Около месяца тому назад еп. Амвросий (Мунтяну) оказался в центре внимания православных людей, а вернее, пестрого сообщества, состоящего из православных и модернистов.
Я намеренно обращаюсь к этому скандалу с таким большим опозданием. Мы ведь решили рассуждать спокойно, без гностического опьянения. Ажиотаж прошел, и сквозь экуменизм мы ясно видим тоталитарное насилие.
Событие
Итак, 20 октября 2020 года епископ Богородский Амвросий (Мунтяну), викарий патриаршего экзарха Западной Европы, участвовал в синкретической молитве за мир. Синкретической – то есть там молились лица разных вер или даже атеисты.
Еп. Амвросий в Риме, в соборе св. Петра молился вместе с папой Римским Франциском, Патриархом Варфоломеем, главным раввином Франции Хаимом Корсией, представителями магометанства, буддизма, язычниками-индуистами и сикхами. В конце данного мероприятия он подписал также совместную декларацию — воззвание к мировым лидерам о прекращении военных конфликтов.
Это моление – еще одно в долгой серии синкретических молитв в Ассизи. С разной степенью помпезности они продолжаются ежегодно с 1986 года. Организует их такая влиятельная глобалистская организация как «Община св. Эгидия». «Община св. Эгидия», между прочим, большой друг экуменистов и модернистов Русской Церкви.
Событие неслучайное
Давайте установим, что это событие неслучайное. Оно неслучайно с двух сторон: исторически и антропологически.
Исторически неслучайное
Оно исторически неслучайное. Ничего такого не могло бы произойти в другую эпоху: 150, 300 или 1000 лет назад. Для этого нужны следующие условия: чтобы было уничтожено православное государство, чтобы возникло массовое общество и антигосударства, чтобы возникла глобалистская идеология и повсюду образовались сплоченные группы модернистов: у православных, католиков, буддистов и др.
В определенный момент – примерно 100 лет назад – люди вдруг решили, что так следует мыслить и поступать, хотя до этого не было ничего подобного.
Неслучайные люди
За сто лет в экуменических молениях открыто участвовали сотни лиц в духовном сане. Среди них цвет нашего православного модернизма:
Кассиан (Безобразов) Мелитон (Соловьев) Серафим (Никитин) Пимен (Извеков) Иустин (Моисеску) Дорофей (Филип) Максим (Минков) Боровой Виталий Михайлович Буевский Алексей Сергеевич Игнатий (Хазим) Раина Петр Кузьмич Николай (Корняну) Сергий (Петров) Гавриил (Салиби) Константин (Меликидзе) Мефодий (Фуйас) Новиков Анатолий Васильевич Питирим (Нечаев) Антоний (Плэмэдялэ) Наум (Шотлев) Давид (Чкадуа) Панкратий (Дончев) Мелхиседек (Лебедев) Ранне Игорь Семенович Комаров Константин Михайлович Никодим (Ротов) Алексий (Ридигер) Анастасий (Ианнулатос) Денисенко Михаил Антонович Шиваров Николай Рожков Владимир Степанович Георгий (Грязнов) Хризостом (Мартишкин) Филарет (Вахромеев) Владимир (Сабодан) Иоанн (Павлович) Симон (Романчук) Герман (Тимофеев) Геннадий (Зервос) Турчин Михаил Петрович Савва (Грыцуняк) Иов (Тывонюк) Сорокин Владимир Устинович Лазарь (Швец) Владимир (Иким) Варфоломей (Архондонис) Назаркин Владимир Борисович Нифон (Сайкали) Мустафин Владимир Файкович Озолин Николай Николаевич Иеремия (Анхимюк) Иванов Владимир Владимирович Иосиф (Пустоутов) Амвросий (Яаскеляйнен) Федоров Владимир Филиппович Августин (Никитин) Иннокентий (Васильев) Ириней (Булович) Эконому Христос Тихон (Емельянов) Серафим (Жоантэ) Сперанская Елена Сергеевна Лев (Макконен) Василий (Караяннис) Сергий (Фомин) Рассказовский Сергий Петрович Афанасий (Хатзопулос) Кожа Александр Иванович Гавриил (Динев) Даниил (Чоботя) Симон (Ишунин) Иоанн (Сележан) Свиридов Иван Александрович Маркелл (Ветров) Павел (Пономарев) Феофил (Яннопулос) Никандр (Коваленко) Феофан (Галинский) Кирилл (Ковачев) Феодор (Хорефтакис) Иоанн (Язиги) Александр (Могилев) Анатолий (Гладкий) Эммануил (Адамакис) Хуттунен Хейкки Серафим (Киккотис) Порфирий (Перич) Афинагор (Пекштадт) Киприан (Спиридон) Иларион (Алфеев) Георгий (Владимиру) Сорокин Александр Владимирович Стефан (Нещерет) Григорий (Дурич) Геннадий (Гоголев) Шимбалев Александр Альбертович Чаплин Всеволод Анатольевич Сизоненко Димитрий Викторович Филарет (Зверев) Дикарев Алексий Викторович Выжанов Игорь Евгеньевич Васютин Александр Владимирович Георгий (Паньковский) Амвросий (Шевцов) Гавриил (Папаниколау) Антоний (Севрюк) Александр (Кудряшов) Амвросий (Мунтяну) Андрей (Фрушич) Амвросий (Мацегора) Батов Олег Анатольевич Варсонофий (Думкин) Владимир (Орачев) Гермоген (Орехов) Гордун Сергий Алексеевич Гуличкина Галина Гурьевна Д’Алоизио Христофор Давид (Девдариани) Данилевич Николай Николаевич Дионисий (Лукин) Евгений (Ждан) Елевферий (Диденко) Иванов Михаил Степанович Игнатий (Жидков) Ильин Антоний Евгеньевич Ипполитов Виктор Дмитриевич Казновецкий Анатолий Серафимович Киров Димитр Коржич Николай Николаевич Кузьминов Леонид Матвеевич Макарий (Тайар) Максимов Александр Васильевич Нестор (Крыстев) Никифор (Кирзин) Пантелеимон (Кондояннис) Петров Николай Васильевич Реморов Александр Игоревич Фоменко Владимир Трофимович Якимчук Зотик Саввич
Православные экуменисты не считают эти моления зазорными и обещают нам, что такие моления будут продолжаться. Как заявил еп. Амвросий:
Что бы ни говорили фундаменталисты, призыв Господа нашего молиться и делать все возможное, чтобы помочь страданиям, остается одним из главных приоритетов.
