Ненавязчивые идеи. Апрель 2024 года

Россия, Русь – страна вечного северного крестьянина...

Россия, Русь – страна вечного северного крестьянина

Россия, Русь – страна вечного северного крестьянина, страна исторически длинных мыслей, страна тысячелетиями создаваемых умозрений. Наше творчество XIX века, наша великая литература не есть поэтому непонятный и необъяснимый эпизод, как не есть непонятный и необъяснимый эпизод наша древняя архитектура и живопись. В ней живет многовековая душа нашего народа со всей той житейски излишней умудренностью, той усталостью от жизни деятельной и предпочтением жизни созерцательной, которая служит признаком лишь древних цивилизаций.1

Павел Муратов


Задачи неисполнимы

В эпоху Отступления из задач, стоящих перед христианином, остались только самые легкие, то есть такие, которые неисполнимы человеческими силами.


Препираться

В спорах с еретиками надобно препираться мыслями сильными, и непрестанно. Не давая им нисколько времени отдохнуть, можно таким образом привести их полчище в смятение, и совершенно преодолеть.2

св. Иоанн Златоуст


Вы не так поняли, вырвали из контекста

Меня упрекали и упрекают: “Вы не так поняли, вырвали из контекста”.

Это аргумент для неумеющих читать.

Они думают, что можно сначала сказать что угодно, а потом это “что угодно” истолковать как угодно.

Две дополнительные степени свободы превращают речь в ничто.


Я не чувствую себя человеком, который свободно определяет своё будущее

Я не чувствую себя человеком, который свободно определяет своё будущее. Ни в каком, ровно в никаком, отношении.


Модернизм как “что” и как “кто”

Я предлагаю изучать модернизм с двух сторон: как “кто” и как “что”.
Потому что у нас образовались два определения:

Модернизм – это модернисты

И второе:

“Модернизм – это идеология, проникновение идей в Православную Церковь”.

Эти два подхода и два определения описывают один и тот же предмет.

Модернизм как “кто” – это список имен, организаций (особенно важны образовательные учреждения), СМИ, список задокументированных влияний одного модерниста на другого, общий патологический словарный запас. Наконец, в виде обобщения: четыре поколения модернистов, направления модернизма.

Модернизм как “что” – это диагноз всего нашего времени как времени Отступления.


Во власти говорящего – советовать, а не производить убеждение

Во власти говорящего – советовать, а не производить убеждение.3

св. Иоанн Златоуст


Не имеет значения, с какой силой человек заявляет о своих позициях

Не имеет значения, с какой силой убеждения человек заявляет о своих позициях.
Никакой силы недостаточно, чтобы сделать мнение – правдой.


Когда мы читаем новости модернизма, то приобретаем моральную уверенность в том, что модернисты – враги Церкви.

А моральная достоверность – самая твердая. Это достоверность факта.


Государство для нас не вершина, но и не глубина падения

Так как мы не верим в миф прогресса, то для нас государство не вершина развития, но и не глубина падения, не стадия развития и не стадия распада.

Не веруем мы также и в миф регресса, так что даже идеологии для нас еще не вся глубина падения. Короче говоря, “гибель Запада” нас не очень впечатляет.


Чтение Писаний есть собеседование с Богом

Чтение Писаний есть собеседование с Богом.4

св. Иоанн Златоуст


О душе человеческой ничто так не свидетельствует, как любовь к слову Божию

Не тот человек, у кого есть тело и голос человеческий, а тот, у кого есть душа человеческая и душевное настроение. Α о душе человеческой ничто так не свидетельствует, как любовь к слову Божию; равно ничто так не показывает и не обличает души скотоподобной и неразумной, как пренебрежение к слову Божию.5

св. Иоанн Златоуст


Читающий постоянно божественные Писания и стоящий при их потоках

И то дерево, которое стоит при потоках, не два или три часа сообщается с водами, но каждый день и каждую ночь. Потому это дерево и украшается листьями, потому и изобилует плодами, – хотя никто из людей не напаяет его, – что оно стоит при потоках, привлекает к себе влагу корнями и как бы какими-нибудь проходами передает полезные соки всему своему составу. Так и читающий постоянно божественные Писания и стоящий при их потоках, хотя бы не имел никакого толкователя, постоянным чтением, как бы некоторыми корнями, приобретает себе великую пользу.6

св. Иоанн Златоуст


Нет ничего выше государства

Нет ничего выше государства. Но ведь и мир тоже великое тело, которое нас обнимает, и до поры до времени мы не выходим из него (1 Кор. 5:10).

