Бесстыдство составляет третий необходимый компонент духовной катастрофы
Наряду с глупостью и невежеством – бесстыдство составляет третий необходимый компонент духовной катастрофы, которую мы наблюдаем.
Для такой катастрофы недостаточно сплоченной группы глупцов, то есть идеологов-оправдателей неверия и неправоверия. Для нее недостаточно и массового духовного невежества, которое истолковывает учение модернизма, якобы, в православном духе. Нет, всего этого мало: нужны еще избранные, достойные и верующие люди, которые своим бесстыдным равнодушием венчают эту пирамиду зла.
Если человек поступает, как он хочет, он поступает не свободно.
Я владею Его Писанием
Ведь разве я на собственную силу надеюсь? Я владею Его Писанием. Это – мой жезл, это – моя опора, это – моя безмятежная пристань. Хотя бы возмущалась вселенная, я держусь Его Писания; я читаю его; эти письмена – моя стена и безопасность. Какие письмена? “Аз с вами есмь во вся дни до скончания века”.1
св. Иоанн Златоуст
Писание евангельское есть превосходнейшее из высочайших учений
Чтение всего боговдохновенного Писания сообщает внимательным познание благочестия, но досточтимое Писание евангельское есть превосходнейшее из высочайших учений, потому что содержащиеся в нем изречения суть глаголы высочайшего Царя.2
св. Иоанн Златоуст
Без истины любовь к истине не поможет.
Конечно, справедливости не видят так, как видят лошадь, но ее понимают не хуже, а скорее даже лучше.3
Лейбниц
Патологическое сознание создает беспорядок
Патологическое сознание создает беспорядок. И только оно способно жить в беспорядке, не потому что оно слишком сильно, а потому что оно слишком слабо.
Разумное сознание неспособно жить в беспорядке, но оно имеет достаточно силы, чтобы искать и находить Божественный порядок через веру, знание и мораль.
Исполнить гражданский долг – это еще не самопожертвование
Исполнить гражданский долг – это еще не самопожертвование, потому что ты отдаешь то, что уже должен.
Человек хочет свободы
Человек хочет свободы, и это не свобода.
Государство требует всего человека
Государство требует всего человека. Цивилизация требует всего человека. Даже каждая профессия претендует на человека без остатка.
Это законно.
То, что на эти требования отвечает христианин, выше закона.
Что значит глаз для тела, то самое и ум для души
Что значит глаз для тела, то самое и ум для души (Мф. 6:23). Поэтому, как касательно тела мы наиболее заботимся о том, чтобы иметь здоровое зрение, так и касательно души преимущественно должны заботиться о здравии ума. Если ослепим ум, долженствующий доставлять свет и прочим способностям, то чем смотреть будем? Загради источник – иссушишь и реку; подобным образом кто помрачает ум, тот приводит в беспорядок все действия его в настоящей жизни.4
св. Иоанн Златоуст
Для чего явились ереси
Для чего явились ереси, для чего диаволы, для чего демоны, для чего злые люди, соблазняющие многих, и главнее всего этого – для чего приближается антихрист, имеющий такую силу к обольщению, что, как говорит Христос, он будет делать нечто такое и так, что в состоянии будет соблазнить даже и избранных?
Но ты не должен доискиваться этого, а все нужно предоставить неисповедимой премудрости Божией. Кто уже твердо уверовал, то хотя бы ярились бесчисленные волны, хотя бы поднимались бесчисленные бури, он не только не потерпит никакого вреда, но сделается еще более сильным; слабый, рассеянный и малодушный человек часто падает, когда никто не толкает его.5
св. Иоанн Златоуст
Модернисты даны нам
Модернисты служат нам для упражнения в вере, надежде и любви.
Церковь пользуется еретиками
Церковь пользуется еретиками – для утверждения своего учения, раскольниками – для доказательства своей твердости, иудеями – для сравнительного указания своей красоты.6
блж. Августин
Модернисты пользуются
Модернисты пользуются еретиками, чтобы предавать вместе с ними Истину.
Раскольниками модернисты пользуются для доказательства своей расслабленности, а иудеями – для сравнительного указания одинакового с ними уродства.