Это упорство, убежденность экуменистов – важная деталь. Значит, неслучайны и люди, в этих событиях участвующие. Это отборные, особые люди. И они делятся на несколько разрядов:
- участники;
- те, кто благословил участвовать именно в этом событии и поручил именно еп. Амвросию, а не мне или вам;
- одобряющая это все публика.
Светская молитва
Экуменическая молитва и наиболее возмутительная ее форма: молитва за мир – это молитва не церковная, не религиозная, а светская. Это лжемолитва. Она имеет предметом земное преуспеяние, и средством для его достижения является объединение людей независимо от их веры.
Светская молитва есть исповедание светской веры в земное. Поэтому мы не удивимся тому, что каждая идеология имеет свою «молитву»:
- экуменическая молитва;
- молитва за мир;
- молитва о безбожной власти;
- молитва о Сталине;
- панихида по Сталине;
- молитва в годовщину Октябрьской революции;
- молитва за Украину (украинский национализм);
- молитва за Беларусь, 2020 год (национализм белорусский).
Типичное событие. Типичные реакции
Из года в год, из раза в раз события разворачиваются по одному и тому же сценарию.
Совершается какой-либо возмутительный акт: молитвы в Ассизи или снятие анафем.
Следует протест со стороны консерваторов. Ранее протестовала Русская Зарубежная Церковь, теперь – отдельные лица, группы лиц, редакции сайтов.
Далее экуменисты защищают свои действия.
Наконец, наступает синтез. Здесь на сцену выступают примирители, самые уравновешенные и «церковные». Они говорят, что экуменизм это не очень хорошо, но главное – сохранять единство.
В целом получается законченное высказывание:
утверждение – отрицание – примирение – молчание – новое утверждение, и далее по кругу.
Все роли тут распределены. Экуменисты обязаны молиться с сикхами и с кем придется. Примирители должны примирять, а консерваторы – поднимать шум. Правда, консерваторы могут с каждым разом кричать все громче и громче, но все существенное по поводу экуменизма уже было сказано 50 лет назад.
Скандальное экуменическое событие отходит в прошлое и забывается. Вот и в нашем случае: прошел всего лишь месяц, а о молении в Риме уже подзабыли. Все возможное уже сказано и говорить больше не о чем.
Сказано всё и не сказано ничего.
Что же нам делать?
Я не знаю, что можно поделать с этими типическими скандалами и реакциями возбуждения и успокоения. Но думаю, что мы хотя бы должны видеть вещи ясно. И вот я вижу довольно удивительную картину.
С одной стороны, желание предавать православную веру – это болезнь духовная, болезнь духа. Она неизбежно создает беспорядок в Церкви и в обществе. В частности, она создает лжехристиан там, где должны быть христиане. Так создаются преступники и предатели там, где должны быть граждане.
Предательство политически вредно. Оно опасно для духовного здоровья всего общества, но считается полезным. Это болезнь, которую почитают лекарством.
С другой стороны, действия предателей никак не связывают нашу совесть, даже если преступниками является само наше правительство, полиция, армия или иерархия.
Я не думаю, что у нас общая вера с теми, кто молится о Сталине и о мире с папой и Варфоломеем. Да, мы с ними связаны. Это несомненно и этого не следует оспаривать. Связаны, но не так, чтобы мы были виноваты в их преступлениях, маловерии и неверии.
Беззакония – их инициатива, их дела по их земной вере. А мы, твердо держась своего безвластного места в Церкви, вовсе не обязаны их исправлять или призывать к покаянию.
С нашей стороны это, вроде бы, пассивность, но, если вдуматься, это единственно верная реакция на
тоталитарное насилие.
Экуменизм в Православной Церкви есть пример тоталитарного насилия, типичного для XX-XXI веков.
Одни люди совершают преступления. Но этого им мало. Им нужно, чтобы и другие – невинные – люди участвовали в этих преступлениях. Тогда из невинных можно делать новых людей.
Например, рядом с тобой идут расстрелы. И ты не должен в них участвовать, ты не должен их одобрять. Но ты не должен быть равнодушен и говорить, что тебя это не касается.
Объяснение таких событий – и, в том числе, моления в Риме 20 октября 2020 года – невозможно без веры в воздаяние за гробом. Справедливость будет соблюдена, и каждый получит по делам своим, но по Суду Божию, а не только и не столько в этой жизни, как бы ни была она мучительна для грешников.
Вот и судите: пассивность ли с нашей стороны так думать обо всей этой ужасной ситуации?
Мыслить и говорить правду – разве это ничто? Как появилось это поколение – несколько поколений – людей, для которых верная мысль – это ничто, а правдивое слово – пустое сотрясение воздуха?
Это поколение выросло из оскверненной совести. Но в этом нет никакого принуждения. Это осквернение добровольное и происходит от любви к всякой скверне.