Search

Неосуждение. Вступление

Как изучать неосуждение?

Христианский суд и неосуждение


Теперь, отчетливее зная, кого, как и почему мы судим, мы можем приступить к рассмотрению темы «неосуждения». Предметом нашего исследования на этот раз станет тип человека, который рассуждает о неосуждении и использует его как орудие против христианского суда и Суда Христова. По ходу изложения мы будем припоминать те положительные открытия, которые мы сделали для себя в первой части сочинения, где доказали, что суд по истине – это всегда суд о сущности.

Разговоры о неосуждении служат для защиты и нападения

Разговоры о «неосуждении» имеют две заметные стороны. Они служат для защиты или для нападения, причем не всегда можно точно установить, где одно, а где другое.

Кураев и неосуждение
В бытность дьяконом, Кураев никого не осуждал.

Так как мы говорим о людях православных, то эти разговоры обращены не только к людям, но и к Богу. Они защищают от людского и Божеского суда и могут быть оружием в борьбе с Богом и человеком.

Как средство защиты, «неосуждение» сводится к набору приемов, с помощью которых люди избегают суждения о сущности вещей, лиц и событий. Такой способ выражения появился в самое недавнее время, в последние 50-60 лет, а до этого не был в широком употреблении. Интересно, что такая уклончивая речь встречается безразлично, как в модернистской, так и православной среде.

Суждение только свойствах, делах и словах заметно смягчает любое суждение по его форме, делает его приятнее для слуха. О негодяе, например, сообщают, что такой-то имеет некоторые качества негодяя, о еретике – что у него некоторые еретические взгляды.

«Неосуждение – это различение оценки поступка и оценки самого человека», – формулировал некогда Андрей Кураев (Основы православной культуры. Учебник для четвертого класса). Следуя этому правилу, Кураев довольно долго оставался на плаву, в границах принятого сегодня непрямого выражения своих мыслей.

Неосуждение как оружие

В отношении тех, кто не знает или не хочет соблюдать новейшие правила непрямого выражения, «неосуждение» служит орудием преследования.

Человека, который называет негодяя «негодяем», а еретика «еретиком», исключают из общественного и церковного диалога, а это наивысшая кара в обществе, в котором действует известная диалектика рабов и господ. Разговоры о неосуждении это также способ не слышать и противиться воле Божией о себе, суду над собой.

По своему типу разговоры о «неосуждении» представляют собой диалектику или, в нашей терминологии, дискурс, то есть несвязанные, не претендующие на точность, противоречивые разговоры на ту или иную тему. Тем самым мы определяем разговоры о неосуждении как разновидность патологической речи, то есть исключительно как средство защиты и нападения, но не разумную речь о сути вещей.

Как изучать неосуждение?

Из сказанного следует, что мы можем и должны изучать диалектику неосуждения, однако опровергать ее не можем и не намерены. Это не такая речь, которой можно противопоставить другую речь. Человек гностически вооруженный и духовно обездвиженный этой диалектикой заведомо отвергает всякое определение, доказательство, толкование, потому что в них всюду речь идет о сущности. Он не может участвовать в разумном диалоге, знает это и умеет воспрепятствовать такому диалогу.

Иными словами, речь о неосуждении свидетельствует о неразумии, причем в его крайней форме, потому что это неразумие сознательное, намеренное, вооруженное возражениями против любого суждения об истине: ложного и истинного. Это также крайняя степень неграмотности и неумелости. Человек идет по жизни, извините за выражение, как очумелый, не зная, за что взяться.

Причины неосуждения

Тема «неосуждения», как мы видим, простая в своей основе: люди намерены говорить только о том, что им кажется, и высказывать одни только мнения. Но тема «неосуждения» еще и намеренно запутанная, и мы будем пытаться выяснить, почему она нужна именно в этом виде.

В самом общем смысле, разговоры о неосуждении вызваны тем, что реальность Нового времени невыносима для любого человека. Она чрезмерно ужасна во всех отношениях, и по ходу истории беспорядок в ней все увеличивается.

Неосуждение – способ магической связи с реальности

За разговорами о неосуждении стоит одна основная ошибка. Человеку не дано властвовать над своим сознанием: истина принудительна для ума, судит его. Следовательно, человек существует в мире сущностей, над которыми он не властен, а не кажимостей, которые он мог бы магически, с помощью разговоров, освоить.