Настоящая жизнь есть ристалище
Настоящая жизнь есть ристалище, упражнение и борьба, печь, мастерская для добродетели. Желая приготовить души к добродетели, Бог и угнетает их, и удручает, и подвергает самым тяжелым испытаниям, так чтобы падающих и слабых устранить, а людей достойных сделать еще более достойными, недоступными для наветов демона и для сетей диавола, и особенно всех достойными получения будущих благ.7
св. Иоанн Златоуст
Живя в богатстве, ожидай бедности
Живя в богатстве, ожидай бедности; наслаждаясь благоденствием, жди голода; пользуясь славой, жди бесславия; наслаждаясь здоровьем, жди болезни. Размышляй всегда о том, что дела человеческие по своим свойствам нисколько не лучше речных потоков, быстролетнее дыма, развевающегося в воздухе, и ничтожнее бегущей тени.8
св. Иоанн Златоуст
Древние гностики сильнее новых
Родоначальники модернизма: Достоевский, В. Соловьев, митр. Антоний (Храповицкий), Мережковский, Розанов, – были сильнее современных нам модернистов.
Следовательно, бороться надо с сильными (древними), а тренироваться на слабых (современных).
Не та идея имеет наибольшую силу, которая рассеялась и раздробилась на тысячи тысяч осколков и оттенков. Опаснее (то есть сильнее всего) та идея, которая ближе всего к своей исходной точке (Вершилло Р. А. Нравственный порядок и человеческая культура).
Отличать Православие от неправославия не новая задача
Неправославие по ходу истории принимает формы, которые неопытному наблюдателю могут показаться новыми и оригинальными: протестантизм, иезуитизм, пиетизм, неоправославие, православный модернизм.
На самом деле, все новое совершилось и осуществилось только в Православии. Поэтому отличать Православие от неправославия – это очень оригинальная и всегда насущная задача.
Ты хочешь сохранить прошлое?
Если ты помнишь, значит, оно не погибло.
Модернисты и образованность
Не будем преувеличивать образованность модернистов. В качестве примера приведу Пушной институт – единственное учебное заведение, в котором учился о. Александр Мень (и не смог окончить).
За образованность модернистов можно принять их примирительное отношение к естественным наукам, которое они распространяют в оккупированной ими системе православного образования.
Они капитулировали перед естественными науками, потому что модернист не способен сопротивляться превосходящей или равной силе.
А вот с науками гуманитарными получилось не так.
Всякий, кто знаком с сочинениями о. Булгакова, о. Флоренского, Бердяева, знает насколько дремучие у них были представления о языке и чтении. Это же относится и к о. Шмеману и нашим современникам, типа о. Кочеткова.
Православным стоит обратить внимание на это обстоятельство.
Два противоположных принципа
Два противоположных принципа:
- “Разрешено все, что прямо и буквально не запрещено” и
- “Запрещено все, что прямо и буквально не заповедано”.
Из первого принципа вытекает либеральное понимание политики и государства. “Политика – грязное дело”, а государство – “ночной сторож”, обязанный следить за тем, чтобы граждане не делали того, что запрещено, но не за тем, что должно делать.
Здесь над законом и над свободой воздвигается человек не просто свободный, а сверхсвободный: свободный и в своей свободе.
Из второго принципа следует обязанность соблюдать обычая, установленные до тебя, ничего не менять. Этот принцип требует, чтобы человек отказался от свободы творить все новое, необычное, искаженное, а делал только то, чего не может не делать.
“Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои” (Притч. 22, 28).
Христиане выше государственного закона, потому что правильно судят о нем: в чем он справедлив, а в чем нет.
Дух времени (Ζeitgeist) существует на самом деле, но он не на нашей стороне, потому что это дух лжи, развращающий умы и тела.
Сноски
- св. Иоанн Златоуст. Беседа пред отправлением в ссылку. // Творения. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1897. Т. 3, Кн. 2. С. 445–446. ↩︎
- св. Иоанн Златоуст. Беседа о жизни по Богу и на слова “Узкая врата…” и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы “Отче наш”. // Творения. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1897. Т. 3, Кн. 1. С. 26. ↩︎
- Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. // Сочинения В 4-х т. М.: Мысль, 1983. Т. 2. С. 305-306. ↩︎
- св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. // Творения. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1901. Т. 7. С. 237. ↩︎
- св. Иоанн Златоуст. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев. // Творения. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1897. Т. 3, Кн. 2. С. 528. ↩︎
- блж. Августин. Об истинной религии // Творения. 2-е изд. Киев, 1912. Часть 7. Гл. 6. С. 10. ↩︎
- св. Иоанн Златоуст. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев. // Творения. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1897. Т. 3, Кн. 2. С. 544. ↩︎
- св. Иоанн Златоуст. Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии. // Творения. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1895-1905. Т. 3. Кн. 2. С. 433. ↩︎