Ненасилие и общественный мир как гностические фантазии

Звучащие в эти дни призывы к гражданскому миру, ненасильственной борьбе с режимом, утверждения о равной допустимости любых политических убеждений для христиан - все это признаки гностической горячки, охватывающей наше общество.

В пылу политических баталий ноября-декабря 2011 г. вспомнили даже о Мохандасе Ганди и Мартине Лютере Кинге. Во всяком случае, модернистский сайт «Православие и мир» представляет эти культовые фигуры в качестве христианской альтернативы и правящему режиму, и радикальной оппозиции.

Ненасилие
Наше общество тоже охватывает гностическая горячка, порожденная мечтой о прекрасном мире.

Разумеется, перед нами абсурд, и даже отчасти комический, но в нем есть своя система. Мысль модернистов продолжает развиваться в русле светского мистицизма и в направлении очередной «политической религии». Идеи ненасилия, общественного мира и т.п. непрактичной ерунды возникают здесь совершенно не случайно, почему мы считаем полезным привести анализ гандизма, сделанный американским философом Эрихом Фогеленом:

Необходимо сказать еще несколько слов о явлении, тесно связанном с анархизмом: о движении ненасилия в английской политике. К концу XIX столетия на Западе оказалось весьма сильным влияние русской анархистской литературы, и особенно трудов Толстого. В результате возникла идея гражданского неповиновения, как политического орудия в борьбе с государством. В начале XX в. в Англии начались инциденты с суфражистками, которые проводили кампанию неповиновения и голодовки, пока наконец Ганди (1869-1948) не включил эти методы в свой политический арсенал. Последнее привело к серьезным последствиями. Метод неповиновения впервые был применен Ганди в Трансваале в 1907 г. в качестве протеста против антииндийского законодательства Трансвааля. После Первой Мировой войны Ганди продолжил свою борьбу уже в Индии в виде кампании гражданского несотрудничества и столкнулся с теми же проблемами, которые предвидел и Толстой. Ганди настаивал на ненасильственных действиях, и результатом стали теракты и крестьянские восстания 1921 г. Перед лицом беспорядков, начавшихся в результате его пропаганды ненасилия, Ганди начал крайне резко осуждать всякое насилие, что привело к ужасным событиям 1922 г. в Чаури-Чаура, когда крестьяне атаковали полицейский участок и сожгли там 23 полицейских. Это вынудило Ганди немедленно прекратить гражданское неповиновение и несотрудничество. Та же картина повторилась во время Второй кампании гражданского неповиновения в 1930 г.

Ганди придерживался, в сущности, тех же взглядов, что и Толстой: эсхатологическая этика вводилась в качестве политического орудия в мирской борьбе. Не составляет большой разницы, что у Толстого анархизм «базировался» на Евангелии, а Ганди успешно приобрел ореол восточного «святого» (From Enlightenment to Revolution. Duke University Press, 1975. PP. 221-222).

Действительно, более знакомый нам анархизм Толстого предлагает действовать в мире реальном так, как будто он является вымышленным. В вымышленном мире нет никаких проблем, мучающих мир реальный, да и вообще никаких проблем морального или интеллектуального плана.

Ненасилие – безумная социальная мечта

Недеяние у Толстого, Ганди, Мартина Лютера Кинга носит не пассивный мироотрицающий смысл, как в буддизме, а служит целям преобразования общества, государства и семьи. Это безумная мечта, но мечта не о личной своей участи, а мечта социальная, то есть идеология. Человек должен менять окружающий мир, применяя к делу свое мировоззрение, считает гностик.

Как пишет Э. Фогелен:

В мире гностической мечты непризнание реальности есть первейший закон. В результате, поступки, которые в реальном мире считаются морально безумными из-за их реально пагубных результатов, в мире мечты будут считаться нравственными, поскольку в вымышленном мире они должны были привести к совершенно иным результатам. Разрыв между мечтательным намерением и реальным эффектом гностицизм приписывает не своей аморальности игнорирования реальности, а аморальности личности или общества, которые ведут себя не так, как должны бы вести себя в вымышленном гностическом мире (The New Science of Politics. The University of Chicago Press, 1952. PP. 169-170).

Итак, звучащие в эти дни призывы к гражданскому миру, ненасильственной борьбе с режимом, утверждения о равной допустимости любых политических убеждений для христиан – все это признаки гностической горячки, охватывающей наше общество.

Все это вынуждает нас более серьезно отнестись к современному моменту. Если уж речь пошла о согласии несогласных, о примирении вне истины и ненасильственном свержении власти, следует ждать беды. Большой беды.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Новый перевод на русский язык Евангелия от Матфея

Мы считаем, что сказанного достаточно для характеристики нового перевода Евангелия от Матфея, как предприятия неудачного с научной точки зрения и неприемлемого для православных русских людей в силу скрытых в нем

2 Responses

  1. Все в точку.
    Яркий пример этого гнозиса – Солженицын.

  2. «Отступление начало совершаться с некоторого времени быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет!»
    Святитель Игнатий Брянчанинов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.