Search

Гностицизм Нового времени

Гностицизм - это маленький рычажок, переключающий реальные явления в область фантазии.

Главным предметом наших сайтов “Антимодернизм” и “Два града” является политический гностицизм Нового времени.

Сегодня гностицизм, как и аналогичный гнозис древности, является собранием сект, каждая со своим отцом-основателем, отдельным культом, светским символом веры и т.п.

Учение, пропаганда и работа

Как и в древности, гностицизм сообщает своим адептам полностью ложное мировоззрение. Гнозис предлагает не только учение, но навязывает и свой способ истолкования, то есть занимается пропагандой на своем патологическом языке.

Гностицизм Нового времени вооружает гностиков для деятельности или бездействия в мире, иерархически организует их в мирское подобие Церкви. Гностики, каждый на своем месте, воинствуют против Истины и трудятся над построением общемирового религиозно-политического тела.

Их учение мнимое: они ничему не учат. Их учение ложное. Их пропаганда не действует на разумного человека. Они восстают на Истину по глупости и занимаются бесполезным делом. Тем не менее учение, пропаганда и деятельность гностиков вовлекают их адептов в вымышленную реальность.

Новый человек

Мы говорили, что для рождения идеологии и создания антигосударств поздней античности не хватало только одного: нового массового человека. Прототипом такого человека были гностики-лжеучители, каждый в отдельности. Но новый человек, как осуществленный миф, не мог родиться, пока не победило Христианство.

Как пишет о. Серафим (Роуз):

Сам феномен Апостасии, феномен отпадения от Истины, заключается в том, что люди не могут свежо воспринять Благовестие. Они уже слышали о нем, и у них есть прививка против него.

Это очень важное замечание. Новый человек – это бывший христианин, тот, которому было привито Христианство. Он идет на компромисс с миром, зная, на что идет. Но, с другой стороны, он не способен создать что-либо совершенно отдельное от Христианства.

Новый человек не может избавиться от Христианства. Оно отравляет для него все мирское. В то же время христианская прививка не позволяет ему полностью отречься от мира, потому что это Божий мир в своем существе.

Новый человек в безвыходном положении

Таким образом, после победы Христианства над язычеством гностик находится в безвыходном положении. Он получил залог, и теперь этот залог связывает его по рукам и ногам.

В ответ на такую безысходность гностики демонстрируют набор патологических реакций. Среди них назовем желание освоить (имманентизировать) Христианство, укротить его через насмешку и пародию. Они пытаются бороться с Христианством напрямую, имитируют “полное отречение” от него. Они стремятся отречься от мира, совершая свободное падение в противоестественные грехи.

Они вынуждены пародировать Христианство, потому что не знают ничего другого подлинного, ничего стоящего в этом мире. И они вынуждены сражаться с Христианством, потому что это самое важное, что они знают.

Гностицизм – маленькая поправка к Истине

Гностицизм существует в Божием мире, перед Лицом непобедимой Истины, как маленькая добавка к первой реальности. В огромный и подлинный мир капнули идеологический яд, и наряду с реальным миром ты можешь оказаться в мире ином.

Морально и по существу все в мире остается на своих местах, но что-то изменилось в Новое время.

Гностицизм Нового времени
Петрарка и Лаура. Фреска в Аркуа-Петрарка.

Разве в древности люди не путешествовали? Путешествовали, но туризма не существовало вплоть до восхождения Петрарки на гору Мон Ванту в 1336 г.

Разве люди не бегали, не поднимали тяжелые предметы, не дрались друг с другом? Все это было, и не реже, чем в наши дни. Но они не называли это физкультурой и спортом, а называли это своими именами или уж сразу “священными” играми в честь языческих богов.

Наши предки любили Родину, но не называли это патриотизмом.

Они изучали науки, но почему-то не призывали друг друга “учиться, учиться и учиться”.

Миряне, они приходили в храм, но не думали, что участвуют в “общем деле” и не считали себя совершителями Таинств.

Сегодня все вокруг нас имеет идеологическую мотивацию: не только общественная, но и частная жизнь.

Зачем учиться читать? Потому что “без книги нет знания, без знания нет коммунизма”.

Зачем семья? “Семья – ячейка общества”, то есть гностический долг в отношении общества.

Зачем отдыхать? Чтобы с новыми силами вернуться к работе.

Зачем нужен парк? Чтобы не построили храм.

