Ненавязчивые идеи. Август 2025 года

Истина оправдается, любовь победит, жизнь воскреснет.

Кто не старается успевать в познании Сына Божия и Его спасительного учения, и думает угодить Богу как случится: тот приносит в жертву слепое (Лев. 22:22).1

св. Филарет Московский


В начале Бог, создавший человека, сам беседовал с людьми, поскольку люди могли слышать его. Так Он приходил к Адаму; так обличал Каина; так беседовал с Ноем; так посещал Авраама. Когда же весь род человеческий впал в великое нечестие, и тогда совершенно не отвратился Создатель от всего рода человеческого; но так как люди сделались недостойными беседы с Ним, то желая возобновить общение с ними, посылает к людям, как будто к находящимся вдали, писание, чтобы привлечь к себе весь род человеческий. Это писание послал Бог, а принес Моисей.2

Свт. Иоанн Златоуст


Размышление души, просвещенной светом божественного Писания, представляет вернейшее и необманчивое суждение о вещах.3

св. Иоанн Златоуст


Мир, ненавидящий нас за Христа, старается дать своей ненависти такой вид, будто он не за Христа против нас враждует, а осуждает нас, как не истинно Христовой стезей ходящих.4

св. Филарет Московский


Итак, пусть клевещут на истину, пусть ненавидят любовь, пусть убивают жизнь: истина оправдается, любовь победит, жизнь воскреснет.5


св. Филарет Московский


Из мысли о народе выработали идол: и не хотят понять даже той очевидности, что для столь огромного идола не достанет никаких жертв.6

св. Филарет Московский


От чего бы ни произошло твое внутреннее смущение: закрой бережно сосуд твой – молчанием, и дай ему стоять – в терпении, доколе беспокойное брожение кончится и вино твое очистится.7

св. Филарет Московский


Церковь Божия, дом молитвы, святилище таинств, жилище Божие, храм, хотя рукотворенный, но такой, в котором созидаются нерукотворенные живые храмы Божии, в которых, то есть, верующие просвещаются словом Божиим и освящаются таинствами веры, так разнится от простых домов, как небо от земли, как Божественное от человеческого.8

св. Филарет Московский


О бедная смертность, или, что почти то же, греховность наша!9

св. Филарет Московский


Тяжело творить, создавать новое и ранее невиданное. А истину познать легко, ее­-то не нужно создавать. Несравнимо легче скитаться с Авраамом, чем строить Вавилонскую башню.


Мы специально выбрали проблему модернизма как не решаемую практическим путем, чтобы изучить, насколько мы любим истину ради нее самой, а не для самоутверждения.


Чем глубже “весь мир лежит во зле” (1 Ин. 5:19), так что различие зла и блага становится в нем как бы едва видимым, тем с большей осмотрительностью мы должны в нем прикасаться даже к тому, что кажется благом.10

св. Филарет Московский


Как уже ныне видны плевелы на ниве Господней! Не близка ли потому и великая жатва? Ибо точно, по сказанному: “соберите первее плевелы, и свяжите их в снопы” (Мф. 13:30), – плевелы уже начинают сами себя приготовлять к последнему связанию в снопы для сожжения: люди, которые предавались нечестию и беззакониям каждый по себе, время от времени более и крепче связываются в сообщества, в скопища, в соумышления.11

св. Филарет Московский


Понятно варварство, а классическая культура непонятна, потому что ее надо знать, а чтобы знать, надо ее изучать. Это же относится по смежности к философии и к богословию.


Чтобы достигнуть в царство всеобъемлющей любви Божией, должно прежде остаться одиноку сердцем, как тот, кто сказал: “един есмь аз, дондеже прейду” (Пс. 140:10)”.12

св. Филарет Московский


Как только ты начинаешь искать культурные особенности, ты погружаешься в мечту, в свой частный сон.

На этой стадии становятся привлекательными варварские культуры, так как в них нет ничего кроме особенностей.


Первой книгой, в которой вписано было Евангелие, было сердце Преблагословенной Марии, оно было сокровищницей богатства Христова, “соблюдаше вся глаголы в сердце своем”. В сердце верующем Богу, в сердце любящем Единородного Сына Божия и Своего, слагала она глаголы тайны и славы Христовой: и ничего не могло похитить отсюда забвение, потому что любовь не допускает забвения, не могло прокрасться сюда любопытство и собственное мудрование, потому что вера не любопытствует.13

св. Филарет Московский


Ответом на неверие может быть только вера.


Мнение зависит от личности, а истина – нет. Не имеет значения, кто высказал истину, потому что истина стоит на своем основании.

Поэтому человек, говорящий истину, неуязвим.


«Спрашивающему нужно отвечать только с точки зрения тех предметов, которые обозначаются словами, что следует соглашаться с тем и отрицать то, что говорится, с точки зрения предмета, который обозначается» (блж. Августин).

Это означает, что мы обсуждаем не мнения людей, а сами предметы, о которых у них и у нас эти мнения составились.

Например, мы читаем о. Александра Шмемана, где он пишет о Церкви, и мы судим его слова не с его точки зрения, а с точки зрения истинного учения о Церкви. Так, споря с модернистами, мы получаем от этого пользу, потому что лучше изучаем сами Церковные вероучительные истины.

В результате, мы узнаем больше об Истине, а не о модернистах, которые для нас только повод обратиться к истинным предметам.

Роман Вершилло

Сноски

  1. св. Филарет Московский. Слово в день святого мученика Благоверного Димитрия Царевича. 1843 г. // Сочинения. М.: , 1873-1885. С. 253. ↩︎
  2. св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. // Творения. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1895-1905. С. 9. ↩︎
  3. св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. // Творения. – СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1901. ↩︎
  4. св. Филарет Московский. Слово в день Святаго Мученика Благоверного Царевича Димитрия. 1846 г. // Сочинения. М.: , 1873-1885. С. 451. ↩︎
  5. св. Филарет Московский. Слово в день Святаго Мученика Благоверного Царевича Димитрия. 1846 г. // Сочинения. М.: , 1873-1885. c. 452. ↩︎
  6. св. Филарет Московский, Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича. 1848 г. // Сочинения. – М., 1882. С. 553. ↩︎
  7. св. Филарет Московский, Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы. 1827 г. // Творения. – М.: Новоспасский монастырь, 2006. С. 82. ↩︎
  8. св. Филарет Московский. Слово по освящении храма св. Иоанна Богослова, что в Бронной. 1842 г. // Сочинения. М.: , 1873-1885.c. 203. ↩︎
  9. св. Филарет Московский. Речь к Преосвященному Исидору, новорукоположенному Епископу Дмитровскому. 1834 г.//Творения. Слова и речи в 5-ти т. М.: Новоспасский монастырь, 2006. Т. 3. С. 285. ↩︎
  10. св. Филарет Московский, Слово на второй день праздника Рождества Христова. 1814 г. // Сочинения. – М., 1873. С. 86. ↩︎
  11. св. Филарет Московский. Беседа из притчи о плевелах. 1825 г. // Творения. – М.: Новоспасский монастырь, 2005. С. 239–240. ↩︎
  12. св. Филарет Московский, Слово пред погребением тела генерал-лейтенанта графа Павла Александровича Строганова. 1817 г. // Сочинения. – М., 1873. С. 243. ↩︎
  13. св. Филарет Московский. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы. 1843 г. // Сочинения. М.: , 1873-1885. c. 629–630. ↩︎

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Автокефалия, уния, далее везде

Огромная благодарность архимандриту Аввакуму за столь яркое новое подтверждение тезиса о том, что украинская автокефалия – это путь к унии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.