Search

Мужество и счастье

Мужество ничего не совершает, и все-таки оно нужно.

Упорядоченная душа в Новое время

Мы подошли к концу книги, в которой я пытался описать определенный момент духовной истории на переломе 2022 и 2023 годов.

В Предисловии я говорил, что в Новом веке христиане действуют, мыслят и говорят, как им обычно.

Христианин по-прежнему прав во всем. Он мудрец и наилучший гражданин. Он образец, построенный по образу Христа.

Мужество и счастье
Св. Апостол Иоанн Богослов на острове Патмос. Гравюра Авраама де Брейна, 1578 г.

Что же, в таком случае, христианин делает в этом мире, не только не образцовом, но падшем и отступническом?

Он ходит по площади и прилагает этот образец ко встречным и поперечным, замечая при этом, что и сам он отклоняется от меры. В этом смысле и следует говорить не только о вредных модернистах, но и о желающих добра антимодернистах.

Антимодернисты – не инопланетяне, спустившиеся на землю, чтобы навести на ней порядок. Они – часть проблемы, несовременная частица современности, но частица сознательная, преднамеренная. Катастрофа возникает из хороших и плохих усилий, и в этом смысле никто не прав настолько, чтобы остановить катастрофу в России и в мире.

Этот результат наших измерений странен лишь на первый взгляд. Так действует любая мера: ей ничто не равно, кроме нее самой. Не случайно же мы говорили в предыдущей главе о странных сочетаниях. Ведь они от того и происходят, что мы измеряем правильным – неправильное, в том числе самих себя.

Мужество

Вот это странно и удивительно, страшно, наконец. Ведь, получается, мы желаем невыносимого, того, что нам не по плечу, того, с чем мы не можем справиться. Чтобы справиться с этим страхом, нужно мужество.

Nemo sapiens, nisi fortis (Никто не разумен, если не мужественен).

Цицерон

Мужество нужно, потому что знать истину болезненно, и в том числе ту истину, что от нашего мужества ничего не зависит.

Мужество ничего не совершает, и все-таки оно нужно. Какая освобождающая мысль!

Ведь мы говорим лишь то, что

  1. на вызовы эпохи Отступления ответа нет, а это очень горько (Откр. 10:9-10);
  2. наши действия ведут к разделению между людьми, а это тоже болезненно, а иногда и опасно.

Чтобы над этим намеренно размышлять и беседовать об этом, нужно одно только мужество, потому что сама задача легка. Истина недалеко от каждого из нас.

К познанию и точному уразумению истины имеем нужду не в ком-либо другом, а только в себе самих. Путь к Богу не так далек от нас, как превыше всего Сам Бог; он не вне нас, но в нас самих; и начало его может быть нами найдено, как и Моисей учил, говоря: «слово веры – в сердце твоем» (Рим. 10:8; Втор. 30:14). И Спаситель, давая разуметь и подтверждая то же самое, сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Внутри же себя имея веру и царствие Божие, можем вскоре узреть и уразуметь Царя вселенной – Спасительное Отчее Слово… Что же это за путь? Отвечаю: душа каждого, и в ней ум, потому что только умом может быть созерцаем и уразумеваем Бог.

св. Афанасий Александрийский

Цель достигается сама собой, и удивиться вопросу – значит решить задачу.

Для чего нужно мужество?

Нам нужно

  • Мужество, чтобы задавать опасные вопросы,
  • Мужество, чтобы задать на вопрос больше.
  • Мужество, чтобы слышать вопросы,
  • Мужество размышлять над ними (это и значит идти по пути Истины) и отвечать на них.
  • Мужество принять невозможность ответа.
  • Мужество принять ответ, болезненную правду.
  • Мужество не ошибаться, быть правым во всем.
  • Мужество отделиться от идеологов.
  • Мужество не отделяться от человечества.
  • Мужество увидеть силу идеологий.
  • Мужество понять, что сила идеологий – в истине. Они ищут истинного, оставляя истину в небрежении.

Вводят нас в заблуждение грехи, когда душа ищет истинного, оставив истину в небрежении.

блж. Августин
  • Мужество быть самостоятельным, то есть понимать, что действительность не имеет характера системы, а история не имеет одного смысла.
  • Мужество не иметь ориентиров.
  • Мужество не притворяться, отказаться от всякой симуляции и диссимуляции.
  • Мужество быть негодным для мира, несовременным, непопулярным, не понятым.
  • Мужество не зависеть от моды на идеи и самому не создавать новой моды.
  • Мужество говорить, что думаешь.
  • Мужество оставаться на своем месте.
  • Мужество заниматься своим делом:
    • не заниматься халтурой;
    • делать свое дело наилучшим образом;
    • знать предмет лучше противников.
  • Мужество видеть, что наше знание частичное.
  • Даже сообщать только факты – и тут нельзя обойтись без мужества, чтобы их видеть и обсуждать.
  • Мужество возлюбить свою судьбу.

