны, это бы означало приписывать ПС слишком большую власть над самим собой.

Поэтому мы рассматриваем болезнь сознания как наказание по Божьему Суду. ПС в этом отношении так же несамостоятельно, как и разумное сознание. Причины и следствия этого наказания открыты нам для вразумления.

Беспорядок в душе возникает в определенных обстоятельствах, а именно, при непрестанном и всестороннем столкновении с миром, созданным Богом. И ПС, и разумное сознание постоянно сталкиваются с действительностью, но с противоположным результатом.

Мотивы патологического сознания
Глупость читает похвалу самой себе перед глупцами. Иллюстрация к Похвале глупости Эразма Роттердамского. Ганс Гольбейн.

Столкновение с реальностью, в том числе наблюдение за своей природой и за своей злой волей, вызывают в ПС противление Богу, гордость и безрассудное упрямство.

В разумном сознании то же самое столкновение и самопознание через покаяние ведут к миру в Боге и радости о Боге (fruitio Dei).

Духовно больной человек не может выйти из-под Суда Божьего, не может выйти из мира, сколь властно ни владели бы им его фантазии. Следовательно, ПС возникает оттого, что злым образом уклоняется от благой действительности, в том числе от собственной природы.

Таким образом, противоречие между душой и реальностью заложено в ПС. Противоречия просто-напросто пронизывают все ПС: противоречиво его устройство, мотивы, свойства, факты, процессы и функции. Но даже сами эти противоречия противоречивы: они обездвиживают ПС, парализуют его, делают его непобедимо ложным. Но они же выступают и как движущие силы, подталкивают к лихорадочной практической деятельности и к смешению понятий.

После этих общих соображений о причинах беспорядка в душе мы можем поговорить о мотивах ПС более подробно.

Устройство и психическая продукция ПС подчиняются следующим мотивам:

  • Напряжению;
  • Стрессу;
  • Интересу;
  • Воле к власти.

Все эти мотивы не чужды и разумному сознанию, за одним важным исключением: оно не страдает волей к власти.

Напряжение

Под напряжением я имею в виду несоответствие между

  1. неизменными условиями человеческого существования,
  2. несбыточной мечтой
  3. и реальными гибельными последствиями осуществляемой мечты.

В самом общем плане можно сказать, что напряжение возникает между 1) желаемой, кажущейся свободой делать что угодно, и 2) действительной духовной, физической и общественной несвободой человека.

Страх насильственной смерти

Бедность, болезнь, смерть и равенство в этих состояниях: таковы общие условия человеческого существования.

Нам хотелось бы, чтобы люди были равны между собой и счастливы в своем равенстве, но этого как раз и не происходит. Новым людям не нравится равенство: общая всем несвобода. И им не нравится неравенство, которое они замечают вокруг: один сильнее другого, богаче другого, умнее другого.

Из протеста против такого сочетания равенства в одном и неравенства в другом происходит главная движущая сила общества Нового времени: страх насильственной смерти.

Люди равны, и поэтому имеют право делать все для защиты своей жизни. Но они не равны по своим возможностям это делать, и поэтому они вынуждены подозревать в каждом из людей угрозу для своей жизни. Выглядящий слабым может оказаться сильнее, чем кажется. Слабые, объединившись, способны победить сильного одиночку. То есть в этой борьбе за выживание победа дается случайно. Томас Гоббс описал эту ситуацию нового человека, как «войну всех против всех».

В самом деле, человек эпохи идеологий живет в мире полном людей, то есть новых «богов», так же непостижимых и способных на все, как некогда боги языческие.1 Как и в древности, выходом является работа по приведению в порядок этих хаотических сил, личных и коллективных, благожелательных или враждебных к человеку, рациональных и иррациональных, в чем ему помогает или препятствует его «судьба». Новый человек вынужден жить опасно, потому что мир стал непонятен для ПС. Теперь новый человек становится героем, как Ахилл, преодолевая препятствия случайно или необходимо, или же ловко уклоняется от несчастий, как хитроумный Одиссей.

Типы напряжения

Можно и более глубоко исследовать виды напряжения, однако для наших целей достаточно классификации, предложенной Клаусом Вондунгом,2 который обнаруживает следующие типы напряжения:

  • Тяготение к сути бытия;
  • Между недостатком и исполнением;
  • Напряжение внутри времени;
  • Между трансцендентной истиной и политическим строем;
  • Между Божественной справедливостью и человеческой несправедливостью.

Такие противоречия неразрешимы ни практически, ни теоретически, ни делом, ни верой. Человек вынужден ждать разрешения этих противоречий от Бога.

В самом напряжении и во всех его видах нет ничего патологического. Оно возникает у всякого человека, когда он размышляет над условиями человеческого существования.

Напряжение познаваемо и разумным, и патологическим сознанием и выражается в страшных вопросах.

Различие между разумным и патологическим сознанием

Различие между разумным и патологическим сознанием состоит не в самом напряжении и вызванных им вопросах, а в реакции на них.

Разумное сознание отвечает на вопросы через обращение к Богу, через памятование о Боге, через предстояние пред Ним. Человек идет и смотрит (Откр. 6:1, 3, 5, 7), смотрит и не ужасается (Мф. 24:6).

Вместо этого прямого обращения к реальности, ПС пытается справиться с напряжением противозаконными способами, которые, к тому же, все одинаково недостаточны. Тогда ПС не выносит этого напряжения, и приходит в беспорядок. В душе возникает раздор (στάσις).

Раздор возникает оттого, что человек

  1. видит страшную современность,
  2. боится судить о ней.
  3. Но не судить он не может, потому что одарен разумом, а напряжение, как мы сказали, познаваемо: оно властно требует ответной реакции.

Собственно, духовно больное сознание в том и состоит, что человек принимает волевое решение жить с раздором в душе, как если бы у него не было разума или его разум был особенный, не такой, как у всех.

ПС живо интересуется раздором, созданным им самим в душе и в обществе, и ощущает себя творчески всесильным, составляя утопические планы восстановления порядка.

  1. Сравни с положением древнего язычника, как его описывает Кокрен (Cochrane C. N. Christianity and classical culture: A study of thought and action from Augustus to Augustine. New York: Oxford University Press; A Galaxy book, 1957. P. 419-420). 
  2. Vondung, Klaus. The apocalypse in Germany. Columbia, Mo: University of Missouri Press, 2000. 

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Марксизм в богословии

Немыслимое и невозможное это сочетание – марксизма и религии – существует, однако, на уровне фактов, в обыденной и политической жизни.

По разделам

Один ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.