Неподвижность и спокойствие классицизма

Размышления о порядке побуждают классицистов к тому, чтобы противопоставлять движение порядку.

Неподвижность

Размышления о порядке побуждают классицистов к тому, чтобы противопоставлять движение порядку. Собственно, речь идет не о движении, как таковом, а о культе движения, упоении движением, свойственном Новому времени. Здесь, как мы видим, еще нет ничего от романтизма с ключевой для него идеей эволюции.1

Неподвижность классицизма
Панорама Сассо (Кастель-ди-Сассо). Клод Лоррен.

В романе «Игра в бисер» тоже отчетливо виден отказ от движения, любой суеты. Герои путешествуют, как бы не касаясь земли, не замечая обстановки. Они передвигаются, не двигаясь. Конечно, из этого перечисления выпадает последнее путешествие Кнехта в самом конце книги, когда Кнехт покидает страну классицизма: Касталию.

Окитаившийся «Старший брат» представляет классицистический мотив неподвижности несколько карикатурно:

Было отправлено послание Старшему Брату, сердечно приглашавшее его погостить в Вальдцеле у мастера Игры… Китаец этот, однако, не покинул Бамбуковой Рощи, посланец доставил вместо него письмо, написанное выведенными тушью китайскими иероглифами, которое гласило: «Было бы честью увидеть великого человека. Но хождение чревато помехами. Для жертвы нужны две чашечки. Величавого приветствует младший».

Но ведь и Паскаль утверждал, что все человеческие несчастья имеют один корень: неумение спокойно оставаться у себя в комнате:

Если бы человек достаточно состоятельный умел жить в свое удовольствие у себя в доме, он не двинулся бы с места ради морского путешествия или осады крепости; люди покупают армейские должности так дорого потому только, что им невыносимо оставаться в городе, и они ищут бесед и развлечений в играх лишь оттого, что не могут безмятежно сидеть дома.2

Французский историк эпохи Просвещения Поль Азар пишет о XVII веке:

Классицистический ум, в сознании своей силы, любит стабильность. Больше того, он бы сам хотел стать стабильностью. Теперь, когда закончились и Возрождение, и Реформация – эти великие приключения – пришло время умственного сосредоточения, интеллектуального отступления. Политика, религия, общество, искусство, – все спасено от разрушительной критики. Обуреваемая лодка человечества, наконец, пришла в безопасную гавань. Пусть же она останется здесь надолго! Надолго? Нет, пусть она здесь остается навсегда! Жизнь теперь стала упорядоченной, правильной. Зачем же выходить из-под этого благодатного покрова, рискуя встретить что-нибудь такое, что может все перевернуть? На «Великое Вне» теперь смотрят с осуждением: оно может содержать в себе неудобные открытия. Да и само Время хотелось бы сделать неподвижным, остановить его полет. В Версальском парке посетителю казалось, что сами воды остановились в своем течении, ограниченные и управляемые, и они теперь возносятся фонтанами ввысь, вновь и вновь, как будто так будет всегда.3

Человек эпохи классицизма умел жить в своем ограниченном мире, потому что это мир был порядком. Азар продолжает:

Когда Буало был на водах в Бурбонн-ле-Бен, ему казалось, что он на краю света: Отёй был для него целым миром. Так же Париж был целым миром для Расина, и оба они, Расин и Буало, были потрясены, когда им пришлось сопровождать короля в одной из поездок. Боссюэ никогда не был в Риме, как и Фенелон. Да и Мольер не стал возвращаться в лавку цирюльника в Пезенасе. Великие классики не были расположены к путешествиям. Чтобы встретить странников, надо дождаться Вольтера, Монтескье, Руссо.4

Так как порядок неизменен, в мире и в человеке больше не появляется ничего нового. Нетрудно заметить, что этим обесценивается всякий активизм, в том числе попытка Кнехта изменить Касталию и свою жизнь. Я не исключаю, что Гессе и стремился к тому, чтобы подорвать в читателе веру в возможность изменить что-либо.