Счастье

И вот, вооружившись мужеством, мы видим, что христианин – счастливый человек, чье счастье – в любви к истине (2 Фес. 2:10). То, что он мыслит мрачные и опасные мысли, еще не значит, что он отчаялся в милости Божией и смирился с ужасной жизнью, по подобию декадентов.

Радость о Боге имеет только одну причину: Самого Бога. Задавая вечные и нерешаемые вопросы, мы отказываемся от утешения человеческого и предоставляем Ему суд над нами. Здесь следует искать объяснения нашей ситуации, прояснения ума, освобождения своей мысли от компромисса. И здесь следует искать причины странной власти антимодернистов: это власть суда, но не суда человеческого.

Наши печальные мысли ведут нас к радости, или – что то же – сладкое знание горько во чреве пророка (Откр. 10:9-10).

Многие опасности и проблемы оказываются мнимыми: например, одиночество или непонимание. Они мнимые не потому, что их нет, а потому что не могут лишить радости о Боге. Напротив, за этими бедами следует утешение.

Апостол Павел в Афинах.
Апостол Павел в Афинах. Гравюра Маркантонио Раймонди, 1517-1520 гг.

Представляя себя на суд, мы оказываемся в удивительном месте, где все существенное достигается без усилий, само собой: понимание, слово и действие.

Ответы, которые нужно знать человеку, предложены ему в его душе. Это Истины, на которые нужно только направить свой взгляд.

Я бы хотел, чтобы слово истины слышали только понимающие, только  понятливые, только разумные. Но ведь это так и устроено Богом, что слово Его слышат только имеющие уши слышать (Мф. 11:15, 13:9).

В эпоху Отступления ничего нельзя сделать, ничего нельзя изменить. Но это и не нужно.

Что делать, мыслить и говорить в Новом веке?

Наконец, мы можем ответить на главный вопрос нашей книги. Что же мы предлагаем христианам делать в Новом веке?

Ответ у нас получился двоякий:

  1. Ничего. Ответив таким образом, мы сможем холодным умом понять, как правильно перейти от мысли к действию.
  2. Поступать как обычно. Так мы можем устраниться от гордости реформаторов и восстановителей.

Вечный человек в новом обществе

В мире, где идет война всех против всех, христиане являются образцовыми гражданами, какими они были всегда: и при языческих царях, и при православном царе. Они обращаются к обезумевшему миру со словами истины и здравого смысла (Деян. 26:25). Они проповедуют и действуют в духе государственной дружбы.

От этого в обществе ничего не меняется. Оно не становится обществом граждан. В нем не появляются разумный диалог и христианская политика. Значит, действительно, кто хочет быть в этом мире разумным, будь безумным (1 Кор. 3:18).

Война, а тем более война всех против всех, это не партия в шахматы, когда проигравший идет домой. Для нас это значит, что христиане, если они побеждают в этом мире, то делают это без усилий и без особой заслуги. Если же проигрывают, то теряют лишь временную жизнь, но не вечную.

Поэтому мы предлагаем на первое место поставить смерть и суд, а жизнь – на второе. Иными словами, мы должны возлюбить свою судьбу не потому, что она нам нравится.

На своем месте

Я ищу не того, чтобы мой ум стал силой, и не того, чтобы научиться легко быть христианином. Я ищу свое место, где становится ясен ответ.

И вот здесь, когда расширено наше поле зрения и вся картина видна целиком, мы видим еще одно странное сочетание.

Оказывается, мы тоже боремся с истиной. Она для нас тоже страшна и невыносима, бесконечно сильнее нас, как она сильнее всего на свете.

Мы отличаемся от идеологов только тем, что соглашаемся, когда истина нас побеждает, пусть и не без безумного сопротивления с нашей стороны. Идеологи же с этим не согласны. Поэтому их мироулучшительная деятельность и их самосовершенствование суть символы бунта против Творца и Промыслителя.

Таков вывод из философии порядка, которая отделяет порядок от беспорядка и каждому отводит свое место во времени и в вечности.

И наконец, мы видим, что наше полное знание – «вся вера» (1 Кор 13:2) – приводит не туда, где нет никаких вопросов. Знание, вера и любовь согласно приводят тебя к Тому, Кто судит о твоих успехах и неуспехах, о твоем знании, вере и любви.

Все остальное не имеет значения.

Читать далее Послесловие. Модернизм после модернизма

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

2 Responses

  1. “…христианин – счастливый человек, чье счастье – в любви к истине (2 Фес. 2:10)”.Очень точно подмечено!

  2. Иначе: мужественное счастье . И скрывать его ото всех,тоже искусство ,по св.отцам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.