Могут ли скорби посетить человека и не нарушить мир душевный?
Вы спрашиваете: могут ли скорби посетить человека и не нарушить мир душевный? — Чтобы точнее ответить на этот вопрос, нужно различать: собственно душевный мир и мир духовный, благодатный. Скорби всегда более или менее нарушают мир душевный, но духовно-благодатного мира они не могут нарушить никогда. Поэтому о стяжании этого мира и необходимо нам заботиться в продолжение всей нашей земной жизни.
Хочешь понять что-либо? Придется отказаться от самонадеянной мысли изменять порядок вещей.
Пойдем дальше.
Верует только тот, кто ничего не меняет в смысле и букве догматов.
А благочестие выражается прежде всего в постоянных усилиях ничего не менять в духе и чине Богослужения.
Ты можешь видеть любимого умершего и здесь, если находишься в бодрственном состоянии, потому что надежда будущих благ светлее самого зрения.1
св. Иоанн Златоуст
В духовно больном обществе представлен весь спектр мнений, но, вопреки всякой вероятности, истина в нем не представлена.
Ничто так не ознаменовано во времени чертами вечности, как Церковь Христова. Ее догматы о Боге вечном и неизменном по сему самому суть истины вечные и неизменные. Ее правила жизни, происходя от того же вечного источника, естественно имеют то же достоинство неизменности. Имея целью возвести человека в жизнь вечно-блаженную, она и во временной жизни непрестанно направляет его к тому, в чем заключаются неразрушимые временем семена и начатки будущей вечно-блаженной жизни. Посему Церковь Христова и в тех учреждениях своих, которые неизбежно подвержены закону времени, как внешние и случайные проявления духа ее, не любит изменений, но требует всевозможного постоянства. “Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои” (Притч. 22:28). “Стойте, и держите предания, имже научистеся” (2 Фес. 2:15).2
св. Филарет Московский
Царства земные не имеют бессмертия и другой жизни в вечности: следственно Божий над ними суд и воздаяние им за правду или неправду должны совершаться во временах.
св. Филарет Московский
Даже небольшое нарушение равновесия между мыслью и делом, например, преобладание действия над мыслью или наоборот, уже говорит об ослаблении безграничной любви к Истине (Мф. 22:37).
Хвалить надо только то, с чем ты полностью согласен. Иначе получается не единомыслие во Христе, а избирательное сродство по Гете.
Предание и опыты показывают, что души усопших хотя разрешены от уз плоти, однако и по разлучении от нее, по особенному устроению Провидения, а иные, может быть, и по влечению навыка и воспоминаний земных, являются нередко в местах пребывания своего на земле, и в близости к телам, с которыми проходили временную жизнь, и которые приимут паки для жизни вечной. Ибо каким образом чудодействуют, и особенно каким образом на душевное состояние благотворно действуют мощи Святых, если не благодатною силою душ Святых, чрез оные проявляемою?…
Почему же и нам не позволить себе утешительной мысли, что души почивающих близ храма сего, по крайней мере некоторые, непосредственно услышат глас здешних славословий и молитвословий, ощутят духовное благоухание тайнодействий, и получат или приращение своего покоя, или облегчение своего сетования?3
св. Филарет Московский
У всего истинно существующего Первопричина – Бог.
И только у злой воли нет причины. Она сама себе Первопричина.
Неудивительно после этого, что духовно больные люди поклоняются ей как богу под именем “свободы”, “свободного выбора”, “политической свободы”.
17 июля
Есть день, похожий на могилу,-
И ты его не пропусти.
Он в сердце каменном России,
В конце печального пути.
Она глядит из чернобыла
Сквозь глубину протекших лет
На День, в который заложила
Себе последний монумент.
С. К.
Все истинно, поколику существует, и только то ложно, что имеет мечтательное бытие.4
блж. Августин
Неумение и нежелание учиться обобщать (то есть думать, читать) отчуждает мысль от действия, делает их из союзников и соработников – антагонистами, соперниками.
Там же, где мысль и действие разделены, рождается мечта: романтическая, варварская, сентиментальная.
И это всегда мечта о том, чтобы что-нибудь сделать.
Я бы не стал много размышлять над тем, много ли сохранилось в наше время от прошлого.
Гораздо интереснее думать над тем, что сохранилось от настоящего.
Справедливость в Священном Писании в самом простом и прямом смысле слова:
За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того (Откр. 16:6).
