Search

Храм или мультимедийный центр?

4 ноября на официальном сайте Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии появилось оповещение о предстоящем грандиозном миссионерском событии с небывалым «мультимедийным сопровождением».

4 ноября на официальном сайте Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии появилось оповещение граду и миру о предстоящем грандиозном миссионерском событии с небывалым «мультимедийным сопровождением»:

Дорогие петербуржцы и гости Северной столицы! Приглашаем Вас 30 ноября 2013 г. в 9 часов утра в Храм Спаса-на-Крови на миссионерскую литургию, которая будет проводиться с использованием мультимедийных технологий.

Храм или мультимедийный центр?
Ректор СПбДА еп. Петергофский Амвросий служит миссионерскую литургию с мультимедийным сопровождением. 16 мая 2013 г.

Организаторы «миссионерской литургии» в этом сообщении разъясняют непросвещенным православным верующим, что до сих пор многое, что происходит за богослужением в храме и, в частности, в алтаре – священнодействия, песнопения, молитвы, – остается непонятным и даже неизвестным для большинства прихожан:

Миссионерская Литургия именно на то и направлена, чтобы исключить барьеры между молящимися прихожанами и алтарем, отделенным высоким иконостасом, и сделать богослужение более понятным и близким. Для этого на больших экранах, установленных в храме, будут даваться комментарии к священнодействиям, тексты песнопений и некоторых молитв, подкрепленные соответствующими изображениями. Кроме того, на экранах будут транслироваться священнодействия, происходящие в алтаре, – те наиболее важные моменты Литургии, которые остаются недоступными взору прихожан за обычным богослужением. Все это направлено на лучшее понимание прихожанами главного христианского богослужения – Литургии и повышение интереса к нему. Ждем вас 30 ноября! До встречи!

Литургию 30 ноября возглавит епископ Петергофский Амвросий (Ермаков). Сослужить Его Преосвященству будет молодое духовенство – воспитанники Санкт-Петербургской Православной Духовной академии. В этот знаменательный день памяти свт. Григория Неокесарийского храм Спаса-на Крови, поруганный в свое время большевиками и превращенный в музей керамики, превратится с благословения епископа Амвросия в кинотеатр для просмотра жителями града Петрова миссионерских кинороликов во время богослужения.

Отметим, что так называемые «миссионерские литургии» – «гениальное» изобретение миссионерской мысли последних лет, до которого не додумывались даже обновленцы прошлого века, – уже не раз проводились как в Петербурге, так и в других городах и селах. Это новое модернистское явление в богослужебной практике Русской Православной Церкви приобретает все бóльшие размеры.

Так, 14 июля 2012 г. в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга в рамках фестиваля «Академия православной музыки» состоялась «миссионерская литургия». Богослужение возглавил ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). С комментариями выступил протодиакон Андрей Кураев.

Вчера еп. Петергофский Амвросий возглавил служение миссионерской Божественной литургии.
Еп. Петергофский Амвросий возглавил служение миссионерской Божественной литургии 24 марта 2013 г.

24 марта 2013 года ректор СПбПДА епископ Петергофский Амвросий (Ермаков) возглавил служение «миссионерской литургии древних напевов», проведенной в рамках фестиваля великопостных концертов Академии православной музыки в Исаакиевском соборе г. Санкт-Петербурга. Периодически подобные «миссионерские литургии» с остановками для пояснений и комментариев совершаются и в других епархиях (см., например: http://blagogon.ru/news/251/).

По этому поводу известный московский пастырь, настоятель храма свт. Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов ранее задавался вопросом:

Совершаются и так называемые “миссионерские литургии”. Характерно, что в практику вводятся объяснения по ходу службы. Это профанация таинственной жизни Церкви, глубокое непонимание природы молитвы. Как будто нельзя заранее раздать желающим тексты с этими объяснениями. Научатся ли переступающие порог храма самому главному – благоговейному, со страхом Божиим вхождению в Церковь, истинной вере – вследствие такого “миссионерства”?