На идеологические явления невозможно смотреть просто

Мы видим на примерах, что на идеологические явления невозможно смотреть просто. Сначала нужно снять с себя и с гностика розовые или темные очки. Тогда станет видно, что туризм, современный спорт, литургическая реформа и массовая наука – это явления непростые, существующие в двух разных реальностях.

С точке зрения первой реальности туризм не представляет собой ничего особенного: бесцельное перехождение с места на место. “Туризмом” и идеологическим явлением его делает мотивировка этого хождения, а она-то и принадлежит вымышленной реальности.

Следовательно, чтобы увидеть туризм, как он есть, нужно такое зрение, которое учитывает и человеческий злонамеренный вымысел, и первую реальность, которая остается ненарушимой никаким вымыслом.

Может показаться, что мы усложняем. Не проще ли сказать, что это вымысел и отвергнуть? Нет, не проще.

Дело в том, что человек ничего не познает и не чувствует непосредственно. Это видно из фактов познания. В самом деле, смотришь на ложь, а постигаешь Истину или ложь. Слышишь ложь, а она переливается или не переливается в твою душу.

Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11:49-50).

То есть Каиафа сказал самую истинную вещь, и Евангелист поясняет:

Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино (Ин. 11:51-52).

Но какой вывод из этого истинного пророчества делают собравшиеся?

С этого дня положили убить Его (Ин. 11:53).

Патологическое сознание является непростым, потому что душа создана Богом. Она слышит Истину и не может ее не слышать, а претворяет ее в ложь. Такое сознание не честно с Богом и с самим собой, просто потому что это вообще никакое не сознание.

Но и здравое сознание тоже не просто устроено, потому что человек не только мыслит, но и представляет свои мысли на суд Богу.

Таков вывод из философии порядка, которая отделяет порядок от беспорядка и каждому истинно сущему отводит свое место во времени и в вечности. Это своего рода бинокулярное зрение, которое видит и то, что есть, и то, что кажется, совмещая все в одном верном изображении.

Протоиерей Александр Шмеман смотрит телевизор

Когда мы смотрим на спортсменов, то видим, что они не совершают ничего особенного: бегут или прыгают. Что они сами, тренеры, зрители, телеоператоры и рекламодатели думают об этом – есть уже элемент второй реальности или даже нескольких конкурирующих между собой вымышленных миров.

Это хорошо видно на примере известного фрагмента из дневников о. Александра Шмемана. Итак, перенесемся в 1976 год:

Гностицизм Нового времени
Олимпийские игры. Почтовая марка США.

«Все эти дни по телевизии – зимние Олимпийские игры в Иннсбруке. Невозможно оторваться».

Зрелище вызывает у о. Шмемана ряд соображений:

«Изумительная красота человеческого тела, претворяемого в усилие, движение, на глазах становящегося невесомым, «воплощенным духом», освобождающего собственную свою тяжесть, эмпиричность, утилитарность («органы»). Нет, не «темница души», а ее жизнь, порыв, свобода и красота. Всё в спорте – аскеза, целеустремленность, присущее ему целомудрие, органическая, а не искусственная красота, являемая в нем – все указывает, доказывает, являет возможность преображения».

Мы видим, как телезритель входит в уже готовый миф, но поскольку он и сам не лыком шит, то сразу накладывает на миф свой миф.

То же самое о. Шмеман и ему подобные совершают в Церкви. К Откровению и Таинствам они добавляют щепотку своего магического порошка.

Они думают исказить истину, осквернить благодать. Мы же должны помнить, что ничего такого не происходит: Церковь по-прежнему стоит, основанная на Истине.

В отличие от древности гностицизм не встречает последовательного отпора со стороны христиан. Не происходит того, о чем писал св. Ириней Лионский: “Обнаружение их (гностиков) учения есть победа над ними”.

Так происходит от того, что антимодернисты больны теми же болезнями, что модернисты. В ответ на модернистский миф антимодернисты создают свои варианты второй реальности, обычно в духе правого модернизма. И этим обозначается ситуация Отступления.

Что такое гностицизм Нового времени?

Итак, гностицизм Нового времени – это ложное мировоззрение, передаваемое с помощью пропаганды. Гностики, каждый в своей вымышленной реальности, занимаются одним и тем же богоборческим и бесполезным делом: построением религиозно-политического тела.

Гностицизм – это маленький рычажок, переключающий реальные явления в область фантазии.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Сектанты почтили память “вещуньи”

20 сентября в Государственном литературном музее в Москве состоялся вечер памяти Анны Ахматовой, организованный Крестовоздвиженским малым братством (подразделение секты о . Георгия Кочеткова).

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.