Примите мой искреннейший совет: займитесь глубоко чтением всех сочинений святого Иоанна Златоустого; они все есть на французском языке; толкование на евангелиста Матфея, на послание к Римлянам, еще кое-что есть и на русском. Доколе судьба не вывела вас опять на поприще отечественной службы, займитесь на свободе определительным воспитанием вашего духа. Предлагаю вам того церковного писателя, который необыкновенною чистотою, ясностию, силою христианского учения возносит читателя превыше всего земного; на высоте заоблачной витает этот духовный орел и оттуда показывает землю питомцу своему. Думаю, величайшее приобретение для государственного человека – взглянуть на землю с этой высоты; – не говорю уже: какое это приобретение для христианина и человека, – наследника вечности.5
св. Игнатий (Брянчанинов)
Сетуют, что нет ныне святых. Мимоходом замечу, что не должно преувеличивать сего мнения. Многие, или немногие, только должны быть и ныне святые; и не может быть, чтобы их совсем не было: ибо без святых мир не был бы достоин хранения Божия, и не мог бы стоять. “Семя свято стояние его” (Ис. 6:13). Мы можем говорить, что нет ныне в мире святых, подобно как отец Алексия человека Божия сказал, бы, что у него в доме нет сына, и нет святого, тогда как сын его жил у него в доме, и был муж святый, но закрыт был и от отца, и от других, образом нищего. Справедливее можно скорбеть, что Богопросвещенные наставники и святые ныне слишком редки; что их не видно, что в людях духовных примечается незрелость духа. Что ж? Как утешиться нам в сей скорби? Как восполнить примечаемый недостаток? – Возьмите в прошедшем то, чего не находите в настоящем: “поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие” прежде.6
св. Филарет Московский
С тех пор как учение христианское заключено в священные книги, Святая Церковь для верного и неизменного сохранения сего учения имеет обычай и правило не только мысли сего учения на непреложном свидетельстве Богодухновенного Писания утверждать, но и сами слова и выражения для означения важнейших предметов и частей учения заимствовать из того же чистого источника Писания. Так, если тщательно разберете Символ Православной Веры и сличите его с Священным Писанием: то найдете, что Святые отцы Никейского и Константинопольского соборов изобразили в нем догматы Веры не своими словами и выражениями, но взятыми из Священного Писания, и, таким образом, Символ Веры имеет для нас сугубую важность; ибо не только в нем изрекают истину отцы Церкви, но и само Священное Писание, само слово Божие говорит их устами. Подобно сему и в учении о преданиях само сие понятие, и само наименование “предания” заимствуется из Священного Писания.7
св. Филарет Московский
Где понятно, там и непонятно.
И наоборот.
Слово Божие есть семя плода духовного: проведи глубоким вниманием глубокую бразду в сердце твоем, чтобы принять оное, и взрастить, и принести плод Богови. Слово Божие есть роса небесная: положи пред ним душу твою, как землю жаждущую. “Живо слово Божие и действенно” (Евр. 4:12): не препятствуй ему животворно действовать в тебе; устрани беспорядочное движение помыслов, желаний, страстей.8
св. Филарет Московский
Сноски
- св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста // Творения. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1901. Т. 7. С. 347. ↩︎
- св. Филарет Московский. Слово по освящении храма Святой мученицы Царицы Александры. 1851 г. // Сочинения. М. , 1885. Т. 5. С. 140-141. ↩︎
- св. Филарет Московский. Беседа на обновление храма на месте погребения усопших. 1857 г. // Сочинения. М., 1885. Т. 5. С. 430. ↩︎
- блж. Августин. Исповедь. // Творения. Киев , 1914. Ч. 1. С. 171. ↩︎
- св. Игнатий (Брянчанинов). Утешение в житейских невзгодах. Письмо 185 (279, 10) // Собрание писем. М., СПб.: Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1995. С. 356–357. ↩︎
- св. Филарет Московский. Слово в день обретения мощей Святителя Алексия. 1837 г. // Сочинения. М. ,1882. Т. 4. С. 50. ↩︎
- св. Филарет Московский. Слово по освящении храма Живоначальной Троицы в Московском Данилове монастыре. 1838 г. // Сочинения. М. , 1882. Т. 4. С. 96. ↩︎
- св. Филарет Московский. Слово на освящение храма Воскресения Христова в селе Гуслицах. 1840 г. // Сочинения. М. , 1882. Т. 4. С. 140. ↩︎