И все равно душа ценнее всего мира, а следовательно, и государства.


Наше высказывание против модернизма – политическое

Наши возражения против православного модернизма – политические, и не надо этого бояться.

Сборища кочетковцев, меневцев, осиповцев, лжемиссионеров, церковных реформаторов (искренних и не искренних), – все это разные светские, политические организации.

Вместе они образуют политическое тело, которое должно, по их мысли, заменить собой Церковь Христову.


Ничего нового нет

Мы сегодня не можем богословствовать, потому что не можем отрешиться от оригинальности.


Вооружить душевнобольного

“Владыка Гавриил (Чепура) долго и вдумчиво беседует с буд. о. Киприаном (Керном) об опыте святого Григория Паламы, об исихазме и об Иисусовой молитве. Эти беседы привели его к изучению трудов святого Григория Паламы и византийской исихастской традиции и посеяли в его сердце любовь к Литургии”.7

Это все равно, что вручить невменяемому огнемет.


Власть гностической политики

Гностическая политика властна над всяким, кто приходит к ней волею, независимо от его роли в обществе. Нужно только согласие, и дать его очень легко. Это такая демократия в аду.


Спор о прикрывает суть расхождений

Иногда спор лишь прикрывает суть расхождений. Противники спорят не на тему, но на самом деле на тему. К корню расхождений можно прийти, споря по любому вопросу.

Вот, например, и споры с модернистами, какими бы мелочными они ни выглядели, указываю т на принципиальный разрыв между ними и Православием.


Воспоминание о культуре

Воспоминание о культуре, мечта о культуре почти ничем не отличается от культуры. За одним исключением.

Русская культура в ее нынешнем состоянии тебя никак не может порадовать, а мечта о русской культуре радует неизменно.


Позаботься когда-нибудь и о действительности

Слово Божие хочет, чтобы ты не на одном месте стоял, но был приснодвижен, благодвижен, совершенно новосоздан, и если согрешаешь, обращался от греха, а если благоуспеваешь, еще более напрягал силы. Вчера вера твоя была сообразна с обстоятельствами времени, ныне познай веру Божию. “Долго ли тебе хромать на оба колена” (3 Цар. 18:21)? Долго ли будешь готовить нужное к строению? Займись наконец самой постройкой. Вчера вменял ты себе в честь казаться, ныне вмени в большую себе честь быть тем на самом деле. Долго ли будут одни грезы? Позаботься когда-нибудь и о действительности!8

св. Григорий Богослов

Роман Вершилло

Сноски

  1. Муратов П. Открытия древнего русского искусства // Древнерусская живопись. М.: Лагуна-Арт; Айрис-пресс, 2005. С. 45. ↩︎
  2. св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к филиппийцам // Творения: в 12 Т. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1905. Т. 11. С. 315–316. ↩︎
  3. св. Иоанн Златоуст. Беседа против непришедших в собрание и на слова апостола: “Аще алчет враг твой, ухлеби его” (Рим. 12:20), и о злопамятстве // Творения: в 12 Т. СПб: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1897. Т. 3, Кн. 1. С. 166. ↩︎
  4. св. Иоанн Златоуст. Беседа о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным // Творения: в 12 Т. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1897. Т. 3, Кн. 1. С. 76. ↩︎
  5. св. Иоанн Златоуст. Беседы о перемене имен. Беседа по прочтении места: “Савл же еще дыхая прещением и убийством” (Деян. 9:1), когда все ожидали, что будет сказана беседа на начало 9 гл. Деяний, – о том, что призвание Павла есть доказательство воскресения. // Творения: в 12 Т. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1897. Т. 3, Кн. 1. С. 101. ↩︎
  6. св. Иоанн Златоуст. Беседа о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным. // Творения: в 12 Т. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1897. Т. 3, Кн. 1. С. 76-77. ↩︎
  7. Преподобный Сергий в Париже: История Парижского Свято-Сергиевского православного богословского института. СПб.: Росток, 2010. ↩︎
  8. св. Григорий Богослов. Слово 44, на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта//Собрание творений: в 2-х Т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 659 ↩︎

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Антигосударство

Антигосударство – это беспорядок в обществе, охраняемый государственной властью, несправедливое подчинение низших высшим и высших низшим.

Святая ревность

архиеп. Аверкий (Таушев) Огонь пришел Я низвести на землю,и как желал бы, чтобыон уже возгорелся (Лк. 12:49) Самое главное в христианстве, по ясному учению Слова Божия, это — огонь Божественной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.