Наследие советского времени в современном Православии
Постановка вопроса
Почему мы должны говорить о политических вопросах? Ведь политика считается одновременно делом грязным и безразличным:
Люди всех политических взглядов могут быть членами Церкви.
Сейчас политика пришла ко всем
Все ответы кажутся неудовлетворительными на фоне большой правоты спецоперации.
Сейчас есть что-то очень важное: спецоперация и ее оценка.
И есть то, что менее важно, но тоже нуждается в решении:
- Возвращение советских символов,
- Сплоченные либеральные деятели из не уехавших: в культуре, прессе, образовании, науке, бизнесе.
- Невнятная или неверная позиция Церкви.
Мы живем в истории
История состоит в том, что Бог судит мир уже сейчас.
Человечество в целом слышит вопросы, и дает правильные или неправильные ответы.
Христианское государство «пленяет ратники и проходит послушание»,
Церковь «верой обличает невидимое».
Ход событий
История не останавливается, мы отвечаем на вопросы по ходу поступления.
В Новое время мир снова населяют идеологические “боги” и главный среди них – сам человек.
Сейчас главный вопрос: спецоперация, а восстановление памятников Ленина, советских названий: второй вопрос, и его надо понимать как второй вопрос.
Этот вопрос второй, потому что на него политические гностики уже дали неверный ответ, а хорошие люди не сопротивлялись ложному ответу.
Смешение: «как хорошо, что атеисты вместе с христианами воюют против нечисти».
Надо отделять: что воюют – хорошо, а то, что в нашем обществе существует такое смешение – нехорошо
Но этот вопрос сейчас не стоит. Он стоял в начале 1990-х, и тогда ОВЦС разработала свою концепцию смешения, и концепция «русского мира» была одним из опытов такого смешения.
Старое и современное в нашей жизни
Есть вопрос, на который выпало ответить нам. Это вопрос о том, что сейчас происходит на Украине.
И есть остатки громадных ошибок, на которые уже был дан неправильный ответ:
- Соучастие православных модернистов в свержении Царя;
- Сотрудничество с советским режимом;
- Примирительное отношение к либерализму в постсоветское
время.
В нашем мире много старого.
Хотя сами великие идеологии умерли, и уже не вернутся, но современный мир – кладбище символов, мифов.
Они когда-то служили для объяснения мира, но теперь утратили свою силу.
Ничего нового не возникает: только комбинации старых мифов, эклектика.
Социальное христианство – смесь православного модернизма и социализма. Обращается не к душам, а к классам, социальным слоям: молодежи, пожилым.
Социальная справедливость примешивается ко всему: к Христианству, к либерализму.
Таких рудиментов довольно много.
Почему церковные хоры, Сретенский, например, исполняют советские песни?
Коммунизм кажется обезвреженным, безопасным.
И он кажется просто человеческим: простые люди из советских фильмов.
Ошибка в том, что христианин сам имеет неправильное (не обязательно коммунистическое) представление о человеке.
И он не видит, чем советский человек отличался от образца человека, от Христа, как он утратил свое богоподобие.
Символы имеют свое устойчивое содержание.
Например, СССР – символ не просто собирания земель, а собирания людей в мировую Коммуну. Значит, использующие этот символ неверно понимают, в чем должно состоять собирание земель. С другой стороны, все символы мертвы, и значит такое собирание (по типу СССР) не состоится.
Выводы
- Ни одна идеология сегодня не существует в чистом виде. Они существуют в смешении, и этим сильны.
- Смешение сильно, а идеологии бессильны, если так можно
выразиться. Миссия марксизма в России закончилась.
Опасность не здесь.
- Смешение сильно, а идеологии бессильны, если так можно
- Надо отвергать все мифы и все символы. Что толку отвергать марксизм, а незаметно для себя производить либеральные мнения?
- Чтобы все отвергать, надо различать мифы и символы. А это задача не из простых. Она требует наблюдения за собой: в вере ли мы (2 Кор.13:5)?
- Надо вести внимательную жизнь: ходить пред Богом непорочно (Быт. 5:22).
Мы должны смотреть на это сквозь призму редивинизации. Понимать, что мы живем в необычном мире.
Тут проблема, потому что вернуться в прошлое без идеологий невозможно, потому что в прошлое, в утопию прошлого возвращается новый человек.
Выход в критике (и самого себя), в том, чтобы сейчас предстать пред Богом.
Если мы думаем, что наступило Второе Крещение Руси, что народ покаялся, и т.п, то мы погружаемся в мир редивинизированный, а не видим вещи, как они есть.
Мы живем в своем частном мире, мире своих снов, а не в большом и реальном мире пред Богом.
Поэтому надо говорить о политике.
Роман Вершилло
Добавить комментарий