Через неподвижность природы решается и проблема развлечения, которая как раз и возникает в эпоху классицизма. Мы можем вспомнить глубокий анализ развлечения как духовной болезни у Паскаля. Вообще можно сказать, что игра как тема романа и сам роман как розыгрыш партии игры в бисер – все это тоже обращает нас к той эпохе, когда организованные развлечения были новшеством.

Конечно, классицисты понимали: можно очаровываться и отсутствием движения, можно развлекать себя отказом от развлечений. Нет, касталийцы, как и классицисты, не очарованы своей неподвижностью. Отказ от путешествий и развлечений ничего не обещает, ничем не обольщает. Если путешествовать необходимо, то следует делать это из бесстрастной любви к своей судьбе. Во всех прочих случаях от путешествий следует воздерживаться, потому что они лишены смысла, представляют собой ненужную добавку к полноте жизни. И в самом деле: если человек повсюду и всегда один и тот же, то, перемещаясь, ты всюду возишь с собою всё того же себя и встречаешь таких же людей, как ты сам.

Спокойствие

Разумный человек не изъят из прекрасного единства природы, политики, науки и искусства. Он тоже успокоился и остановился в своем беспорядочном движении. Счастье не становится самоцелью. Человек должен возлюбить свою судьбу, исполнить свой долг, надеясь обрести не счастье, а на «покой и волю». Он должен вернуться «at home» (домой), как сказано Пушкиным в примечании к этому стихотворению.

Несмотря на мощную публицистическую струю в романе Гессе, мы ощущаем внутреннее спокойствие автора, умиротворяющее действие классицизма. На примере Кнехта мы видим, как герой движется исключительно в рамках приличий, соблюдая меру своей природы, своего характера, то есть подчиняя страсти разуму.

Для классициста все решено, все на своих местах и именно в этом качестве доступно для познания. Из этого происходят знаменитые качества классицистов: трезвость, спокойствие, равновесие и некоторое самодовольство, так раздражающие все последующие поколения. Все эти качества были основательно осмеяны романтиками и реалистами, например, под именем «умеренности и аккуратности».

Гессе отсылает знающего читателя к практике и законам классицизма, но не призывает к новой революции внутри нашего революционного века во имя реставрации классицизма. Классицист ведь ставит перед собой только достижимые цели. Его одушевляет не мечта, а ровный, несколько скучный свет разума. Классицизм спокойно и мрачно оценивает положение дел, примерно так же, как Кнехт в конце романа смотрит на будущее Касталии.

Мы не видим у Гессе восхищения классицизмом в том числе и потому, что сам классицизм не допускает к себе экстатического отношения. Такое эмоциональное отношение к классицизму нарушало бы принцип трезвости и спокойствия.

Мы можем заключить, что своей последней книгой Гессе пытался успокоить до глубины взбаламученный современный мир. Классицизм в романе – еще один способ остановить беспорядочное историческое движение.

Роман Вершилло

  1. См. Priestman M. Romantic atheism: Poetry and freethought, 1780-1830. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2004. 307 p. ↩︎
  2. Паскаль Б. Мысли / Пер. Ю. А. Гинзбург. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1995. С. 112-113. ↩︎
  3. Hazard P. The European Mind, 1680-1715. Harmondsworth: Penguin Books, 1964. P. 17-18. ↩︎
  4. Hazard P. The European Mind, 1680-1715. Harmondsworth: Penguin Books, 1964. P. 19. ↩︎

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Светский мистицизм

Посюсторонняя мистика, переживания, которые испытывает гностик от пребывания во второй реальности.

Мартирий Багин опять за бортом

После 10 лет, проведенных в качестве духовника униатской семинарии Collegium Orientale, Дмитрий Багин (быв. игумен Мартирий) отправлен в отставку.

Вторжение в Эстонию

Сегодня начался визит Патриарха Константинопольского Варфоломея в Эстонию, т.е. на каноническую территорию Русской Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.