Если собравшиеся в храме богомольцы нуждаются в комментариях лектора и экскурсовода, готовы ли они к молитве? И самое главное: не будут ли подобные «миссионерские» комментарии к священнодействиям «на больших экранах, установленных в храме», мешать молиться постоянным прихожанам храма?

Такие «миссионерские литургии» с непременными многочисленными остановками богослужения для «миссионерских комментариев», в данном с случае даже с экранов, установленных в храме, как в кинотеатре, являются настоящей профанацией православного богослужения. Это – какая-то «игра в литургию»: «а сейчас, братья и сёстры, мы будем делать то-то и то-то…». Непонятно, почему пояснения «происходящих священнодействий и исполняемых молитвословий» (т.н. «комментарии») нельзя провести во внебогослужебное время, не нарушая молитвенного строя литургии и её сакрально-мистической целостности? Какой смысл в подобных объяснениях именно на литургии, а не на специальных огласительных беседах, возможно, с использованием видеоматериалов? Подобные «миссионерские литургии» представляют собой самое настоящее глумление над православным богослужением.

Одна из читательниц форума Миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии в связи с распространением подобной практики написала:

В Греции уже и кафе возле православного храма устраивают. На экране литургию транслируют. Народ сидит за столиками и следит за богослужением. Когда выносят чашу, православные отодвигают свой кофе, сигарету и идут к Причастию. И никакой исповеди. Комфортно. 21 век.

Когда предлагаются какие-либо «миссионерские усовершенствования» в Церкви и богослужении, возникает недоумение – зачем это надо? Ведь кто ходит регулярно в храм – того полностью устраивает установившийся порядок службы, ее намоленный веками церковнославянский язык, ее традиции. А если «подстраивать» наше богослужение под восприятие недавно появившихся в храме неофитов или случайно зашедших прохожих, – то это будет равносильно тому, как если бы ради пришедших в дом гостей выгнать из дома постоянных его обитателей.

Очевидно, что для приведения нашего православного богослужения в соответствие новым гуманистическим евростандартам и «мультимедийным технологиям» потребуется трансмутация традиционного церковного сознания православных верующих.

Но верят ли сами наши «миссионеры» в свои прекраснодушные розовые миссионерские затеи? Скорее всего – нет. Поэтому призывы к реформированию традиционного православного богослужения (якобы в миссионерских целях) свидетельствуют только об одном: об отсутствии подлинной веры в Бога у нынешних миссионеров-реформаторов (а возможно, здесь преследуются и определенные антихристианские цели). Никого, никогда и никакими человеческими силами обратить ко Христу невозможно: Никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего, – говорит Господь. Об этом же замечательно сказал архимандрит Рафаил (Карелин): Если Бог не призвал, то и никакие ухищрения не помогут.

Забывают почему-то, что служба в храме – это не лекция, обращённая к нам, а наше молитвенное обращение к Богу. По словам протоиерея Валентина Свенцицкого († 1931), в вопросах веры не так важен рассудок, как вся совокупность душевных сил, уразумевающих эти истины, так и в молитве важен вовсе не дословный перевод и знание каждого слова, а полнота и совершенство формы языковой, вмещающей целокупное содержание.

В нашем традиционном церковнославянском богослужении, в литургической практике Русской Церкви важен прежде всего духовный опыт подвижников благочестия, молитвенный подвиг наших благочестивых предков, а не рассудочно-рациональное требование понятности всего и вся, якобы достигаемое посредством «миссионерских литургий», да ещё и с «мультимедийным сопровождением».

Источник

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

О. Всеволод Чаплин установил в РФ власть народа

Вчера в эфире телеканала “Союз” О. Всеволод Чаплин сообщил, что хозяева жизни в РФ не олигархи, пришедшие к власти благодаря доступу к подписи первого лица в государстве в 90-е годы и на крови и чудовищных преступлениях, а народ.

По разделам

Один ответ

  1. Вспоминаются слова Святого Паисия о том, что безумец тот, кто хочет увидеть рай в телескоп

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.