Неграмотность

Как мы видим, у неосуждения есть мощный аргумент в свою защиту: человек благ по своей природе. Но только глубокая неграмотность, неумение умозаключать, позволяет делать из этого тот вывод, что человека нельзя осуждать. Напротив, благая природа сильнее всего осуждает злые уклонения человека.

Ужасная действительность не угрожает упорядоченной душе

В мире, сказали мы, царит беспорядок, и этот беспорядок ужасен. Заметим, однако, что он не угрожает упорядоченной душе, потому что на самом деле мир остается упорядоченным. Его сотворил и им управляет Господь Бог.

Достаточно перестать бояться. Никакая идеологическая магия не смущает обычное разумное (то есть христианское) сознание: «Тайная Господеви Богу нашему: нам же явленная и чадом нашим» (Втор. 29:29). А если смущает, то только до тех пор, пока человек не избавился от своей возмутительной неграмотности и неумелости.

Раздор в душе

Но больное сознание не может перестать бояться, каким бы всесильным оно себя не ощущало. От этого оно переживает раздор в себе самом. В душе образуется беспорядок. И именно его больная душа ощущает как порядок, если этот беспорядок однороден с тем, который царит в современном ему обществе и в новой Церкви. Такая душа не носит порядок в самой себе, то есть (точнее) не отражает Божественный порядок.

Новое общество и новая Церковь находятся в состоянии постоянной революции. Чтобы все по видимости оставалось по-прежнему, нужно согласовать между собой внутренний и внешний беспорядок. Итак, социальная магия служит для самоуспокоения, стяжания мира в душе своими собственными усилиями, в том числе интеллектуальными.

Применение

Чтобы социальная магия действовала, руководитель и адепт должны:

  1. отказаться от способности указывать на сам предмет, а не в непонятное пространство знаков;
  2. перестать заключать от внешнего о внутреннем, от малого о многом и т.п.;
  3. отказаться от способности сообщать словами смысл, а не только слова.

Собственно, в следовании этим приемам и состоит вся диалектика неосуждения.

За счет своей внутренней противоречивости, неосуждение может быть повернуто то так, то иначе: для защиты и нападения, для успокоения и возмущения, для суждения и для воздержания от суждения. Для чего нужна такая неестественная свобода? Она нужна для свободного излияния жизненной силы, которая так поражает нас в гениях лжи и разрушения.

Итак, неосуждение защищает от осуждения и от размышления вообще. Так можно действовать (разрушать) гораздо свободнее, но и нам свободнее и легче заглянуть внутрь сознания, которое уходит от суда.

Если в душе есть раздор, раздвоение души, то далее все проявления этого сознания будут корректироваться больным сознанием в своих интересах. Например, православный модернист будет умело и в то же время неумело притворяться церковным человеком.

К чему приводят разговоры о неосуждении

Диалектика неосуждения, если она допущена и одобряется обществом и Церковью, не остается без горьких плодов.

Люди, участвующие в общественном и церковном беспорядке, не ощущают своей виновности. Для них не существует приговор над их мыслями, словами и делами, потому что они «ничего такого не делают», «никого не судят», и поэтому рассчитывают на свою неподсудность.

Грех и ложь в Церкви и обществе считаются случайными, они ни о чем не говорят. Такое суждение о положении вещей является аморальным. По видимости все остается, как прежде, хотя от разума и совести остается лишь внешность.

В обществе и Церкви диалектика неосуждения прикрывает духовное безвластие, и служит оправданием социального сатанизма, магического овладения реальностью. Страстное желание добра, которого нет в наличии (нет мира в душе, обществе), рождает утопии, проекты, делает сказку былью.

Теперь мы по порядку раскроем все эти положения.

Следующая глава Что такое неосуждение?

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Обновления сайта “Защитник Православия”

На сайте “Защитник Православия” появились обновления. Обновлений немного, но мы надеемся, что и они послужат вам к вящей пользе. Кроме того, в день выхода обновления нашему электронному изданию исполняется год.

В Петербурге почтили память митр. Никодима (Ротова)

Сегодня в Санкт-Петербурге, в день 34-й годовщины со дня смерти митр. Никодима (Ротова), ученики и последователи почтили память этого крупного деятеля экуменического движения и мирологии. В академическом храме апостола и

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.