Search

Зёрнов Николай Михайлович

(1898-1980) – крупный экуменист, модернист, пропагандист идей “православного” модернизма на Западе.
Зёрнов, Николай Михайлович

(1898-1980) – крупный экуменист, модернист, пропагандист идей “православного” модернизма на Западе.

Учился на медицинском факультете Московского университета.

В 1921 г. эмигрировал в Константинополь, затем в Югославию. В 1925 г. окончил богословский факультет Белградского университета. В 1925 г. переехал в Париж.

Н.З. принял активное участие в создании Русского студенческого христианского движения (РСХД), был его секретарем (1925-1930), членом совета РСХД (отвечал за экуменическую деятельность), редактором «Вестника РСХД» (с 1925 по 1929 г.).

Принимал участие в создании модернистского Парижского богословского института, читал в ПБИ лекции по сравнительному богословию.

Автор журнала Н.А. Бердяева “Путь”.

Активный участник экуменического движения, в частности, Оксфордской конференции движения «Жизнь и деятельность» и Эдинбургской конференции движения «Вера и церковное устройство» в 1937 г., многочисленных экуменических конференций и съездов.

Основатель и секретарь (1934-1947) экуменического Содружества свв. Албания и Сергия.

В 1930-1932 гг. — аспирант Оксфорда, доктор философии. В 1947-1966 гг. преподавал в Оксфорде основы восточноправославной культуры.

Принципал колледжа монофизитской Маланкарской церкви в Южной Индии (1953-1954).

Н.З. придерживался радикальных модернистских воззрений в духе Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова и Н.А. Бердяева, с которыми и знакомил Запад под видом Православия. В его изложении история Православной Церкви также приобретала неузнаваемый вид. В этом смысле деятельность Н.З. является образцом “миссионерства наоборот”.

В качестве основного убеждения русского религиозного мышления Н.З. указывает признание потенциальной святости материи, единства и священности сего творения и призвание человека соучаствовать в его конечном преображении.

Митр. Антоний Сурожский вспоминал: Я помню, как я был смущен, когда Николай Зернов мне сказал пятьдесят лет назад: «Вся трагедия Церкви началась со Вселенских Соборов, когда канонизировали те вопросы, которые должны быть оставлены открытыми». Сейчас я думаю, он был прав, но тогда я ужаснулся.

В своей экуменической деятельности Н.З. исходил из того, что не существует никаких препятствий к немедленному объединению Православной Церкви с англиканством.

Цитаты

Русские так привыкли к абсолютной неподвижности православия, что они могут представить себе только два решения религиозного вопроса: или окончательный уход из Церкви, или же беспрекословное признание непоколебимости и неизменяемости всех ее современных обычаев и установлений… Для большинства русских учение о Церкви как о живом, постоянно растущем организме, простирающем свое влияние на все сферы жизни, кажется теперь опасным новшеством, не согласным с отеческим преданием… Глубоко укоренившееся убеждение в том, что Православие не должно и не может меняться, основывается обычно на вековом молчании нашего духовенства.

О нем

26.11.2012 Н.М. Зернова почтили конференцией

Основные труды

Святой Киприан Карфагенский и единство вселенской церкви // Путь. 1933. № 39. СС. 18-40

Православие и англиканство // Путь. 1934. № 43. СС. 49-56

Реформа русской церкви и дореволюционный епископат // Путь. 1934. № 45. СС. 3-15

Единство Англиканской Церкви I // Путь. 1935. № 47. СС. 51-65

Девятый Англо-Православный съезд I // Путь. 1935. № 49. СС. С. 82-85

Some Figures Illustrating the Present State of the Eastern Orthodox Church (1935)

Москва — Третий Рим // Путь. 1936. № 51. СС. 3-18

Moscow the Third Rome (1937)

На церковных перепутьях // Путь. 1938. № 55. СС. 68-80

Английский богослов в России Императора Николая Первого. (Вильям Пальмер и Алексей Степанович Хомяков) // Путь. 1938. № 57. СС. 58-83

St. Sergius – Builder of Russia (1939)

Англиканские рукоположения и Православная Церковь // Путь. 1939. № 59. СС. 57-73

Всемирный съезд Христианской Молодежи // Путь. 1939-1940. № 61. СС. 22-25

The Church of the Eastern Christians (1942)

Three Russian Prophets: Khomiakov, Dostoevsky, Soloviev (1944) (рус. пер.: Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М., 1995)

The Russians and Their Church (1945)

Семен Людвигович Франк: Некролог // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1951. № 6. С. 32-33

The Reintegration of the Church: A Study in Intercommunion (1952)

Вселенская Церковь и русское православие (1952) YMCA-PRESS, Содружество св. Албания и Преподобного Сергия Радонежского

Ruslands Kirke og Nordens Kirker (1954)

The Christian East: The Eastern Orthodox Church and Indian Christianity (1956)

Что отделяет от нас «Ортодоксальную» церковь Южной Индии? // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1961. № 38/39. С. 150-152

Eastern Christendom: A Study of the Origin and Development of the Eastern Orthodox Church (1961)

Orthodox Encounter: The Christian East and the Ecumenical movement (1961)

The Russian Religious Renaissance of the XX Century (1963) (рус. пер.: Русское религиозное возрождение XX века. — Париж, 1963).

Нa переломе: Три поколения одной моск. семьи (1821-1921) (1970) YMCA-PRESS

За рубежом: Белград-Париж-Оксфорд: Хроника семьи Зерновых (1921-1972) (1973) YMCA-PRESS

Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, истории Церкви и православной культуре (1973)

The Fellowship of St Alban and St Sergius: a Historical Memoir (1979)

Закатные годы: Эпилог хроники семьи Зерновых (1981) YMCA-PRESS

Sunset Year: A Russian Pilgrim in the West (1983)

Источники

Василий (Кривошеин). Еще о Халкидонском Соборе и малабарских христианах: (По поводу ст. Н. М. Зернова Что отделяет от нас «Ортодоксальную» церковь Южной Индии?) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1961. № 38/39. С. 153-161

Андреев Н. Семейная хроника Зерновых // Новый журнал. N.Y., 1973. № 111. СС. 248-250

Русские писатели эмиграции. Бостон, 1973

Солнцева Н. Н. М. Зернов // Зернов Н. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. 1995. С. 197-208

еп. Каллистос (Уар). Н. Зернов // Соборность. 1998. СС. 41-62

Православная энциклопедия

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Письмо сто четвертое

св. Тихон Задонский. Письма келейные Повидим далее, что фарисейская зависть и злоба чинила Христу Господу, Который пришел спасти их. Когда Господь изгонял бесов из людей, и народи видевше, дивишася глаголюще,

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.